Айтен Мустафаева: «Телевидение необходимо обязать давать социальную рекламу хотя бы один раз в день»
Интервью 1news.az с директором Института по правам человека Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА), депутатом Милли Меджлиса Айтен Мустафаевой.
Интервью приурочено к 65-летию Всеобщей декларации прав человека. Этот исторический документ был принят Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, вскоре после того, как были обнародованы свидетельства преступлений нацистской Германии во время Второй мировой войны.
Всеобщая декларация прав человека – самый важный международный документ, определяющий права человека, как принадлежащие всем людям от рождения независимо от их пола, цвета кожи, этнической, религиозной или сексуальной принадлежности.
- В чем, на ваш взгляд, значимость этого исторического документа для мира сегодня?
- Всеобщая декларация прав человека – это общечеловеческое достижение, итог моральной эволюции и критического подхода к сложившейся ситуации в мире. Принятие декларации, которая адресуется каждому человеку без исключения, было связано с необходимостью защиты людей во время войн, внутригосударственных и межгосударственных столкновений, когда повсеместно нарушались права человека.
Это понятие охватывает всю человеческую жизнь, начиная от эмбриона и заканчивая телом покойника. Уважение к человеку определяет внутреннее моральное состояние общества, так как во главе угла всей деятельности как отдельного человека, так и отдельного государства, должны стоять интересы людей.
Эволюция, развитие науки приводит к тому, что мы все критичнее, все глубже уходим в систему прав человека. С развитием интеллекта и технологий мы начинаем задумываться о том, что технологии, с одной стороны, помогают человеку, а с другой стороны могут и навредить.
Декларация дала нам право на охрану здоровья, охрану интересов здорового общества, право на свободу слова и мысли, вероисповедания, обеспечила права малых народов, политические права, право выбора и многое другое. Это все лежит в основе Декларации, и достижение ее в том, что право общества повернулось к конкретному человеку.
- Что бы вы назвали основным достижением Азербайджана в области прав человека за годы независимости?
- За последние 20 лет можно отметить множество достижений. В первую очередь в этой сфере значительно повысился уровень просвещения, и не только среди простых граждан, но и среди чиновников, членов парламента. Еще 15 лет назад все могли осознавать, что в обществе существует определенная проблема, но зачастую о ней не решались даже заговорить. Среди таких чувствительных вопросов – насилие в семье, пытки в тюрьмах, репродуктивное здоровье и многое другое.
Пенитенциарная система Азербайджана хорошо развивается, наши суды значительно прогрессировали за последние годы. Большую роль в этом играет международное сотрудничество: пополняются знания, есть возможность опираться на международные прецеденты.
Также прогрессивным шагом можно считать принятие в Азербайджане закона о репродуктивном здоровье населения. Он ждал своей очереди долгое время, так как не получалось прийти к консенсусу. Сегодня своей очереди ждет закон о правах пациента.
Большое развитие в последние годы получила борьба с коррупцией, снижение уровня бедности, социально-экономическая защита граждан, облегченный доступ к госуслугам (служба ASAN), уменьшение препон для реализации гражданами своих прав, развитие национального законодательства в соответствие с международными стандартами.
Азербайджанское законодательство развивается, реформируется, старые законы модернизируются. Несмотря на то, что общая грамотность населения в области прав человека еще недостаточно развита, за последние годы она значительно повысилась. Люди начинают разбираться в своих правах, отстаивать их, жаловаться в соответствующие органы, если их право не реализуется чиновниками. В этом плане уровень просвещения вырос, начиная от восприятия обществом самого термина «права человека» и заканчивая более конкретными вещами.
- Что сегодня является первостепенным для Азербайджана в дальнейшем развитии сферы прав человека?
- Права человека могут рассматриваться как на глобальном уровне, так и внутри страны. В развитии сферы прав человека внутри Азербайджана нам нужно работать и работать, особенно в области социальных прав человека. Сюда можно отнести медицинское право, потребительское право, права инвалидов, развитие адвокатуры, доступность квалифицированной юридической помощи и т.д.
Наш институт планирует выступить с некоторыми инициативами в этом направлении. Одним из вопросов первостепенной значимости, которые мы рассматриваем, является развитие в нашей стране одного из направлений юридических наук - медицинского права. В Европе оно практикуется уже около 50 лет, в Азербайджане же пока такого понятия не существует.
В стране есть законы в этой сфере, но к ним нет нормативных актов, то есть они фактически не имеют пути имплементации в жизнь. В связи с этим очень много проблем, начиная от трансплантологии и заканчивая правами пациентов и медицинским страхованием.
В Азербайджане необходима серьезная работа в этом направлении. Наши юристы должны иметь возможность специализироваться в сфере медицинского права, чтобы уметь защищать права граждан-пациентов и права граждан-врачей, а также медицинских клиник.
Другим важным направлением развития являются права инвалидов в Азербайджане. К сожалению, их права у нас озвучиваются чисто формально, в жизни же они не учитываются. Дома, дороги, транспорт – все это не рассчитано на инвалидов. Одним из ярких примеров могут служить некоторые подземные переходы в Баку, где спуски настолько крутые, что даже здоровый человек, спускаясь, рискует стать инвалидом. В наземных же переходах отсутствуют лифты для инвалидов, что является нормальной практикой во всем мире.
