Поворотные моменты истории: вопрос об испанском наследстве на фоне коронации Филиппа VI | 1news.az | Новости
Точка зрения

Поворотные моменты истории: вопрос об испанском наследстве на фоне коронации Филиппа VI

13:25 - 16 / 06 / 2014
Поворотные моменты истории: вопрос об испанском наследстве на фоне коронации Филиппа VI

19 июня в Мадриде состоится церемония коронации нового короля Испании Филиппа VI де Бурбона.

Весной 1931 года в Испании началась революция, которая свергла короля Альфонсо XIII и передала власть Временному правительству. Монархия была упразднена и высшая власть в стране перешла к Конгрессу депутатов. Таким образом, Нисето Алькала Самора стал первым президентом Испанской Республики. 

Это был крайне нестабильный период испанской истории. С изгнанием короля и провозглашением республики в Испании началась острая и беспощадная внутриполитическая борьба, которая, в конечном итоге, привела к Гражданской войне в 1936 году. Война между «двумя Испаниями», как любил говорить писатель Антонио Мачадо,  явилась результатом сложных политических, экономических и культурных различий в испанском обществе.

Ситуация в стране усугубилась после всеобщих выборов 1936 года, на которых яркую победу одержал коалиционный Народный фронт, сформированный социалистами, коммунистами, левыми либералами, анархо-синдикалистами, центристами, а также каталонскими и баскскими националистами.

Подобное стечение обстоятельств совершенно не устраивало «другую Испанию», то есть военную элиту и крайне правых фалангистов, ряды которых пополняли консерваторы, ультраправые испанские националисты и фашисты. По мнению некоторых источников, призывом к началу военного мятежа против Испанской Республики послужил знаменитый позывной сигнал «Над всей Испанией безоблачное небо», употребленный 18 июля 1936 года в передаче радиостанции по всей стране.

После начала Гражданской войны в стране началась глубокая социальная революция, часть промышленных предприятий и земель перешла в руки коллективов работников. Военную помощь Республике оказал СССР, который позволял себе вмешиваться в ее внутренние дела. Тем временем, предводитель военного мятежа генерал Франсиско Франко получил всестороннюю поддержку от фашистских Германии, Италии и Португалии.

В ходе войны обострился внутренний конфликт между различными представителями антифашистской коалиции и даже произошли локальные вооруженные столкновения между революционерами. Война, начавшаяся в 1936 году, шла с переменным успехом, однако, начиная с 1938 года, республиканское правительство начало сдавать свои позиции. 1 апреля 1939 года республиканцы проиграли войну, Вторая Испанская Республика, существовавшая с 1931 по 1939 год, пала, и в стране была установлена военная диктатура Франсиско Франко.

Единственной законной партией в Испанском государстве, то есть во франкистской Испании 1939 – 1975 годов, была крайне правая Испанская фаланга, основанная еще в 1933 году Хосе Антонио Примой де Ривера - сыном бывшего испанского диктатора Мигеля Примо де Ривера.

Примечательно, что за все годы авторитарного правления каудильо (народного вождя) Испания считалась монархией с вакантным местом короля. С 1947 года Франко был официальным регентом реставрированного Испанского Королевства. Каудильо принял решение, что королем после его смерти должен стать внук изгнанного в 1931 году испанского короля Альфонсо XIII – принц Хуан Карлос I де Бурбон. Взошедший в 1975 году на трон Хуан Карлос I завершил процесс преобразования государства и превратил Испанию в демократическую страну.

Король инициировал новую Конституцию, превратил страну в конституционную монархию и мирными методами подавил попытку государственного переворота неофранкистов в 1981 году. При нем Испания присоединилась к Европейскому экономическому сообществу и стала членом НАТО.

Накануне король объявил об отречении от престола, передав трон сыну, наследному принцу Фелипе. Его телевизионное обращение стало поводом для жарких дискуссий не только в Испании, но и за ее пределами. Король попытался объяснить, почему он принял такое решение, заявил о желании передать бразды правления молодому, энергичному поколению, способному претворить нужные стране реформы.

