Внешняя политика Ирана в новом региональном контексте - Newtimes.az | 1news.az | Новости
Политика

Внешняя политика Ирана в новом региональном контексте - Newtimes.az

18:52 - 08 / 01 / 2015
Внешняя политика Ирана в новом региональном контексте - Newtimes.az

БАКУ, 8 янв - 1NEWS.AZ

Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью: «Внешняя политика Ирана в новом региональном контексте».

Предлагаем вниманию читателей данный материал без изменений:

«Изменение глобальной геополитической динамики оказывает свое влияние на внешнюю политику Ирана. Все более актуализируются некоторые значимые для Тегерана вопросы. Среди них интерес представляют переговоры в связи с ядерной программой Ирана. Как отмечается, в этом направлении достигнут определенный прорыв. В качестве другого фактора можно отметить подъем Исламского фактора на Ближнем Востоке на новый уровень. По мнению специалистов, официальный Тегеран, используя оба фактора, пытается усилить свое геополитическое влияние в регионе. В этом плане интерес представляет придание Ираном содержанию отношений с рядом государств новых оттенков.

Два момента: новый шанс для Тегерана?

В последнее время распространяется информация о том, что Иран начал усиливать свое геополитическое влияние в региональном масштабе. Это объясняется двумя причинами: во-первых, достижением определенных соглашений на переговорах по ядерной программе Тегерана; во-вторых, изменением на региональном уровне геополитической картины в связи с усилением Исламского фактора.

Значение какого-либо из этих двух факторов умалять невозможно. Иран долгое время отдавал предпочтение жесткой внешней политике. Так, и в вопросе ядерной программы Тегеран демонстрировал бескомпромиссную позицию. В итоге его отношения с Западом сильно обострились. Примененные санкции нанесли серьезный ущерб экономике страны. Все еще трудно утверждать, что Иран вышел из этой ситуации. Неустойчивость, отмечающаяся в экономической сфере, ухудшила положение населения с низким доходом.

В настоящее время президент Хасан Рухани в отношениях с Западом проводит более лояльную политику. Так, наблюдается некоторое смягчение в вопросе ядерной программы. На переговорах с «шестеркой» по ряду вопросов была достигнута договоренность. По мнению экспертов, такого рода изменения оказали влияние и на геополитическую сферу. Ходят даже разговоры о сближении США-Иран.

К этому вопросу Вашингтон подходит, «стиснув зубы» (Дж.Керри). На фоне протекающих на Ближнем Востоке геополитических процессов он просто вынужден так поступать, поскольку становится все более очевидным, что Катар, Саудовская Аравия и Кувейт не могут в полном объеме оказывать влияние на события в регионе. Стремительное изменение влияния Америки в регионе беспокоит руководство США. А усилением исламского фактора может больше всех воспользоваться Иран. Его влияние и авторитет среди различных радикальных религиозных группировок высоки. Вне всякого сомнения, в нынешней сложной ситуации Америка хотела бы воспользоваться этим моментом. На фоне российского и китайского факторов это выглядит более убедительно.

Но иранский вопрос не ограничивается только религиозным фактором. Очень интересные процессы мирового масштаба разворачиваются в энергетической сфере. Применяемые против России санкции и стремительное падение цен на нефть фактически меняют обстановку. Иран может увеличить объем экспорта энергии, присоединиться к проектам, предлагаемым Западом. В частности, на наш взгляд, неслучайно распространяется информация о восстановлении Nabucco.

Москва опасается этих моментов. Россия не хотела бы, чтобы Иран поступал в противовес ее интересам. Но для Тегерана сложилась историческая возможность. Неубедительно, что страна, обладающая богатым опытом государственности, не воспользуется этой возможностью. Значит, предположения о том, что Тегеран будет стремиться развивать отношения с Западом, имеют под собой основания. На фоне сказанного представляет интерес содержание отношений Ирана с Россией и Китаем. Возможно, что Тегеран будет маневрировать между этими силами.

Но не следует забывать об одном моменте. Китай устраивает падение цен на нефть, поскольку тем самым у него появляется возможность покупать энергоносители в большем объеме. Разумеется, Пекин не упустит этот шанс. За период применения санкций против Ирана Китай покупал у него нефть по более низкой цене. По этой причине интерес представляет вопрос о том, какой будет реакция Пекина на сближение Запада с Ираном.

