Война между террористами и внешняя политика Турции
У турецкой границы продолжаются кровавые боестолкновения между террористами из Исламского государства Ирака и Леванта и боевиками из террористической Рабочей партии Курдистана.
Боевики так называемого Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) продолжают терроризировать приграничные с Турцией сирийские и иракские города. В последние дни жесточайшие бои идут близ сирийского города Айн-эль-Араб, находящегося всего в нескольких сотнях метров от границы с Турцией и населенного преимущественно курдами. С террористами из ИГИЛ сражаются боевые подразделения курдской Партии демократического союза (PYD), которая считается сирийской ветвью террористической Рабочей партии Курдистана (PKK). С воздуха курдов поддерживают военно-воздушные силы антитеррористической коалиции во главе с США.
До начала крупномасштабных боевых действий часть курдского населения приграничных районов Сирии успела спастись бегством. В течение только одного дня, спасаясь от террористов ИГИЛ, турецкую границу пересекли 80 тысяч курдов. Но ситуация приобрела особо опасный характер, и Турция решила закрыть границу с Сирией. За этим последовали массовые выступления турецких курдов, требующих от властей вмешаться в конфликт и защитить их сирийских сородичей от рук ИГИЛ.
После этих событий Турция едва не стала объектом международного осуждения. Отказавшись от участия в военных операциях против ИГИЛ, она настроила против себя таких союзников по НАТО, как США, Франция и Великобритания. Однако, как говорил один из идеологов англосаксонства, бывший премьер-министр Великобритании лорд Палмерстон, у государств не должно быть вечных союзников и постоянных врагов – вечны и постоянны лишь их интересы.
Те же самые союзники не обращали внимания на долгие призывы Турции о содействии в борьбе с террористами из PKK, которые бесчинствуют в юго-восточных провинциях страны аж с 1984 года. Эти страны и по сей день имеют наглость требовать от Анкары досрочного освобождения лидера PKK Абдуллы Оджалана, отбывающего пожизненное заключение на острове-тюрьме Имралы в Мраморном море.
На призывы официальной Анкары остановить кровопролитную гражданскую войну в Сирии, начавшуюся еще в 2011 году, на Западе также не обратили внимания. Мир со стороны наблюдал за человеческой драмой в Сирии, в то время как Турция приютила более полутора миллиона беженцев из этой страны. Союзники отказались от военного вмешательства в Сирию вопреки неоспоримым доказательствам преступлений против человечности.
Наглости должен быть предел, но в этом случае его нет и в помине. Примечательно, что дело дошло до того, что одна из европейских стран даже предложила Турции приютить также малое число сирийских беженцев, «пожаловавших к ним без приглашения».
Теперь все ждут от Турции адекватных действий.
Но почему Турция должна вводить войска в соседнюю страну и начинать войну против одних террористов, встав в сторону других? Почему турецкий солдат должен гибнуть, защищая курдское население другой страны, если он этого не делал во время погромов иракских или сирийских туркман? Почему страны Запада не решаются на наземные операции, но настоятельно советуют сделать это Турции?
Очевидно, что некоторые страны Запада, активно использующие курдскую карту в своей внешней политике, твердо намерены втянуть Турцию в новый кровопролитный конфликт и пожинать плоды военных побед, завоеванных кровью турецкого солдата. Интересен тот факт, что даже те левые оппозиционные партии Турции, которые фактически всегда выступали против военных операций за пределами страны, сейчас резко критикуют власти за отказ от ввода войск в Сирию.
Несмотря на то, что Великое национальное собрание Турции одобрило законопроект о проведении военных операций за пределами страны, правительство не спешит вступать в ряды союзников по анти-игиловской коалиции и предоставлять свои авиабазы для их истребителей, наносящих удары по позициям террористов.
Тем временем битва за Кобани (курдское название Айн-эль-Араба) между террористами из самопровозглашенного «халифата» Исламское государство и леворадикально настроенными курдскими террористами из PYD продолжается без вмешательства Турции.
Официальная Анкара твердо настаивает на своей позиции, порой даже вынуждая таких влиятельных людей, как вице-президент США, извиняться перед турецким народом за неадекватные заявления.
Турция – региональная держава с имперским прошлым и великими традициями, которой нельзя опускаться до уровня мелких военизированных группировок, уж тем более террористических организаций, воюющих между собой.
Джейхун Алекперов
Статья отражает точку зрения автора