Бахрам Багирзаде. Письмо мэру: Семь лет, которые изменили Баку, или Почему бы не установить памятник Алишу Лемберанскому?
Уважаемый господин мэр!
Это снова я, и снова с очередной идеей.
Может быть, не все они покажутся интересными, но возможно, среди них будут и такие, которые воплотятся в жизнь, и это станет приятным подарком и нам, бакинцам, и гостям нашего прекрасного города.
Что остается после ухода человека? Только доброе имя и память о его свершениях. Бакинцы до сих пор с благодарностью вспоминают легендарного мэра - Алиша Джамильевича Лемберанского - интеллигентного, остроумного, блестяще образованного, искренне влюбленного в Баку. В своей книге другой знаменитый бакинец, Николай Байбаков написал о Лемберанском удивительно проникновенные слова, назвав его чистым, бескорыстным человеком, который, несмотря на высокие должности, не имел ни дачи, ни роскошной квартиры, ни личной машины.
В 27 лет Лемберанский, выпускник Азербайджанского индустриального института (АЗИИ, сейчас Нефтяная академия), стал одним из самых молодых директоров Советского Союза, и возглавил нефтеперерабатывающий завод. Когда началась Великая Отечественная война, он тут же записался в добровольцы и воевал до 1943 года, пока не получил тяжелейшее ранение в боях под Ростовом. После возвращения в Баку он вновь возглавил нефтеперерабатывающий завод. Бакинские нефтяники внесли огромный вклад в разгром фашистской Германии, поэтому в 1951 году Лемберанский вместе с группой специалистов был награжден Сталинской премией СССР за создание особого вида топлива для реактивных самолетов.
Но «звездный час» в жизни Лемберанского настал в 1959 году, когда Алиша Джамильевича назначили председателем исполкома Бакинского совета наpодных депутатов, или, говоря современным языком, мэром Баку. То, что он совершил на этом посту в течение семи лет, можно охарактеризовать одним словом – грандиозно! Почти все, что делал мэр Лемберанский, происходило в СССР впервые – ремонтировались и преображались улицы и дома, с парков и скверов снимались железные ограды, на остановках были установлены невиданные конструкции, а по всему городу были расставлены удобные скамейки и красивейшие фонарные столбы, сделанные по эскизам Алиша Джамильевича. Особое внимание он уделял бульвару, который превратил в цветущий зеленый приморский парк с уникальными ресторанами «Жемчужина» и «Венеция».
Под руководством Лемберанского в 60-80-х годах в Баку были построены Багировский мост, Государственный цирк, Фуникулер, Дворец имени Ленина (ныне – Дворец Гейдара Алиева), Дворец «Гюлистан», Театр музыкальной комедии, знаменитая Торговая стала пешеходной зоной, перед Девичьей башни были снесены ветхие дома. Также были построены Новый бакинский нефтеперерабатывающий завод, восстановлен после сильного пожара Театр оперы и балета, построены гостиницы «Москва», «Азербайджан» и «Абшерон», установлены памятники Физули, Насими, Хуршидбану Натаван и изысканные скульптурные композиции - «Лебеди», плавающие в бассейне на бульваре и «Три грации», установленные в Молоканском саду.
На проспекте Нефтяников появилась скульптура «Бахрам-Гур», посвященная герою поэмы «Семь красавиц» Низами Гянджеви, которая стала первым памятником с фонтаном и была одной из первых бронзовых скульптур. Первые пальмы в Баку тоже появились при Лемберанском - одна пальма, подарок Фиделя Кастро, была посажена на площади Фонтанов, а другие до сих пор красуются около метро «Ичери шехер».
В 60-е годы одна из красивейших улиц Баку, улица Зевина, была вымощена большими разноцветными плитами. Бакинцы сразу же прозвали это место «миллион за улыбку».
После завершения строительства «Зеленый театр» сразу же был признан лучшим в Европе. На этой великолепной концертной площадке выступали лучшие советские и зарубежные коллективы, самые известные исполнители.