Внешняя политика: есть ли необходимость в коррективах?

Все это оказывает свое влияние на региональную политику Тегерана. В этом контексте обращает на себя внимание появление новых оттенков в содержании политики, проводимой им в направлении Сирии, Ирака, Палестины, Турции, Южного Кавказа, России.

Для Тегерана важной страной является, прежде всего, Сирия. Иран защищает Башара Асада, не приемлет участие на мирных переговорах ту часть оппозиции, которая не связана с религиозными кругами. Предполагается, что главная причина этого кроется в близости данного среза сирийских повстанцев к Саудовской Аравии.

Неслучайно на международной конференции в Монтрё, проходившей в начале 2014 года, главный советник верховного религиозного лидера Ирана Али Акбар Велаяти заявлял, что не будут участвовать в формировании переходного правительства в Сирии, подчеркнув неправильность того, что «за один стол сядут законные представители Сирии и финансируемые извне террористы».

Тегеран настойчив в этой своей позиции. По мнению специалистов, Иран до конца будет поддерживать нынешние сирийские власти. Есть мнение и том, что главным фактором при этом является религиозное мазхабство. С этой точки зрения вопрос уже не ограничивается пределами Сирии, охватывая регион в целом. Поэтому нужно проанализировать политику Ирана в направлении и других стран.

Ирак представляет большой интерес для Тегерана. После краха режима аль-Малики ситуация здесь стала еще более щепетильной. Но это не означает, что влияние Ирана в этой стране ослабело. По информации, распространенной рядом источников, в Ираке дислоцированы иранские военные, которые ведут борьбу против ИГИШ. Отмечается, что на сближение в отношениях с Америкой оказывает влияние и этот фактор.

Внимание экспертов больше всего привлекают изменения, наблюдаемые в палестинской политике Ирана. Тегеран, у которого долгое время были плохие отношения с «Хамас», сейчас сближается с этой организацией. Лидер организации Халед Машаль заявил, что поднимут отношения с Ираном «на довоенный уровень».

Примечательно, что в нынешних отношениях России и Ирана, которые традиционно были близки, возникли сложности. Это связывается как с геополитической борьбой за Южный Кавказ, так и с проявлением Тегераном интереса к сотрудничеству в энергетической сфере с Западом в целях избавления от изоляции. Несмотря на это, руководство обеих стран заявляет, что имеют общие геополитические интересы и будут в этой плоскости еще теснее сотрудничать. В этом ряду считается возможным достижение сторонами договоренности в вопросе определения правового статуса Каспия.

Не секрет, что Тегеран начал обращать особое внимание на отношения с Анкарой. Турция находится в сфере интересов Ирана как страна, имеющая влияние на Ближнем Востоке и Южном Кавказе. Налицо необходимость сотрудничества этих двух государств и в плане наблюдающейся напряженности между суннитами и шиитами, сепаратизма и угрозы террора. Не следует забывать при этом о противоречивости политики Запада в направлении региона и об энергетическом факторе. В этом смысле можно прогнозировать, что Иран и Турция не пойдут на острое противостояние. Сквозь эту призму не исключается возможность новшеств и в южно-кавказской политике Тегерана.

В этом плане достигнутые в ходе визита президента Ирана в Азербайджан договоренности усиливают надежды. Отметим также, что Тегеран не отказывается от тесных связей с Арменией. В этом данные страны даже ушли далеко вперед.

Наконец, во внешней политике Ирана серьезное место занимает и Саудовская Аравия. Проблем в отношениях с этой страной немало. Обе страны предпринимают политические, геополитические и экономические шаги друг против друга. Притеснение Эр-Риядом Катара в регионе толкает последнего на сближение с Тегераном. Трудно сказать, насколько этот процесс зайдет далеко.

Очевидно, что геополитическое значение Ирана в регионе действительно возрастает. Несомненно, здесь ведутся сложные игры. Но Иран поступает как великая держава. И, как видно, он не уступит своего геополитического влияния».

Newtimes.az

Поделиться:
2439

Последние новости

Все новости

1news TV