НАШИ ЗА РУБЕЖОМ. Композитор Ильяс Мирзоев: «Хочу основать в Лондоне продюсерскую компанию, но писать классику не перестану»

Гость рубрики «Наши за рубежом» - композитор, джазовый музыкант и наконец, как он сам себя называет, гражданин мира Ильяс Мирзоев.
- Ильяс муаллим, будучи коренным бакинцем, Вы прославились, как турецкий композитор, по крайней мере, вас часто именно так представляют западные СМИ…
- Меня действительно за рубежом знают как турецко-азербайджанского композитора, хотя я по-прежнему являюсь гражданином Азербайджана. Дело в том, что карьеру композитора я сделал в Турции, где прожил более 20 лет и лучшие свои произведения я написал именно в этой стране. По этой причине меня считают больше турецким композитором. Хотя я всегда говорю откуда я родом. Родина есть Родина!
- Но сами себя Вы представляете гражданином мира.
- Я больше времени провожу в самолетах, нежели дома. Благодаря тому, что я жил и многие годы работал в Турции, меня стали узнавать в Лондоне, Германии, где я в последующем выступал с концертами. Кто знает, может через год, я буду жить уже в другой стране. Конечно все это хорошо, но иногда хочется просто осесть где-нибудь и заняться творчеством.
А считаю себя гражданином мира, потому что в своей музыке пытаюсь соединить разные жанры и направления, отражающие традиций и философию разных народов.
- В Баку Вы, наверное, по делам?
- Не совсем. Приехал повидать родных и близких. Но также планирую записать концерт, который будет состоять из джазовых композиций для соло фортепиано. Этот концерт будет транслироваться по европейским музыкальным каналам, таким, как BBC и Mezzo.
Кстати, сразу отсюда я поеду в Москву на встречу с великим дирижером Геннадием Николаевичем Рождественским. Хочу предложить ему исполнить в Лондоне мою симфонию "Элизабет". Честно говоря, не знаю в состоянии ли он в свои 86 пойти на это, но я считаю, что лучше него никто этого не сделает. Мой продюсер, ранее поработавший на руководящей должности в музыкальном подразделении Sony, серьезно планирует выдвинуть мою симфонию на номинацию премии "Гремми" в 2015 году.
- Интересно, как создавалась ваша любимая симфония?
- Свою симфонию "Элизабет" я начал писать в Германии, продолжил в Азербайджане, на даче в Бильгях и что забавно, важную ее составляющую я написал в Ширване (Али-Байрамлы). В этой жизни все зависит от закономерных случайностей…
Кстати говоря, премьера симфонии состоится осенью этого года в Лондоне. Сейчас, как я уже отметил выше, планирую сотрудничество с Геннадием Рождественским.
- Прослушала несколько ваших композиций. Сказать что я в восторге - значит ничего не сказать.
- Если меня спросят, какую музыку я люблю слушать, я отвечу, конечно, джаз. Насколько я люблю классику, настолько неравнодушен к джазу…
Впервые после десятилетнего перерыва я вновь начал заниматься классической музыкой в Турции. Благодаря моему другу и партнеру, выдающемуся исполнителю Эрджану Ырмаку я открыл для себя турецкую музыку. Что интересно, что западные слушатели предпочитают слушать синтез восточной музыки с европейской. А турецких слушателей привлекает знакомая музыка в новом контексте.
- Вы родились в семье композитора. Как Вы думаете, ваша родословная определила ваш будущий путь?
- Как Вы знаете, мой отец – выдающийся композитор Муса Мирзоев, живой классик, который был очень известен в Советском Союзе. Моя мама Светлана Мирзоева, известная журналистка.
Она всю жизнь проработала в газете "Бакинский рабочий" в отделе "Культуры и Искусства". Я единственный ребенок в семье…
Сейчас меня знают как композитора и музыканта, но мало кто знает, что в детстве я абсолютно не любил музыку, а с занятий по фортепиано не прочь был сбежать.