Несмотря на глубочайший за всю историю экономический кризис в Испании слова 76-летнего короля о том, что отречение необходимо для преодоления и исправления ошибок прошлого, выглядели малоубедительно.

Официальные причины отречения до сих пор неизвестны, однако эксперты сходятся во мнении, что последние годы популярность короля резко падает в связи с коррупционными скандалами, в которые оказались замешаны дочь короля со своим мужем. Многие испанцы были огорчены и разочарованы, когда выяснилось, что король отправился на охоту на слонов в Ботсване в момент тяжелейшего финансового кризиса в стране.

По Конституции Испании, король является главой государства и главнокомандующим, однако реальным управлением страной занимается избранный народом парламент и подотчетное ему правительство.

Тем временем, правительство объявило, что король отрекся от престола по личным мотивам, то есть по состоянию здоровья. Премьер-министру Мариано Рахою пришлось созвать срочное заседание Кабинета министров для обсуждения данного вопроса.  Дело в том, что в Испании не было закона, предусматривающего передачу королевской власти от отрекшегося от престола монарха наследному принцу. Теперь правительству следовало инициировать такой закон и добиться его принятия в Генеральных кортесах.

Между тем, Хуан Карлос стал четвертым монархом, отрекшимся от престола в пользу своего наследника за последние два года. 30 апреля 2013 года документ об отречении подписала в Амстердаме королева Нидерландов Беатрикс, передав престол своему старшему сыну Виллему-Александру, принцу Оранскому. 21 июля примеру королевы Беатрикс последовал король Бельгии Альбер II, который также отрекся от престола в пользу своего сына, наследного принца Филиппа.

Кроме того, в феврале прошлого же года, по состоянию здоровья, отрекся от святого престола папа римский Бенедикт XVI. Отметим, что он также являлся главой карликового государства Ватикан и тоже считался монархом.

Теперь о принце Фелипе Астурийском... Наследник испанского престола и его супруга в последние месяцы играли все более активную церемониальную роль в деятельности государства. Фелипе и принцесса Летиция – бывшая телеведущая – оказались не задетыми подозрениями в коррупции, что очень важно.

Тем не менее, наследный принц ничем не лучше и не хуже своего отца короля Хуана Карлоса, считают многие в Испании. По их мнению, единственная разница между ними – это разница в возрасте, то есть молодой и энергичный Фелипе может выполнить функции короля куда лучше, чем пожилой и больной Хуан Карлос, репутацию которого сильно подпортили его склонность к азарту, коррупционные скандалы и экономический кризис последних лет.

Кстати, принц Фелипе намеревается взойти на престол под именем Филиппа VI и возродить былую славу дома Бурбонов. Известно, что последний Филипп взошел на испанский престол более трехсот лет назад. Им был Филипп V де Бурбон, внук французского короля Людовика XIV и основатель испанской линии династии Бурбонов.

Если вдаваться в глубокую историю, то Бурбоны изначально были выходцами из Испании. Основателем династии считается король Наварры Антуан де Бурбон, имевший родственные связи с французской королевской династией де Валуа. Его сын, предводитель французских гугенотов Генрих Наваррский был женат на сестре короля Генриха III Маргарите Медичи (более известной как «королева Марго» по роману Александра Дюма). Несмотря на Варфоломеевскую ночь и прочие репрессии в отношении гугенотов по итогам Гражданской войны во Франции их лидер добился-таки предоставления своим единоверцам свободы вероисповедания на всей территории страны, кроме Парижа.

Генрих Наваррский также является автором крылатой фразы «Париж стоит мессы», которую он якобы произнес, торжественно войдя в столицу Франции в 1594 году и соглашаясь принять католичество в обмен на французскую корону.

