«Йеменский узел»: геополитическая борьба на Ближнем Востоке обостряется - Newtimes.az | 1news.az | Новости
Политика

«Йеменский узел»: геополитическая борьба на Ближнем Востоке обостряется - Newtimes.az

22:12 - 22 / 04 / 2015
«Йеменский узел»: геополитическая борьба на Ближнем Востоке обостряется - Newtimes.az

Баку, 22 апр – 1NEWS.AZ

Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью «Йеменский узел»: геополитическая борьба на Ближнем Востоке обостряется.

Предлагаем вниманию читателей данный материал без изменений:

Как известно, в Йемене – одной из стран, где со времен «арабской весны» стабильность нарушена, – ситуация еще более обострилась с возникновением после восстания хуситов и взятия ими столицы под свой контроль крупномасштабного вооруженного противостояния. На основе обращения президента Абд Раббу Мансура Хади Саудовская Аравия с 26 марта начала военные операции с воздуха для того, чтобы выбить повстанцев со столицы Саны. Западные государства во главе с США лояльно относятся к этим операциям. В связи с захватом Саны повстанцами столица временно переведена в город Аден, однако и в этом городе, взятом под контроль хуситами, бои продолжаются. По сути, в результате интенсифицировавшихся с 2014 года хуситских мятежей Хади уже второй раз потерял свою власть.

Напомним, что после отстранения Али Абдаллаха Салеха от должности в результате переворота в Йемене в 2012 году на безальтернативных выборах Абд Раббу Мансур Хади был избран президентом. Совет общенационального диалога, созданный вслед за выборами, должен был разработать новый проект конституции, однако из-за политических распрей в стране реализовать это все еще не представилось возможным. Объединение сторонников сверженного президента с хуситами еще более усилило их позиции.

Успехи 33-летнего правления Али Салеха в основном объясняются его умением маневрировать между интересами различных племен и предпринимать решительные шаги. А Мансур Хади считается слабым лидером и, согласно мнениям, именно в эпоху его правления различные политические и вооруженные группировки в стране еще более усилились.

Отметим, что хуситы относятся к шиитам зейдистского толка. По этой причине они расценивают мятеж как суннитско-шиитское противостояние на фоне обострения геополитического соперничества между Саудовской Аравией и Ираном. Однако вовсе не все эксперты рассуждают подобным образом. По мнению некоторых, северный регион Йемена, где преимущественно проживают зейдиты, всегда принадлежал шиитам, и, так было и в эпоху Али Абдаллаха Салеха. Поэтому взятие на севере страны хуситами контроля в свои руки не изменило конфессиональную карту страны (см.: Йемен – по следам Афганистана? / «Russian Council», 3 aпреля 2015 г.).

Заявления об угрозе попадания Йемена в сферу интересов Ирана вынуждают другие арабские страны поддерживать Саудовскую Аравию в этом вопросе. Этот подход оказывает влияние и на позицию мировой общественности, с осторожностью относящейся к Ирану.

Процессы в Йемене отличаются сложностью. Чтобы понять происходящее в стране, нужно кратко рассмотреть наряду с геополитическим положением и процессами, развернувшимися после «арабской весны», и историческое прошлое страны.

Считается, что помогая южанам, Саудовская Аравия преследует цель ослабить север Йемена, поскольку, во-первых, юг Йемена не так опасен для Саудовской Аравии, как север. Во-вторых, политические круги на юге разрознены, что позволяет воспользоваться внутренними противоречиями. На севере же существуют две основные силы – хуситы, называющие себя «Ансар аллах», и Общенациональный совет. Диалог с ними для официального Эр-Рияда не столь легок. Наконец, если на севере племенные структуры развиты больше, чем государственные институты, то на юге отмечается прямо противоположное (см.: предыдущий источник).

