Риккардо Дучесне: «Западный путь развития не универсален для всего человечества»
Интервью 1news.az с профессором социологии из Университета New Brunswick (Канада), обозревателем канадского онлайн-издания FreedomPress Риккардо Дучесне.
- Азербайджан – мусульманская страна, которая выбрала для себя путь евроинтеграции. Каким вы видите Азербайджан сегодня и в будущем?
- Прежде чем я побывал в Баку на гуманитарном форуме в октябре, я знал лишь то, что Азербайджан – это одна из республик бывшего Советского Союза, которая обрела независимость в начале 1990-х гг. Также я знал, что это страна с преимущественно тюркским народом, исповедующим ислам. Однако к моменту участия в форуме я имел намного больше информации о вашей стране.
Крупные азербайджанские города – Баку и Гянджа – развиваясь, сохраняют свои традиционные особенности. Безусловно, Гянджа в большей мере сохранила эти элементы прошлого в поведении и внешнем облике горожан, чем столица, но даже там я общался с преподавателями, владеющими английским языком.
- Южный Кавказ представляет стратегический интерес для Запада благодаря своему важному географическому положению и региональной энергетической инфраструктуре. Как бы вы оценили политику Запада в регионе?
- Крупные американские и западноевропейские нефтяные компании заинтересованы в энергетическом сотрудничестве с прикаспийскими странами. Помимо очевидных экономических интересов, связанных с добычей нефти, Запад также вовлечен в вопрос продвижения Азербайджана в развитии демократии. Соединенные Штаты также стоят на страже демократии, и я полагаю, что США в целом довольны усилиями нынешнего азербайджанского правительства в этом направлении.
Я лично считаю, что Западу пора понять, что не обязательно все страны мира должны двигаться по т.н. западной кальке. По мере развития тюркские народы должны найти свой собственный политический стиль правления. Западный путь развития не стоит рассматривать как универсальный для всего человечества, так как в мире много разнообразных культурных и религиозных особенностей. Настоящее разнообразие заключается в плюрализме политических режимов и путей модернизации.
- Какую роль, на ваш взгляд, может сыграть Азербайджан как многонациональная страна в развитии межкультурного диалога?
- На форуме я заметил, что многие официальные лица и представители академической сферы Запада полагают, что Азербайджан и мир в целом одобряет мультикультурализм. Но «мультикультурализм» не то же самое, что «мультикультурный», и об этом я говорил в своем докладе на форуме.
На мой взгляд, Азербайджан относится к мультикультурным странам, так как здесь признаются и уважаются разные этнические группы и их языки, в то же время в стране есть официальный язык – азербайджанский. Государственное устройство в стране светское и не запрещает исповедания различных религиозных направлений.
Мультикультурализм же как «западная идеология» способствует росту многих культур и включает в себя массовую иммиграцию. Это не то, что имеют в виду азербайджанцы, говоря «мы – мультикультурная страна».
В Канаде мультикультурализм означает поддержку прав иммигрантов, и этот тип мультикультурализма очень спорный. В стране должна существовать официальная культура, к которой относится большинство населения, и при этом должны быть защищены права проживающих в стране меньшинств. Но я бы не советовал Азербайджану увеличивать число национальных меньшинств в стране, дав «зеленый свет» массовой миграции в страну.
- Знаменитое заявление экс-президента Армении Роберта Кочаряна гласит, что армяне и азербайджанцы по своей природе не могут сосуществовать вместе. Однако есть длительный опыт совместной жизни, и даже сегодня в Азербайджане проживает около 30 тысяч армян. Верите ли вы в возможность мирного соседства двух народов в будущем?
- Я не могу предсказать, будут ли армяне и азербайджанцы снова мирно сосуществовать в Азербайджане, но я убежден, что если армяне будут обладать теми же правами и возможностями, [что и азербайджанцы], то такая возможность есть.
В соответствии со статьей №25 Конституции, государство гарантирует равенство и уважение прав и свобод всех граждан независимо от расы, национальности, религии и языка. В статье №44 говорится, что «каждый человек имеет право на сохранение своей национальной идентичности. Никто не может быть принужден изменить свою национальную идентичность». Есть также статья №11, которая гарантирует сохранение национальной культуры азербайджанского народа, а также самобытной культуры меньшинств.
Таким образом, Конституция четко прописывает наличие общей «национальной» культуры для всех азербайджанцев, и в то же время право меньшинств на сохранение своего наследия.
Ф.Х., Остапенко Елена