В то время в Советском Союзе начали открываться молодежные кафе, и Алиш Джамильевич Лемберанский тут же подхватил эту инициативу. Вскоре в Баку появилось первое кафе – «Наргиз», архитектурную концепцию которого он привез из своей командировки по скандинавским странам.
В 1969 году архитектор современного Азербайджана - Гейдар Алиев стал главой Азербайджана, и Лемберанский по его приглашению занял должность заместителя председателя Совета Министров Азербайджанской ССР по строительству. На этом посту он руководил строительством Бакинского завода бытовых кондиционеров, Бакинского международного морского вокзала, одного из самых красивых портов на Каспии, Стадиона ручных игр, построенного по последнему слову строительной техники. Последним «детищем» Лемберанского стало строительство Музыкального театра…
Но Алиш Джамильевич был не только превосходным профессионалом и государственным деятелем, но и замечательным человеком, который умел дружить. Среди его друзей были поэты и писатели, архитекторы и художники, артисты и режиссеры.
Анар, писатель, председатель Союза писателей Азербайджана: «Я прекрасно помню Лемберанского, о котором написал эссе «Человек-легенда». Он «освободил» от железных решеток все бакинские скверы и парки – Губернаторский, Парапет, сад напротив памятника Самеду Вургуну. Рядом с нашим домом был Молоканский сад, но для нас, мальчишек, это была запретная территория, потому что там могли гулять только детсадовские малыши, а мы лишь походили мимо. В городе появились разноцветные скамейки, которые сразу же назвали «лемберанками». Это все очень украсило город. И Баку стал городом ярким, поющим, карнавальным, особенно в 60-е годы».
Кинорежиссер Октай Миркасимов: «Самым лучшим мэром города в свое время был покойный Алиш Лемберанский, который был родом из Карабаха. Большего соответствия стандарту, называемому «бакинец», никто не мог олицетворять. Он, его семья и их потомки всем своим обликом вписаны в ряды настоящих бакинцев».
Лейла Алиева, главный редактор журнала «Баку»: «Лично для меня Алиш Лемберанский, легендарный мэр Баку, навсегда останется человеком-загадкой. Откуда у директора крупного нефтеперерабатывающего завода взялось столько вкуса, архитектурного чутья и неиссякаемой энергии, помогавшей решать, казалось бы, неразрешимые вопросы? Мне на ум приходит только один ответ: когда человек влюблен, возможно все. В том числе невозможное. Ведь любовь помогает понять и почувствовать то, чему нельзя научиться и за сотни лет. А о том, что Алиш Джамильевич был влюблен в Баку, знали все. Накал этого чувства был столь силен, что заражал даже чиновников, не привыкших проявлять какие-либо эмоции…» (источник).
Ибрагим Лемберанский, внук: «Баку был смыслом его жизни. Меня порой даже удивляла его сумасшедшая любовь к Баку. Думаю, он был влюблен в бухту столицы, ее амфитеатр. Баку был для него самым красивым городом в мире. Помнится, его отправили работать в Москву. Он неистово скучал по Баку. Каждого приезжавшего из Баку расспрашивал о городе, ему была интересна каждая мелочь, вплоть до того, что творится на городских улочках. В старости он часто просил меня прокатить его по городу, хотелось посмотреть, что происходит в столице. Алиш Лемберанский жил жизнью Баку».
Алиш Джамильечив Лемберанский навсегда останется в памяти не только его друзей, но и нескольких поколений бакинцев, потому что благодаря его деятельности, Баку стал не просто красивым городом, он приобрел изысканный, узнаваемый и неповторимый столичный облик. Я думаю, что самой лучшей данью уважения этому необыкновенному человеку должен стать памятник, в котором благодарные потомки увековечат образ Алиша Лемберенского, легендарного 21-го мэра города Баку!
Вечный бакинец,
Бахрам Багирзаде