НАШИ ЗА РУБЕЖОМ. Кяманчист Имамъяр Гасанов: «Я горд тем, что могу донести до людей во всем мире неповторимые мелодии своей земли»-ФОТО-ВИДЕО

Очередной гость проекта «Наши за рубежом» - музыкальный директор Фестиваля Всемирной музыки в Сан-Франциско, преподаватель курса азербайджанской музыки в Стэндфордском университете, талантливый кяманчист Имамъяр Гасанов.
- Имамъяр, видео на композицию «Лачин» в вашем исполнении, которое было выложена в сеть, просмотрело более 70 000 человек. Цифра довольно внушительная. А что вы сами думаете?
- Я рад, что эта композиция нашла отклики в сердцах слушателей. Расскажу, как появилась эта запись. В 2012 году мои студенты из Израиля пригласили меня провести мастер класс азербайджанского мугама на их Родине.
В этом мероприятии приняли участие молодые люди из разных городов страны, которые на протяжении четырех дней усердно занимались и смогли освоить два мугама. Среди студентов были исполнители кяманчи, тара, уда, сантура, ней, бансури и тембек. В последний день занятий мы организовали небольшой концерт для местных жителей. В день моего отъезда в Штаты двое моих студентов пригласили меня поехать в пустыню Шахарут - одна из известных местных достопримечательностей. Я был очарован этим величием природы. Мы решили сыграть что-то совместное, так сказать на память. И вот так, экспромтом, была записана композиция " Лачин". Хочу добавить, хотя эта песня всегда была одной из самых моих любимых, но я никогда ранее её не исполнял.
- Насколько мне известно, вы единственный азербайджанский кяманчист, проживающий сейчас в Штатах. Знакомы ли вы с нашими соотечественниками в Сан-Франциско?
- Здесь также проживает наш земляк, наша гордость, народный артист Азербайджана, легендарный пианист Чингиз Садыхов. По счастливому совпадению, мы живём в одном городе, и в данный момент работаем над выпуском нашего совместного диска. В свое время он аккомпанировал таким нашим корифеям как Бюль-Бюль, Рашид Бехбутов, Шевкет Алекберова, Муслим Магомаев, Фидан и Хураман Гасымовы. Для меня большая честь сотрудничать с таким выдающимся музыкантом.
- Интересно послушать историю о том, как Вы приехали в Соединенные Штаты...
- Мне было 25 лет, когда я переехал на постоянное жительство в США. Выступая на различных концертах я видел как американцы воспринимают нашу национальную музыку и мне захотелось познакомить их с ней поближе.
Кяманча была знакома американцам, но как инструмент из Ирана, Армении, Турции, когда я говорил, что кяманча – это традиционный азербайджанский музыкальный инструмент, меня мало кто слушал, ведь в то время Азербайджан не был на слуху, как сейчас.
Что касается сложностей, то как и у всех иммигрантов они конечно были, но несмотря на это я ни о чем не жалею, и счастлив что именно так сложилась моя судьба. Трудности они ведь временные, так складывается жизненный опыт, который делает нас сильнее и учит не сдаваться. Хоть сейчас я и нахожусь вдали от Родины, я горд, что могу донести до всего мира неповторимые душевные мелодии своей родной земли.
- Вы родом из семьи музыкантов? Почему среди всех видом азербайджанских национальных инструментов Вы выбрали именно кяманчу?
- Я родился в Баку, в посёлке Мардакян. Там же окончил среднюю и музыкальную школы. Мой отец - бывший нагарист, и в доме у нас всегда собирались его друзья- музыканты. Когда мне исполнилось семь лет, папа отдал меня в музыкальную школу по классу кларнета. Но однажды когда мы были в гостях, я впервые увидел кяманчу. Инструмент лежал без футляра, запылившийся, помню, мне так захотелось взять его в руки. В тот момент я решил изучить этот инструмент. Папа полностью поддержал меня, за что я ему очень благодарен.
- Ваши сольные концерты проходят с большим аншлагом...
