ЕС: меняется ли его политика на постсоветском пространстве? - Часть II | 1news.az | Новости
Политика

ЕС: меняется ли его политика на постсоветском пространстве? - Часть II

14:28 - 06 / 03 / 2014
ЕС: меняется ли его политика на постсоветском пространстве? - Часть II

БАКУ, 6 мар – 1NEWS.AZ

Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью «ЕС: меняется ли его политика на постсоветском пространстве?».

Представляем вниманию читателей данный материал без изменений:

Новая динамика, наблюдаемая в глобальной геополитике, не может не повлиять на политику Евросоюза в отношении стран постсоветского пространства. Здесь проявляются моменты, которые привлекают внимание и в плане финансового кризиса, переживаемого этой организацией, и в плане трудностей на пути к политической интеграции. На фоне сказанного внимание экспертов привлекли содержание политики и стратегия Евросоюза в отношении России, Украины, Молдовы, Южного Кавказа и Центральной Азии. Особо обращают на себя внимание новые оттенки, появившиеся в рамках программы «Восточное партнерство».

ЕС-Южный Кавказ: обещания и реальные шаги

О том, что у Запада имеются серьезные планы в связи с этим регионом, говорится с 90-е гг. прошлого века. Но прошедший период показал, что здесь мы имеем дело скорее не с конкретными политическими шагами, а со словами. Это проявляется в политическом, экономическом и геополитическом аспектах. Прежде всего, следует отметить, что в урегулировании южно-кавказских конфликтов Евросоюз проявляет недостаточную активность и объективность. Эксперты, анализирующие динамику отношений между сторонами, отмечают ряд ее недостатков.

По мнению К.Юматова, хотя начиная с 2008 года влияние ЕС на Южном Кавказе усилилось, вместе с тем имел место и ряд противоречивых моментов.

Во-первых, это ограниченные финансовые и военные затраты Евросоюза в регионе. Во-вторых, это наличие противоречий между экономическими интересами этой организации на Южном Кавказе и ее демократическими стандартами.

Здесь автор имеет в виду политику «двойных стандартов» в отношении государств региона. Так, все еще ЕС не проводит дифференцированную политику в отношении государств региона, придерживаясь общего подхода. К примеру, он не относится к Армении как к стране-агрессору, а наоборот, говорит о «демократии», «правах человека», «праве на самоопределение» и т.д., чтобы прикрыть эти реалии.

Здесь в качестве самого большого препятствия западные эксперты указывают на то, что Европа и Россия не смогли договориться по региону. То, что ЕС не смог на должном уровне оказать Грузии помощь в 2008 году, в этом смысле сыграло решающую роль.

Такая ситуация служит сохранению геополитической напряженности в регионе. Пока нет информации о том, какого рода шаги предпримет ЕС. Но это не означает, что эта организация абсолютно бездействует в регионе.

Дело в том, что в рамках программы «Восточное партнерство» у Евросоюза остаются надежды в связи с Грузией и Азербайджаном. Летом этого года Грузия может подписать ассоциативное соглашение. Азербайджан же ведет более сбалансированную политику, расширяя в этой плоскости сотрудничество с ЕС. Так, между сторонами развиваются стратегические отношения в сфере энергоносителей. Об этом неоднократно заявлялось на официальном уровне.

Получение проектами газопроводов TANAP (Trans-Anatolian gas pipeline) и TAP (Trans Adriatic Pipeline) путевок в жизнь оценивается как серьезный шаг. С уверенностью можно сказать, что официальный Баку будет развивать отношения с ЕС в перспективном направлении с учетом собственных интересов.

В отличие от Грузии и Азербайджана, Армения обманула Евросоюз. 3 сентября прошлого года в Москве Серж Саргсян заявил о желании страны вступить в Таможенный союз, чем положил конец вопросу об ассоциативном членстве. Европейцы оценили это как «шок». С того времени между ЕС и Арменией какой-либо серьезный договор не подписан.