В 7 лет родители отдали меня в школу им. Бюль-Бюля. В те годы дети музыкантов почему-то тоже должны были заниматься музыкой.
Я был зачислен в класс фортепиано. В школе параллельно увлекался спортом, большим теннисом. В 13 лет впервые написал симфоническую поэму. Моя жизнь проходила в концертных залах, потому что родители часто брали меня с собой. Именно эти впечатления привели меня в музыку. Я за все бесконечно благодарен своим родителям. И думаю, гены все же взяли свое.
- Отец, наверное, гордится тем, что Вы пошли по его стопам?
- Сейчас думаю да. Но в юности он был достаточно строг ко мне. Часто мне приходилось оставаться и заниматься в школе, чтобы папа не отчитывал меня каждый раз за ошибки. Мой первый учитель композиции – Назим Аливердибеков, легендарный директор школы им. Бюль Бюля в Советские годы, сумел направить меня в юном возрасте по правильному пути, показанному великим Узеиром Гаджибековым.
- И много ли таких учителей было в вашей жизни?
- Незабываемая встреча была с замечательным музыкантом Вагифом Мустафазаде. Мне было тогда 15 лет. Мой папа попросил его позаниматься со мной. Он привил мне любовь к этому жанру музыки. На протяжении двух лет практически каждый день я встречался с ним у него дома и на репетициях. Но ни разу, к его большому недовольству, так и не рискнул сыграть при нем...
К моменту окончания школы я успел написать несколько произведений. На приемном экзамене в Консерваторию я представил скрипичную сонату, которую играл в свое время известный скрипач Сарвар Ганиев.
- А когда Вы впервые покинули Азербайджан?
- В 84-ом. Тогда я был музыкальным руководителем коллектива популярного певца Сархана Сархана. Объездил с музыкантами практически все города Союза, начиная от «Солнечного Магадана» заканчивая Прибалтикой. Это было замечательное время.
Из Азербайджана сначала я уехал в Москву, потом Таллинн. Какое-то время вел там на радио джазовую программу на эстонском языке. Потом вернулся обратно в Баку и около двух лет работал в оркестре Рафика Бабаева, который стал также моим любимым педагогом. Я прошел его школу, чему очень рад.
- А в Турцию когда перебрались?
- С моим переездом в Турцию связана интересная история. Впервые я прилетел в Стамбул на концерт хореографической эстрадной группы. Шел 92-ой год. Ко мне подошел молодой человек, представившись продюсером и сказал, что хочет со мной сотрудничать. Предложил переехать в Турцию, что я и сделал сразу после возвращения в Баку, но с тех пор я больше его не видел.
Возвращаться обратно я не собирался, пришлось искать работу. Первое время играл в отеле Шератон. Позже я смог основать свой оркестр, который приобрел большую популярность в Турции. Первой моей работой была новая редакция Arshin mal alan. Это новая оркестровка, новые идеи. Помимо этого я занимался аранжировкой для симфонического оркестра и песен турецких поп звезд, таких как Сезен Аксу, Сертап Эранер, Нилюфер, Джандан Эрчетин.
До 2000 года я не написал ни одного произведения в жанре классической музыки, пока мне не предложили написать концерт скрипки с оркестром. С того времени и постоянно моя музыка звучит в разных странах в исполнении лучших оркестров.
Кстати, в 2011 году в Германии и Турции состоялся цикл юбилейных концертов, посвященных 30-летию моей творческой деятельности. За 15 лет я написал 5 симфоний и 8 концертов.
- Что нового ожидается в вашей работе?
- Хочу основать в Лондоне продюсерскую компанию и заниматься качественной «попсой». Хочу работать с лучшими и известными исполнителями. И по-прежнему писать классическую музыку.
- В Баку вернуться не планируете? Вы, безусловно, приносите большую пользу Азербайджану, находясь за его пределами, но все же…
- Жить в Баку после стольких лет отсутствия, думаю, уже не получится. Слишком много воды утекло…
Ругия АШРАФЛИ
Фото: Адыль Юсифов