Ильгар Велизаде: «Надеяться что Запад «прозреет» в вопросе Карабаха, к сожалению не приходится»
Интервью 1news.az с азербайджанским политологом Ильгаром Велизаде.
- Референдум в Крыму и Севастополе состоялся, результаты известны. Что теперь..?
- К сожалению, мы имеем дело с необратимыми процессами, которые вряд ли можно отыграть назад. Потом, на мой взгляд, будет наблюдаться дальнейший рост конфронтации между Россией и Западом, что может негативным образом отразиться на ходе процессов в регионах, расположенных по периметру российских границ и не только. Вряд ли стоит сомневаться, что после официального обращения властей Крыма о присоединении полуострова к России, российская сторона будет медлить с ответом.
Я не хочу тиражировать различные и очень противоречивые мысли вслух по поводу последних событий, высказываемых сегодня различными СМИ, но соглашусь лишь с тем, что мир после этих событий будет другим. Ясно, что сложившийся мировой порядок не работает и планета нуждается в новой системе международной безопасности. Россия называет в качестве условий прекращения кризиса в Украине смену конституции этой страны. Но, боюсь, что этого теперь уже недостаточно. Чтобы предотвратить дальнейшую эрозию международного права необходим новый «Хельсинкский акт». Чем быстрее это осознают основные акторы украинских событий, тем с меньшими потерями сама Украина и весь остальной мир выберется из этого кризиса.
- Как в итоге поведет себя Киев?
- Киев сейчас - это несамостоятельная политическая единица. Важно понять, что заявления нынешних руководителей Украины если и готовятся в Киеве, то обязательно сверяются в Вашингтоне, Брюсселе, Берлине. То ограничатся они простыми заявлениями несогласия или будут действовать, зависит от желания и возможностей западных столиц поддержать Киев материально или военно-технически в его трениях с Россией. У Украины нет армии и средств на самостоятельный адекватный ответ России, она нуждается в поддержке со стороны.
- А что стоит ожидать от Запада?
Понятно, что Россия это не Северная Корея, не Венесуэла и, даже не Иран. Россия – это мировой экспортер ценных видов сырья для промышленности развитых стран и санкции против России больно ударят по экономикам многих государств. С другой стороны у Запада нет других рычагов давления. Что касается военных столкновений, то большая кровь не выгодна ни Украине, ни России, ни Западу. Думаю, стороны будут делать все возможное, чтобы избежать такого сценария.
- Почему Запад не стесняясь, демонстрирует свои двойные стандарты: как речь об отделении Крыма, так территориальная целостность первична, как речь о Карабахе, то тут она равна самоопределении нации? И стоит ли ожидать, что Запад, наконец, "прозреет" и выступит на стороне правды в карабахском конфликте?
- Потому что, увы, мир, в котором мы живем, несправедлив и примат силы, примат собственных интересов, перевешивает примат международного права. Вообще справедливое правоприменение принципа самоопределения наций возможно лишь при участии в этом процессе всех заинтересованных сторон. То есть, если одна из сторон не вовлечена в процесс, или, более того, если ее права в этом процессе полностью игнорируются, то говорить о легитимности его не приходится. Так было и в случае с Косово, так было и в случае с Абхазией и Южной Осетией, так обстоит дело и с Крымом и Нагорным Карабахом. Заигрывание с сепаратистами в одних случаях и жесткая позиция в отношении их в других привела к таким реалиям. Пагубность такой политики налицо. Но надеяться что Запад «прозреет», к сожалению не приходится. Бацилла сепаратизма, как опасный вирус, поражает кровеносные артерии международной политики. Сейчас уже недостаточно каких-либо эпизодических действий в отношении отдельных проявлений этой болезни. Прозрел ли Запад в отношении изменения такого подхода хорошо видно на примере Судана, Ирака. Пока двойные стандарты приносят свои дивиденды, имеющие к тому же форму материального вознаграждения, Запад от них вряд ли отойдет.
Г.Гамидов