Эта страна словно забыла о Брюсселе. Но удивительно, что европейские аналитики пытаются защищать Ереван в нагорно-карабахском вопросе и обвинять на этой основе Азербайджан в проведении агрессивной политики. Вне всякого сомнения, в корне такого заблуждения лежит политика «двойных стандартов», проводимая Брюсселем.

Из сказанного выше следует, что активизация ЕС преимущественно в энергетической сфере не означает эффективность его геополитики на Южном Кавказе.

Для того чтобы программа «Восточное партнерство» получила полную поддержку, должно измениться отношение самого ЕС к государствам региона. Пока этого не произойдет, упомянутое нами противоречие между экономическими интересами и демократическими требованиями останется. Именно поэтому не видно, чтобы за последние годы Брюссель добился каких-либо конкретных результатов в регионе. Такое положение дел оказывает негативное влияние и на центрально-азиатскую политику организации.

Центрально-азиатское направление: ЕС лицом к лицу со сложной ситуацией

Аналитики говорят о наличии больших проблем у Евросоюза в центрально-азиатской политике. Здесь на первый план выводится то, что «внешнеполитический курс ЕС в целом не опирается на ценности». Данный политический курс называют «идеалистической риторикой». До сих пор Европе не удавалось эффективно действовать в Центральной Азии.

Разумеется, можно и не согласиться с подобными утверждениями аналитиков. Но они отражают реальное положение дел. Еще в 2007 году ЕС подготовил документ о стратегическом сотрудничестве с этим регионом. С 2008 года он начал активизироваться в этом направлении. В этом контексте много говорилось о переходе ЕС «к новой стратегии» в связи с регионом. За прошедший же период действенные шаги не были предприняты.

Несмотря на это, центрально-азиатская политика ЕС сохраняет свою актуальность. Правда, сейчас у него в этом регионе, кроме России, имеется и другой соперник – Китай. За короткий период Пекин намерен вложить в Центральную Азию инвестиции на сумму 50 млрд долларов США. Кроме того, Китай пытается установить энергомаршруты в выгодном для себя направлении. С другой стороны, активизировалась в этом направлении и Россия. Вдобавок к этому Москва расширяет и военное сотрудничество с государствами региона. На фоне этих процессов, кроме проекта доставки нефти в Азербайджан по проводу, проходящему по дну Каспия, другие серьезные успехи ЕС не бросаются в глаза.

И здесь свою роль сыграла решительная позиция Баку. При этом следует отметить один момент. Речь идет о ситуации, которая может сложиться в Центральной Азии после вывода военных сил США из Афганистана. По прогнозам экспертов, в этом регионе может увеличиться террор и незаконный оборот наркотических средств. Как следствие, может нарушиться покой государств региона, что перевернет все планы ЕС верх дном. Следует учесть, что нынешний финансовый кризис и без того усложнил ситуацию. Можно сказать, что в таком случае Евросоюз в Центральной Азии будут ожидать новые «неприятные сюрпризы».

На судьбу политики ЕС в связи с регионом серьезное влияние окажут успехи, которых может достичь организация на Южном Кавказе. Пока о присоединении центрально-азиатских государств к программе «Восточное партнерство» не может быть речи. Даже на общем уровне рискованно говорить о развитии отношений между сторонами. По информации, в последнее время наиболее острую борьбу в этом регионе ведут Россия, Китай и США. Но это не означает, что Европу можно не брать в счет. Возможно, что в будущем эта организация реально повысит свой авторитет в Центральной Азии. Но пока каких-либо фактов, которые могли бы порадовать Брюссель, нет.

Таким образом, политика, проводимая Евросоюзом в направлении бывших советских республик, несет в себе во многом противоречивые моменты. В некоторых регионах деятельность этой организации не дала ожидаемых результатов. В настоящее время наиболее значимым для него местом испытаний является Украина. Но это не значит, что Южный Кавказ и Центральная Азия отбрасываются на задний план. Наоборот, если ЕС не сумеет активизироваться именно в этих регионах, то можно прогнозировать, что его на постсоветском пространстве ожидают серьезные провалы».

Newtimes.az   

Поделиться:
3532

Последние новости

Все новости

1news TV