- Знаете что самое интересное? На мои концерты приходят люди разных национальностей, но чувствуют они музыку, одинаково. "Вы пропели мою жизнь, вы вернули меня в прошлое, я вспомнил детство". Это то, что я слышу от слушателей чаще всего. Есть и те, которые не могут сдержать слёз.
Репертуар мой состоит в основном из наших фольклорных и национальных мелодий и песен. Я стараюсь в каждой песне найти её душу, и исполняя проношу её через свое сердце. Добавлю то, что мне всегда хотелось исполнять на кяманче соло, показать возможности инструмента, ведь именно её звук может затронуть струны человеческой души.
- Вы являетесь музыкальным директором Всемирного музыкального фестиваля в Сан-Франциско. Как интересно!
- Со Всемирным Музыкальным Фестивалем, который проходит ежегодно в Сан-Франциско, я сотрудничаю вот уже несколько лет. Сначала принимал участие как артист от Азербайджана, а в 2012 году получил приглашение стать директором Фестиваля. Каждый год на фестивале Азербайджану уделяется большое внимание. И зрители ждут выступления наших артистов с нетерпением. Азербайджанская музыка очень полюбилась американцам. И наши выступления, признаюсь, являются гвоздем вечера. Кстати говоря, в 2012 году в рамках фестиваля была поставлена опера великого азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова "Лейли и Меджнун". Солисты из Азербайджана выступили с интернациональным оркестром Фестиваля, музыканты которого являлись одними из лучших артистов из своих стран. Цель фестиваля - объединить артистов и показать миру, что музыка не имеет границ.
- А еще в Стэндфордском университете Вы преподаете курсы азербайджанской музыки. Это была ваша инициатива?
- Курс Азербайджанской музыки в Стенфордском Университете, который называется «Музыка страны огней», также является одним из проектов Фестиваля. Являются первыми в истории университета, посвященными изучению азербайджанской музыки. На этих курсах мы знакомим студентов с богатой музыкальной культурой Азербайджана, они учатся исполнять азербайджанские песни на кяманче и других инструментах.
Мы приобрели такие наши национальные инструменты как кяманча, тар, нагара, даф, балабан, тютек специально для проведения курса. Первый курс был проведён в 2013 году при поддержке нашего Генерального Консульства в Лос-Анджелесе.
- Вы уже обзавелись семьей, детьми?
- Да, я женат. Моя жена, Наргиз, тоже музыкант-скрипачка, была ученицей покойного Баяндура Мехтиева. Мы вместе учились в Музыкальном Училище Им. Асафа Зейналлы, потом в Консерватории. Наргиз - мой лучший друг. Благодаря её поддержке и пониманию я многого достиг. У нас две дочки, Незрин и Нермин. Они обе родились в Америке, но воспитываем мы их в наших традициях. Обе прекрасно владеют азербайджанским языком, слушают наши мелодии, смотрят наши старые добрые фильмы.
- Поделитесь планами...
- В данный момент мы заняты подготовкой к очередному проекту нашего Фестиваля. Темой Фестиваля в этом году является война. Мы хотим показать, что музыка имеет огромное влияние на людей, и как люди используют музыку для пропаганды. Также мы хотим призвать людей к миру, и выразить свой протест против насилия.
Другим большим проектом над которым мы работаем является проект "Классы школ мира", где мы обучаем школьников из разных стран традиционной музыке. С гордостью хочу поделиться, что в четырех средних школах Сан-Франциско, сотни детей под моим руководством узнали об Азербайджане, исполнили и спели песню Фикрета Амирова "Гей-Гель" на Азербайджанском языке. Мы также сделали телемост посредством интернета, где дети из американских школ встретились с детьми из 123 школы, посёлка Мардакян, выпускником которой я являюсь, и исполнили песню все вместе. Есть и другие интересные проекты, но о них в следующий раз.
- Последний вопрос, что бы Вы пожелали нашим соотечественникам, проживающим за рубежом?
- Я пожелал бы нам всем не забывать, что на нас лежит большая ответственность, мы представляем свой народ, свою нацию за рубежом. Также хотелось бы что мы были более сплочёнными. Ну, и конечно, желаю всем благополучия и счастья. Спасибо за проявленный интерес.
Ругия АШРАФЛИ