Профессор Му’таз Абдулхамид: «Арабский регион полон кровавых конфликтов, потрясений и горя»
Интервью 1news.az c директором Республиканского центра безопасности и стратегических исследований (Ирак), экспертом в области криминалистики, автором многочисленных книг, посвященных проблемам насилия, преступности и терроризма, среди которых «Преступники до суда», «Из материалов иракской полиции», «Гипотеза насилия», «После падения Багдада», известным иракским политологом, профессором Му’тазом Мухи Абдулхамидом.
- Профессор, вы приняли участие в международной конференции «Арабские страны на фоне последних изменений: социальные, экономические и политические процессы», которая недавно состоялась в Баку. Каковы ваши впечатления о конференции и дискуссиях, в которых вы участвовали?
- Конференция была посвящена анализу опыта стран «арабской весны» сквозь призму социально-политического положения в этих государствах, их международных связей и отношений с соседями. Азербайджан осуществил крупный научный и культурный проект, пригласив группу исследователей, мыслителей и ученых из стран арабского мира и государств Запада на данную конференцию.
Большинство докладов, которые были зачитаны на конференции, и обсуждений, последовавших за докладами, отражали различные и противоположные точки зрения.
На мой взгляд, конференция показала, что имеется ясное видение того, как исправить ошибки и предложить стратегию, основанную на сотрудничестве между «странами арабской весны» и Азербайджанской Республикой.
Эти страны до сих пор переживают внутренний кризис. К примеру, одни группы в обществе не могут дать определение шариату или идеям, которые они считают необходимыми для создания современного мусульманского общества.
В то же время другие группы полностью отрицают саму возможность формирования подобного общества.
- В своем докладе, который вызвал большой интерес у публики, вы говорили об экстремистских, джихадистских группировках, которые осуществляют террористические акты в вашей стране, в Ираке, и в странах «арабской весны». Не могли бы вы рассказать читателям о данной проблеме?
- Террор – это часть заговора, он тайно замышляется и планируется. Решения принимаются на самом высоком уровне, приказы поступают от командиров к группам или организациям, таким как аль-Каида, например. Члены подобных организаций – это представители введенного в заблуждение, обманутого поколения, которое не воспринимает вопросы и дискуссии. Всё это серьезно осложняет борьбу с терроризмом.
К тому же, идеи терроризма легко распространяются в закрытых обществах, в которых запрещается любое многообразие и преследуется инакомыслие.
Эти идеи требуют полной покорности, отказа от рационального мышления, крайний буквализм в интерпретации религиозных текстов, деления мира на два «военных» лагеря: веры и неверия, обвинения в ереси, а нередко и в предательстве, того, кто призывает к диалогу.
Экстремистские силы полностью отрицают саму возможность ведения диалога. Поэтому строить с ними диалог практически бесполезно. Ведь он, как правило, происходит между сторонами, которые признают разнообразие и видят практическое значение диалога, а это - обмен опытом и идеями между его участниками.
Это означает, что ни индивид, ни группа, принадлежащие к какой-либо политической партии или социальному движению, не могут единолично владеть «правом слова», не давая остальным членам общества возможности выражать свои мысли.
В основе диалога – признание относительности и изменчивости того, что люди называют «истинами». Подобный подход позволяет лучше узнать о потребностях общества, возможностях его развития и процветания. Иначе говоря, он нацелен на объединение опыта и знаний разных членов общества и делает само общество более открытым к новшествам.
В своём выступлении я говорил о проблемах арабского мира, который уже 20 лет страдает от терроризма, подчеркнув, что у террора нет родины, расы, национальности. Это международное явление. Взрывы, террористические акты охватили исламский мир от Джакарты до Танджи.
Конечно, террористы осуществляют взрывы во многих странах мира, но большинство взрывов происходят в мусульманских странах. Единственные факторы, которые объединяют все эти террористические группировки – это объявление всего общества обществом неверующих и еретиков (такфир), призывы переселиться из этого «общества неверия» (дар ал-куфр) и разговоры об исламском халифате.
Наш арабский регион полон кровавых конфликтов, потрясений и горя. Однако между арабскими государствами существуют особая духовная близость и прочные, неразрывные отношения. В этом контексте можно назвать Палестину, Йемен, Ирак, Ливан, Сирию, страны Северной Африки (Магриба).
Бесспорно, что очевидная враждебность, пристрастная, несправедливая поддержка Израиля со стороны Запада, оккупация Ирака и постоянные угрозы в сторону различных арабских государств ухудшили положение в арабском мире. К тому же, претерпели неудачу проекты по развитию региона, которые не смогли привлечь к работе миллионы молодых людей. В результате образовалась благоприятная среда для экстремистов, которые собирают молодежь вокруг себя.
- Вы уже долгое время изучаете вопросы, связанные с терроризмом и радикальными группировками. Хотелось бы спросить, может ли опыт Азербайджана помочь в решении проблем радикализма и экстремизма?
- В борьбе с экстремизмом и терроризмом у нас два выбора: предпочтение меча перу, т.е. отказ от дискуссий, независимых суждений по светским и религиозным вопросам (закрытие «дверей иджтихада») и творческих инициатив, или предпочтение пера мечу – открытие «всех дверей и окон», создание условий для обмена мнениями. Борьба с терроризмом должна быть решительной. Победа над ним будет одержана тогда, когда меч отступит перед пером, а идеи, призывающие изолироваться от мира, потерпят поражение.
Необходимо войти в новый век просвещения, в котором совместно работали бы сознательные, творческие и созидательные силы арабского и исламского общества.
Когда литератор, писатель, художник, профессор университета, учитель в школе, рабочий на заводе, крестьянин в поле – каждый на своем месте, и в своей сфере участвует в процессе возрождения и строительства.