Ильгар Велизаде: «Азербайджано-российские отношения всегда, а теперь особенно, отличались присущими только им чертами» | 1news.az | Новости
Интервью

Ильгар Велизаде: «Азербайджано-российские отношения всегда, а теперь особенно, отличались присущими только им чертами»

13:32 - 24 / 06 / 2014
Ильгар Велизаде: «Азербайджано-российские отношения всегда, а теперь особенно, отличались присущими только им чертами»

Интервью 1news.az с известным азербайджанским политологом Ильгаром Велизаде.

- Как можете оценить состоявшийся накануне визит в Баку главы МИД РФ Сергея Лаврова и вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина? 

- Визиты главы внешнеполитического ведомства России Сергея Лаврова и вице-премьера российского правительства Дмитрия Рогозина в Баку являются показателем новой специфики отношений, складывающейся между Азербайджаном и Россией в последнее время.

С точки зрения определения приоритетов этого этапа отношений, визит Лаврова и Рогозина в Баку можно считать чрезвычайно важным. Если вспомнить, то этим визитам предшествовала поездка в Азербайджан руководителя минэкономразвития Алексея Улюкаева. Так вот если объединить воедино все эти визиты и проанализировать их итоги, то можно сделать вывод о том, что Россия рассматривает Азербайджан в качестве своего стратегического экономического партнера в регионе, обладающего растущим потенциалом, взаимодействие с которым по целому ряду приоритетных направлений может дать синергетический эффект для всего Кавказского региона. Не случайно, комплекс вопросов экономического сотрудничества сегодня рассматривается в качестве локомотива российско-азербайджанских отношений.

- 23 июня в Габале стартовал азербайджано-российский межрегиональный форум. Насколько значимым данное мероприятие является в общем русле развития азербайджано-российских отношений? 

- В числе тех приоритетных направлений, о которых я упомянул, межрегиональное сотрудничество занимает особое место. Сегодня Азербайджан является одним из основных внешнеэкономических партнеров целого ряда субъектов Российской Федерации: Дагестана, Астраханской, Саратовской, Екатеринбургской, Волгоградской областей, Татарстана, Башкортостана, ряда других областей Северо-Кавказского, Южного, Поволжского, Уральского федеральных кругов и география эта постоянно расширяется. Особые связи сложились между Азербайджаном и городами федерального значения – Москвой и Санкт-Петербургом. Причем речь идет не только о торгово-экономическом сотрудничестве, но и о развитии гуманитарных связей.

Во многих из этих субъектов весьма активна азербайджанская диаспора, здесь проводятся социально-значимые мероприятия в числе которых концерты, дни культуры, выставки и т.д., которые дают местному населению представление о характере и  особенностях культурной жизни Азербайджана. В то же время проведение ставших уже традиционными азербайджано-российских межрегиональных форумов в Азербайджане вносит немалую долю конкретики в региональное сотрудничество двух стран, наполняет повестку азербайджано-российского диалога конкретным содержанием. Образно выражаясь межрегиональный форум стал осязаемой частью, барометром двусторонних отношений его живым воплощением. Нет ничего эффективнее прямых контактов представителей различных направлений деятельности и нет ничего прочнее личных отношений, множественность которых трансформирует динамику двусторонних отношений.

- Как в целом можете оценить азербайджано-российские отношения на сегодняшний день и каковы перспективы их развития?

- Азербайджано-российские отношения всегда, а теперь особенно, отличались присущими только им чертами  и свойственной только им логикой. Конечно, воздействие внешних факторов в разные годы влияло, да и теперь влияет на их характер, но они практически никогда не доминировали. Это важно. Именно это условие обеспечивает устойчивость и поступательность двустороннего взаимодействия.

К сожалению, говоря о двусторонних отношениях, мы довольно часто имеем дело с попытками загнать их в некие бытующие рамки и представления, рассматривать их исключительно с позиции борьбы различных центров силы за сферы влияния. Азербайджан, очень часто в таких сценариях рисуется жертвой, а Россия – угрозой. Само собой разумеется, что при таком подходе любой вариант, выбивающийся из этой теории, отметается как непригодный. Вот и теперь отношения Азербайджана и России все чаще рассматриваются сквозь призму участия или неучастия Баку в интеграционных схемах, где России отводится доминирующая роль. Однако, характер готовящихся и уже действующих между сторонами соглашений, специфика обсуждаемых тем и очередность актуальных тем в двусторонней повестке позволяет делать выводы иного рода.

Для любителей сенсаций здесь мало тем. Зато,  специалисты, которые интересуются спецификой региональной политики, могут найти здесь для себя немало интересного. Так, сейчас более или менее известно, что Азербайджан и Россия разрабатывают новый комплексный договор о торгово-экономическом сотрудничестве на длительный период. Он будет отражать новые направления и приоритеты сотрудничества, где тема инвестиционного взаимодействия, в том числе на площадках третьих стран может получить особое звучание. Весьма важными моментами, отражающими характер взаимодействия на нынешнем этапе, является и развитие прямых, горизонтальных связей между отдельными хозяйствующими субъектами двух стран, а также приграничное сотрудничество. Вот, после того, как будет разработано и принято это соглашение, можно будет говорить и о росте потенциала сотрудничества и о новых политических составляющих российско-азербайджанских отношений и об изменении качественных и количественных характеристик товарооборота.

- Стоит ли нам ожидать более активных посреднических действий РФ в карабахском урегулировании?

