Григорий Трофимчук: «Рано или поздно визы между Азербайджаном и Россией будут введены»
Интервью 1news.az c первым вице-президентом Центра моделирования стратегического развития, участником Экспертно-аналитической лиги «Ресурсные стратегии» МГУ им. М.В. Ломоносова, экспертом Центра национальной политики МГУ им. М.В. Ломоносова, известным российским политологом Григорием Трофимчуком
- Как можете оценить развитие азербайджано-российских отношений по итогам года?
- Успехом года является то, что азербайджано-российские отношения до сих пор остаются на прежнем уровне. Хотя многие люди и события пытались, чуть ли не впервые в постсоветской практике, обрушить их по-настоящему. Достаточно вспомнить, как вели себя некоторые представители медийной сферы и с той, и с другой стороны. О развитии отношений в такой ситуации речь, к сожалению, уже не идет. Поэтому сохранение имеющейся отметки я и считаю достижением.
Не исключаю того, что в наступающем году давление на наши двусторонние связи будет усилено качественно, что будут применены новые методики, найдены новые поводы для противоречий. Будет очень плохо, если 2013 год станет рубежным – между прошлыми хорошими отношениями и натянутыми будущими. Пока что, похоже, именно этим он и запомнится нашим историкам.
Наши отношения будет по-прежнему отравлять нерешенная проблема Карабаха, приближение США к Ирану, проблемы Южного Кавказа, где фактически и формально появилась первая «европейская» страна, Грузия – и так далее.
- Не так давно состоялась встреча глав МИД АР и РА, по итогам которой Эльмар Мамедъяров был довольно оптимистичен. Как вы считаете, стоит ли нам ожидать в ближайшее время каких-то реальных сдвигов в урегулировании или не нужно обманываться?
- Эта встреча доказывает, что противоречия между Арменией и Азербайджаном будут все чаще выводиться на двусторонний уровень, без участия России, но с помощью США. Если вы помните, я говорил об этом часто, и вот, похоже, момент настает. Вашингтон приложил дипломатические и политические усилия для встречи президентов двух стран, теперь на встрече дипломатов формат закрепляется, цементируется.
Некоторые сдвиги здесь могут произойти вполне. Хотя бы для того, чтобы подчеркнуть «недееспособность» Москвы. Армению ЕС и США с вопросом о евроинтеграции в покое не оставят (тем более что рядом с Арменией возникает интегрированная в Европу Грузия). Как Украину, теми же методами, Армению будут «воспитывать» вряд ли, поэтому для начала может быть сделана попытка частичной реализации «мадридских протоколов»: снижения контроля Еревана за территориями, непосредственно примыкающими к Карабаху. После того как Армения публично объявила о вступлении в Таможенный союз, к ней теперь вполне могут зайти с этой стороны без помощи России.
- Тем не менее, кажется, что по итогам визита Владимира Путина в Баку Россия стала играть более активную посредническую роль в карабахском урегулировании. Какой будет посредническая миссия РФ в году следующем?
- Принципиальных изменений в этом направлении не произойдет. Россия выступала и будет выступать, исключительно за политические методы урегулирования конфликта. Более активная роль Москвы может выражаться только в выдвижении новых идей, в практическом результате. Пока что главный результат один, сохраняющийся уже не одно десятилетие: «замороженный» Карабах, который рано или поздно будет разморожен.
- Подводя итоги года во взаимоотношениях двух стран, мы не можем не отметить «бирюлевское» убийство и последующие выдворения азербайджанских мигрантов из Москвы. Как скоро ситуация полностью наладится? Разговоры о введении визового режима так и останутся разговорами, или…?
- По вопросу визового режима между РФ и АР ситуация простая и прозрачная. Некоторое время, после 1991 года, мы жили без виз вообще. Теперь вопрос о визах ставится – по тому или иному поводу – все чаще и чаще. А это значит, по логике вещей, что рано или поздно визы будут введены. Не исключаю того, что в обозримом будущем визовый режим между АР и Евросоюзом будет намного более либеральным, чем между РФ и АР. Все к этому идет.
Наши страны, просто по факту, являются суверенными. Скоро мы не будем называть друг друга «братьями» и визовый режим будет восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Такие жесткие политические сюжеты, как с Зейналовым, стремительно приближают этот формат.
Гамид Гамидов