В сфере трансплантологии мы считаем важным проводить просвещение среди населения на тему пожертвования своих органов в случае смерти. К примеру, в соседней Турции такая практика существует уже несколько лет. В стране должен существовать банк органов, должен быть список людей, нуждающихся в этом, также как и список людей, готовых к такому пожертвованию.
Еще одним немаловажным направлением в области прав человека в Азербайджане является внедрение социальной рекламы в средствах массовой информации. Телевидение необходимо обязать давать социальную рекламу хотя бы один раз в день по несколько секунд. Хотя это ничего не стоит телеканалу, зато несет огромную пользу для общества, это эффект 25-го кадра. Население ведь нужно воспитывать. Лишь посредством книг невозможно этого добиться. Телевидение в этом отношении играет огромную роль.
У наших детей нет своего героя. Очень важно, чтобы в стране были свои герои. Печатные и телевизионные материалы о таких людях помогли бы молодому поколению знать их в лицо.
Для того чтобы внедрить все эти новые инициативы, нужно усилить ответственность за неисполнение, за некачественное исполнение. Даже если поначалу воспитание общества будет происходить через силу, со временем это войдет в привычку, и тогда можно будет либерализировать правила.
В Азербайджане замечательное законодательство, но не доработаны ступени реализации законов. Ведь для того чтобы какой-то один закон заработал, необходимо продумать и принять ряд нормативных актов, т.н. правил игры.
- Вопрос прав человека давно перешел из национальной плоскости в глобальную, и сегодня Запад негласно считает себя вправе судить весь мир по своим стандартам. В чем, на ваш взгляд, заключаются основные проблемы сегодняшнего международного права?
- Эволюция в области прав человека бесконечна. Мы видим это на примере европейских стран. Даже во Франции, которая считается колыбелью прав человека, они очень серьезно нарушаются. Человека могут осудить просто за слова и убеждения (закон об уголовном наказании за отрицание геноцида армян в 1915 году – ред.) Аналогичные примеры можно найти и в таких развитых и демократических странах, как Норвегия и Соединенные Штаты.
Другой проблемой на международном уровне является неэффективность международного права. Оно гласит одно, а в реальности происходит совершенно другое. Международные структуры принимают декларации, резолюции, но не исполняют их. Не разработан механизм имплементации, и решения остаются на бумаге.
Это видно на примере Азербайджана, к которому применяются двойные стандарты. По Азербайджану Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции. Прошло 20 лет, и они все еще остаются нереализованными. Есть же и другие случаи, как в Косово или Ливии, когда ночью принимается решение, а утром войска уже на месте.
В армянском парламенте расстреливают политиков, для разгона демонстраций стреляют по людям, но эти вопросы не поднимаются на должном уровне. Тогда как в Азербайджане разгон хулиганов, которые бьют стекла и устраивают беспорядки на улицах, считается серьезным нарушением прав человека. Ведь в тех же Великобритании, США, Греции митинги разгоняются нарядами полиции с применением дубинок и водометов.
Международные организации закрывают глаза на нарушение прав миллиона азербайджанских граждан, ставших беженцами и вынужденными переселенцами в результате конфликта с Арменией. Проблема одного человека может превратиться в проблему политзаключенного, а проблема миллиона азербайджанских граждан почему-то не является проблемой на международном правовом поле. Есть и проблема спекуляции термином «политзаключенный».
Это не просто двойные стандарты, это открытое игнорирование Азербайджана как члена сообщества государств. В такие моменты угасает вера в общность, в единую правовую семью.
- Что может сделать Азербайджан, чтобы изменить ситуацию? Какие в целом шансы у нашей страны проявить себя на этом поприще?
- Я считаю, что Азербайджан должен выступать на международном уровне с правовыми инициативами. Для этого у страны есть необходимые интеллектуальные возможности, есть хорошие эксперты.
Так, по одну сторону баррикад оказываются террористы, по другую – гражданское население. Гуманитарное право в этом отношении молчит, но как-то же нужно защищать этих людей. Азербайджан также является жертвой такого рода войны, когда теракты решают вопрос. Мы стали и жертвой недееспособности резолюций ООН. Поэтому мы должны выступать с инициативами. Я считаю, что необходим новый протокол, новая конвенция.
В международном сообществе существует и проблема и спекуляции термином «политзаключенный». Сегодня каждый навязывает нам свое понимание этого понятия, прикрепляя его к любому человеку, чтобы манипулировать тем самым интересами государств.
Невозможно приравнивать к политзаключенным любого хулигана, который вмешался в толпу и совершил хулиганские акты, который связан с криминалом, но при этом является членом какой-либо партии. Партийная деятельность не означает, что человек обладает презумпцией невиновности и может делать все, что захочет.
Наш институт предлагает, чтобы Азербайджан выступил перед международным сообществом с инициативой принятия единого понятия «политзаключенный». Подобная инициатива может быть предложена уже в течение следующего года.
Елена Остапенко, В.Т.