- К сожалению, а истекшие годы, когда наблюдалась активизация посреднических усилий Москвы в урегулировании карабахского конфликта в существе самого переговорного процесса и походах сторон видимых изменений не произошло. Более того, со всей очевидностью прослеживаются факторы, свидетельствующие о надвигающейся горячей фазе армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Причем речь идет как о качественных, так и о количественных признаках. В качестве качественного признака необходимо иметь в виду характер военных приготовлений сторон, ужесточение политической риторики на фоне отсутствия реальных подвижек в переговорном процессе.

Анализируя количественные факторы можно привести усиленную милитаризацию сторон конфликта, рост числа инцидентов на линии фронта, в том числе рост числа убитых и раненных среди мирного и гражданского населения. Сказанное не просто настораживает, но и позволяет делать неутешительные выводы о растущей эскалации напряженности, грозящей вылиться в новый горячий конфликт между сторонами. Конечно, если конфликт вспыхнет с новой силой, можно предполагать что в него будут вовлечены и региональные и международные акторы. Но больше всего пострадают интересы близких к региону стран, таких как Россия, Иран и Турция. Для Москвы, такое развитие событий крайне нежелательно, поэтому Россия крайне заинтересована в продолжении переговорного процесса. Но для Азербайджана участие в переговорном процессе с нулевым результатом с каждым годом становится все проблематичнее. Баку старается довести свою обеспокоенность и своим российским партнерам, в противном случае нынешняя негативная тенденция может не просто сохраниться, но и усилиться. Находящийся с визитом в Баку министр иностранных дел России Лавров заявил о необходимости изменения статуса-кво в конфликте, причем подчеркнул позицию своей страны в неизменности подходах к территориальной целостности Азербайджана.

Учитывая сказанное Баку вправе рассчитывать на большую настойчивость Москвы в реализации собственной же позиции.

- Также хотелось бы узнать Ваше мнение относительно ситуации в Ираке. Влияет ли все происходящее на сегодня на Ближнем Востоке на корректировку геополитики региона, в том числе внешней политики Азербайджана?

- Конечно, тема Ирака требует отдельного и обстоятельного анализа.  Но уже при беглом взгляде на проблему можно без труда прийти к выводу о том, что события в Ираке со всей очевидностью продемонстрировали, что эффективного решения проблем собственной безопасности можно добиться лишь при наличии собственных возможностей.

Никакая страна, даже при наличии у нее военных баз на данной территории, не в состояние эффективно обеспечивать безопасность другого государства. Ирак, к сожалению, долгие годы не может выбраться из западни конфликтов в первую очередь из-за несостоятельности недееспособности государственных институтов, в том числе и силовых структур. И события в этой стране самым негативным образом отражаются на регионе, приводят к развитию весьма негативных процессов, дестабилизирующих обстановку на всем Ближнем Востоке.

Азербайджан к счастью пока напрямую происходящее в Ираке не коснулось. Но повышение конфликтного потенциала в соседнем с нами регионе может отразиться на планах по сотрудничеству со странами региона, возможно появление рисков проникновения на территорию страны деструктивных сил с этой нестабильной зоны. Вообще, суннитско-шиитское противостояние, провоцируемое внешними силами в Ираке, приводит к росту не только суннитского, но и шиитского радикализма. Страны региона пытаются втянуть в очередную авантюру, радикализируя общественное сознание. Речь идет не столько об Азербайджане, а об Иране, Турции, мусульманских регионах России.

Азербайджан также является одной из мишеней радикальных салафитских группировок и эффективную борьбу с ними можно вести, объединив усилия всех заинтересованных стран.

- Хотелось бы узнать Ваше мнение по ситуации в Украине. Насколько она разрешится в ближайшее время, по-Вашему? Удастся ли остановить кровопролитие?

- Ситуация в Украине, как это не прискорбно говорить, все больше превращается в перманентный политико-экономический кризис, являющийся составной частью формирующейся новой политической модели этой страны. В этом кризисе принимают участие как внутренние, так и внешние силы, причем внешние силы, провоцируя кризисные явления внутри страны, сами практически и формируют внутриполитическое поле в Украине. Собственно Украина превратилась в настоящий водораздел между сферами глобального влияния, в этом и заключается сегодня ее главная геополитическая функция. Страна переживает не только глубокий политический, но и финансово-экономический кризис. При этом решение финансово-экономических проблем страны, подразумевает решение политических проблем. В первую очередь остановку эскалации напряженности в восточных регионах страны.

Для эффективного преодоления сложившейся ситуации необходим широкий и объемлющий диалог как во внутристрановом, так и в международном формате. Где главными сторонами переговорного процесса могли бы выступать и Россия и страны Запада.  В принципе такой диалог Москва настойчиво предлагает. Не отвергает его и Киев.

В то же время действия последнего времени позволяют предполагать, что Киев рассчитывает на форсированное решение политических проблем на Востоке страны, подавив все очаги сопротивления, чтобы выиграть для себя более благоприятные условия для ведения политического диалога с Россией, тогда как Москва, поддерживая вооруженные группы на Востоке Украины, по всей видимости, пытается не дать украинским властям инициативы, как минимум продержав ситуацию до наступления холодов, когда политическое руководство страны может пойти на более ощутимые уступки, если за это время в процессы не вмешаются более серьезные факторы, радикально меняющие суть и динамику развития процессов в Украине и вокруг нее.

Гамид Гамидов

Поделиться:
4744

Последние новости

Все новости

1news TV