Баррикады жаждут крови, или Можно ли остановить распад Украины?
Фикрет Садыхов
Политолог, профессор Западного Университета (Баку)
Киевский майдан: из мирного протеста и символа единения всей Украины перешел в новую стадию и превратился в арену ожесточенного противостояния.
События на улице Грушевского показали, что, многие из тех, кто декларировал европейский выбор, на деле отказались от него, сделав ставку на силовой вариант.
«Правый сектор» действует
В рядах нападающих особую активность проявляют обученные боевики из радикальных националистических организаций «Правого сектора».
На насилие милиция отвечает адекватно. «Беркут» регулярно проводит контратаки, а по ночам отлавливает активистов и проводит «воспитательные беседы». Вместе с тем силовые акции против митингующих не проводятся.
Опасность ситуации в том, что в киевских беспорядках участвуют не только оранжевые радикалы. Умеренная часть Майдана тоже не отмежевалась от них и даже поддержала. Провозглашено создание новых органов власти, в частности Народной рады, которая заменит «антинародную» Верховную Раду и состоит из оппозиционных и внефракционных депутатов нынешнего парламента. На роль председателей Народной рады избран оппозиционный украинский триумвират в лице Виталия Кличко, Арсения Яценюка и Олега Тягнибока.
Бурлит не только столица. События в Киеве ведут к радикализации ситуации и на окраинах страны. Западные регионы фактически восстали против государственной власти. В некоторых областях даже произошли локальные перевороты.
«Восток» против хаоса
В свою очередь власти Харькова, Донецка и Одессы не только поддержали В. Януковича, но и призвали его «защитить граждан Украины от национализма и политического произвола» и пресечь хаос в Киеве. Раздаются призывы с требованием принятия жестких и решительных мер к тем, кто «бросает Украину в бездну гражданского конфликта, кто пытается осуществить попытку государственного переворота и силового захвата власти».
Выражается готовность «мобилизовать сторонников законно избранной власти для поддержки президента Украины и проводимого им курса реформ».
Кто виноват?
Обе стороны пытаются переложить вину за радикализацию событий в Киеве на внешние силы.
Представители власти обвиняют европейские страны в финансировании Майдана, а оппозиция утверждает, что за разгоном демонстраций стоит Кремль. Что же касается Запада, то традиционно для таких конфликтов занятая западными политиками позиция во всем обвинять власть никак не способствует поиску компромиссных решений и лишь разогревает радикалов, которые ощущают поддержку Запада и упиваются безнаказанностью.
Между тем многое указывает на то, что для ЕС события на улице Грушевского стали шоком. В сложившейся ситуации ни один крупный европейский лидер не выступил с жесткой критикой Януковича. Достаточно осторожно ведет себя и Москва. На любые заявления украинских политиков о «российском сценарии» чиновники в Кремле дают организованный «отлуп». Судя по всему России не очень выгоден территориальный распад Украины. В Москве понимают, что в лице Западной Украины могут получить враждебную территорию, по которой российский газ идет в Европу.
Лидеры триумвирата В. Кличко, А. Яценюк и О. Тягнибок пытаются максимально соответствовать своему статусу лидеров. Они, конечно же, не планировали вести толпу на штурм власти и не рассчитывали, что им придется удерживать людей от подобного штурма. Майдан был для них лишь элементом предвыборной кампании. Поэтому, когда после Народного вече часть протестующих пошла в атаку на «Беркут», лидеры оппозиции по существу потеряли контроль над Майданом.
Предложение оппозиции
Но самое интересное, что развитие ситуации на Майдане сегодня не устраивает ни одну из сторон конфликта — ни олигархов, ни системную оппозицию, ни власть, ни заинтересованные внешние силы. Все зашло слишком далеко. В оппозиции считают, что приемлемым выходом должна стать сдача власти.
Однако не все так просто. Провластные эксперты и политики убеждены, что вывод внутренних войск с улиц Киева и с Майдана будет преступлением действующей власти и капитуляцией перед радикалами. Президент давал клятву защищать народ Украины, и колонны «Беркута» — единственное, что сдерживает погромщиков от продолжения вандализма, считают они.
Во-вторых, для Януковича ничего особо не изменилось, так как большинство в парламенте он не потерял, и это серьезный аргумент к которому прибегает правящая элита.
Конечно, рейтинг президента серьезно пострадал от Майдана, однако вряд ли это достаточный повод , чтобы подавать в отставку.
Что касается переговоров с оппозиционным «триумвиратом», то время показало, что к реальным результатам они не привели. Переформатирование правительства, а также посты премьера и вице-премьера, предложенные В. Яценюку и В. Кличко, ситуацию радикальным образом не меняют.
Президент может, конечно, прислушаться к голосам сторонников твердой линии и отдать приказ о разгоне митингующих. Но в этом случае вся конструкция политического балансирования независимой Украины рухнет.
Тактический союз?
Реальность сложившееся ситуации в том, что радикализация протестов и возможный распад этой территории несет угрозу и Москве и Брюсселю. Исходя из этого, Россия и Европа могли бы объединить усилия для стабилизации ситуации в этой стране и перевести ее в мирное русло.
Именно такой тактический союз мог бы остановить кровопролитие и сформировать площадку для обсуждения дальнейшей судьбы Украины. Это именно тот случай, когда политическая трезвость и желание сохранить страну должны возобладать над сиюминутными эмоциями.