Андрей Иванов: «Армения не нужна Европе ни в каком виде»
Интервью 1news.az с директором российского Центра стратегического анализа при Институте инновационного развития, российским политологом Андреем Ивановым.
- Господин Иванов, как Вы считаете, станет ли Москва решать экономические проблемы Армении, после вступления последней в ЕАЭС, на фоне падения курса рубля и непростой ситуации в самой российской экономике? И есть ли перспективы у этой интеграционной структуры?
- Экономическая ситуация в России действительно складывается не самым лучшим образом. Но это результат усиленного внешнего давления на страну.
Народ России уже понял, что впереди его ждут трудные времена, поэтому россияне готовы к тому, что в ближайшее время придется платить за геополитическую позицию Москвы. Альтернативы этому просто нет.
Что касается состояния армянской экономики, то оно действительно крайне тяжелое, однако этот фактор позитивен для Москвы, ведь Армению теперь еще проще привязать к себе. Очевидно, что от членства в ЕАЭС Ереван надеется получить экономическую выгоду. Причем само членство Армении несет для ЕАЭС определенные риски и в общем-то будет связано с некоторыми финансовыми затратами со стороны России. В Москве прекрасно понимают, что большие геополитические проекты требуют жертв. Однако Россия сейчас не в том положении, чтобы придирчиво относиться к союзникам. Я уверен, что если бы, скажем, Азербайджан выразил желание присоединиться к ЕАЭС, то в Москве бы это восприняли положительно. Расширение Евразийского экономического союза показывает, что Россию не удается изолировать от мира. Поэтому Россия будет нести связанные с этим издержки. А издержки будут. Что касается проблем между странами-членами ЕАЭС, то они существуют. Но сотрудничество между этими государствами обусловлено исторически. Сотрудничество будет развиваться в любом случае, оно имеет более глубокие корни, чем взаимоотношения лидеров государств.
- Однако, если верить армянским СМИ, в этой стране с каждым днем усиливаются и антироссийские настроения, причем, в большей степени в связи с ее вступлением в Евразийский союз. Нужна ли подобная «головная боль» России?
- Американская агентура, которая работает в Армении, пытается активно использовать недовольство экономическим положением страны. Наряду с этим, армянская оппозиция активным образом выдвигает лозунги против членства в ЕАЭС не потому, что хочет переориентировать страну на Европу, а просто «назло» власти. Мол, если Саргсян подписывает соглашение с Москвой, то надо критиковать его за это тоже, хотя прозападные настроения в Армении усиливаются. Это тенденция, характерная для деморализованных обществ. Когда социально-экономическая ситуация ухудшается, политическое поле всё больше похоже на болото, то в качестве спасительной «соломинки» выдвигаются лозунги о «европейском выборе».
В принципе, американцы хотят реализовать в Армении тот же сценарий, что был в Грузии, Молдавии, Украине. Конечно, Армения не нужна Европе ни в каком виде, тем не менее, для самих армян идея евроинтеграции может казаться привлекательной. Если люди поверят ей, то Армению ждут только хаос и нищета.
- Эксперты предполагают, что западные санкции могут привести российскую экономику к коллапсу. На Ваш взгляд, за счет каких факторов она способна выдержать западный прессинг?
- Сами по себе западные санкции не могут привести экономику России к коллапсу. Во-первых, Западом мир не ограничивается. Очень динамично развивается сотрудничество с Китаем, Индией, Латинской Америкой. Подчас речь идет не только о продаже сырья, но и о развитии высоких технологий.
К примеру, Россия будет строить десятки энергоблоков для АЭС в Индии. О какой изоляции или отсутствии торговых партнеров можно говорить? С Россией вынуждены считаться все мировые центры силы. Многие страны ищут сотрудничества с Россией. Скажем, Москва ввела ограничения на поставку продовольствия из Европы. Но тут же нашлись другие поставщики, в том числе, Азербайджан. ЕС саботировал строительство «Южного потока», но удалось договориться о масштабном энергетическом проекте с Турцией. Большую опасность представляет падение цен на нефть, вызванное действиями стран Персидского залива. С другой стороны, у России много внутренних ресурсов. Одним из локомотивов развития экономики может стать военно-промышленный комплекс. Расходы на него не будут сокращаться, а это значит, что будут развиваться транспорт, наука, технологии.
- Есть ли предпосылки для урегулирования нагорно-карабахского конфликта в ближайшее время непосредственно при посредничестве Москвы, или она все-таки будет поглощена решением своих внутренних вопросов?
- Россия не будет поддерживать ни одну из сторон конфликта, и ей важно, чтобы просто в регионе не шла война. Сейчас эта задача выполнена. Понятно, что стороны не удовлетворены нынешним положением дел. Но в Москве нынешнее положение считают наилучшим. Тем более, урегулирование конфликта невозможно без воли Еревана и Баку. Пока мы видим, что их позиции практически несовместимы. В России бы видели идеальное решение конфликта как снятие всяческих барьеров между Азербайджаном и Арменией, их членство в ЕАЭС, свободное пересечение границ. Но до этого, как мы понимаем, невозможно.
- Каким Вы находите уровень азербайджано-российских отношений?
- Отношения между Россией и Азербайджаном развиваются достаточно стабильно. У наших стран много совместных проектов. Связи строятся на основе взаимовыгодного сотрудничества, а это самая прочная основа. Конечно, в Москве очень настороженно относятся к внешней политике соседних государств. Но Азербайджан показывает мудрость. Он не дает втянуть себя в различные сомнительные проекты, а ведь не секрет, что США хотели бы сделать страну антироссийским плацдармом на Южном Кавказе. Я думаю, что в 2015 году отношения между нашими странами станут более тесными.
Матанат Насибова