История же испанского королевского дома Бурбонов начинается в 1700 году. После смерти последнего испанского короля из династии Габсбургов Карла II началась Война за испанское наследство между двумя крупнейшими монаршими домами Европы – французскими Бурбонами и австрийскими Габсбургами. Тогда многие страны Старого света вступили в этот конфликт как на стороне Франции, так и Священной Римской империи, желая воспрепятствовать усилению этих держав, заполучить новые территории или же защитить уже имеющиеся.  

Тогда все дело заключалось в том, что герцог Филипп Анжуйский, который был внуком французского короля Людовика XIV и королевы Марии Терезии, через свою бабушку приходился правнуком испанскому королю Филиппу IV. Сын же Филиппа IV – испанский король Карл II Габсбург, не имевший наследников, завещал все свои владения именно внучатому племяннику герцогу Анжуйскому, ставшему впоследствии испанским королем Филиппом V. Такой исход событий совершенно не устраивал императора Священной Римской империи Леопольда I Габсбурга, решившего защитить право своей династии на испанские владения.

Отметим, что вопрос об испанском наследстве и по сей день является одним из самых важных дипломатических вопросов современной исторической науки. Этот крупный европейский конфликт продолжался с 1701 по 1714 год и завершился подписанием Баденского мирного договора. Согласно договору, Филипп V де Бурбон все-таки был признан королем Испании, а австрийцы получили большую часть испанских владений в Италии и Нидерландах. Но один из пунктов договора совершенно изменил ход истории.

Дело в том, что будучи также законным наследником своего деда, короля Франции Людовика XIV де Бурбона, новый король Испании Филипп V лишился права наследовать французский престол, что разорвало династический союз корон Франции и Испании. Таким образом, после смерти французского короля в 1715 году трон в Париже унаследовал не король Испании Филипп V де Бурбон, а его пятилетний племянник Людовик XV. В результате  гегемония Франции над континентальной Европой окончилась, а идея баланса сил стала частью международного порядка.  

Стоит предположить, что тогда, при растущей мощи французского империализма, союз двух корон непременно привел бы к присоединению Испании и ее владений в Америке к Франции. Получи Филипп V де Бурбон право на унаследование французской короны, Испанское Королевство со временем просто-напросто перестало бы существовать.

При таком раскладе Бурбоны не правили бы Испанией на протяжении трехсот лет с небольшими перерывами, и предки Хуана Карлоса, возможно, сидели бы не на испанском, а на французском троне, правя великой империей. Случись такое, Великой французской революции противостоял бы совсем другой монарх, а не слабохарактерный король Людовик XVI, и, вполне возможно, не было бы великих потрясений или кровавых наполеоновских войн с последующим переделом мира.

Подобное развитие событий удивительно напомнило бы объединение английской и шотландской корон в 1603 году. Тогда Англия была унаследована шотландским королем Яковом VI, внучатым племянником английской королевы Елизаветы I Тюдор. Впоследствии этот шотландский монарх стал английским королем под именем Яков I. Что касается Акта об унии 1707 года, создавшего единое королевство Великобритании с центром в Лондоне, то этот документ уже имел чисто формальный характер.

Значит в начале XVIII века Испания, как и Шотландия, оказалась перед риском потерять свой суверенитет и превратиться в часть Франции точно так же, как и Савойя, Ривьера, Прованс, итальянский остров Корсика или немецкоговорящие Эльзас и Лотарингия.

В наши дни коронация принца Астурийского под именем короля Испании Филиппа VI имеет знаменательное значение. Молодой и энергичный Фелипе олицетворяет новую, преобразованную Испанию, поставившую перед собой самые высокие цели. Филипп VI, как и Филипп V триста лет назад, непременно впишет новую страницу в историю Испании. Его подданные верят, что молодой король станет символом национального примирения, изменит сепаратистские настроения в Стране Басков и Каталонии, а также приложит максимум усилий для достижения экономического благополучия всей Испании.

Джейхун Алекперов

Поделиться:
5489

Последние новости

Все новости

1news TV