По-видимому, это связано с тем, что юг Йемена в 1967-1990 гг. был в составе Йеменской Народной Демократической Республики, где созданию современных политических институтов уделялось большее внимание. Однако в последние годы в регионе поселился «аль-Каида». А север страны оказался под зейдитским влиянием. Во второй половине XIX – начале XX вв. зейдиты вели борьбу с Османским правлением и потому пользовались поддержкой со стороны соперников империи. В 1918-1962 гг. в стране существовало Мутаваккилийское Королевство, руководителями которого были зейдиты. До присоединения в 1990 году севера и юга зейдиты также были ведущей силой в Арабской Республике Йемен.

В качестве причины яростного мятежа хуситов указывается и на то, что в свержении президента Али Абдаллаха Салеха во время «арабской весны» они также принимали активное участие, но не были представлены в правительстве, созданном после переворота. Поэтому хуситы, сочтя себя обманутыми, продолжают борьбу.

Воздушные атаки Саудовской Аравии в Йемене воспринимаются Евросоюзом с некоторым беспокойством. В отличие от Ливии и Сирии, ЕС более осторожно относится к военным операциям в Йемене, пытаясь решить вопрос путем переговоров. В качестве возможной причины такого подхода указывается на несколько факторов. Один из них заключается в том, что, как и на примере Ливии, Сирии, Ирака и других стран, война и хаос создают благоприятные условия для терроризма. Во-вторых, согласно официальной статистике Евросоюза, 7% потребляемого ЕС газа и 12% нефти поступает из стран Персидского залива (Катара, Саудовской Аравии, Ирака и Кувейта). Препятствия на энергетических маршрутах, проходящих через регион, могут оказать негативное влияние на энергетическую безопасность Европы (см.: Почему ЕС не торопится в Йемен? / «Regnum», 11 aпреля 2015 г.).

С другой стороны, вовлечение Саудовской Аравии в крупномасштабную и длительную войну может привести на мировых рынках к росту цен на нефть, поскольку, как известно, Саудовская Аравия – одна из стран, играющих важную роль в поддержании цен на нефть на низком уровне. Некоторые эксперты оценивают это как давление на Россию на основе договора с США, другие – как шаг против главного регионального соперника Саудовской Аравии в регионе – Ирана. Однако в любом случае рост военных расходов затруднит поддержание Саудовской Аравией цен на нефть на низком уровне.

На нынешнем этапе российская сторона демонстрирует в этом конфликте больше гуманитарную активность, вывозя из Йемена самолетами граждан России и других стран. Однако последний такой полет не состоялся в связи с тем, что Саудовская Аравия не дала разрешения на полет самолета через ее воздушное пространство. Хотя Саудовская Аравия официально объяснила этот шаг мерами безопасности, данная ситуация свидетельствует о состоянии политических отношений между двумя странами.

Наряду со сторонниками Хади и хуситами, в Йемене также действуют члены Аль-Каиды, объявившие о своей поддержке ИГИШ, сепаратисты, стремящиеся к независимости юга, ополченцы партии Аль-Ислах и вооруженные формирования различных племен. С другой стороны, наряду со вмешательством Саудовской Аравии, есть вероятность вовлечения в процесс и других стран региона.

Интерес к событиям в Йемене связан и с важными геополитическими и геоэкономическими особенностями страны. С берегов Йемена можно контролировать выход в Красное море. Контроль над Аденским заливом означает контроль над важными нефтемаршрутами. Вдобавок регион считается местом наибольшей активности сомалийских пиратов. В случае ослабления контроля над этим местом пираты могут причинить серьезный ущерб торговым маршрутам в региональных водах (см.: Все против всех: как Йемен пришел к катастрофе / «Forbes», 8 aпреля 2015 г.).

Другой момент, который обращает на себя внимание, связан с параллелями между йеменскими событиями и продвижениями на переговорах Ирана и стран «шестерки». Так, накануне достижения договоренности по ядерной программе Ирана йеменские процессы, приближавшиеся к кульминационной точке, привлекли внимание международных медиа. Несмотря на то, что противостояние Саудовской Аравии, пытавшейся оказать помощь правительству Хади, и Ирана, поддерживающего хуситов, и защиту официальным Вашингтоном шагов Эр-Рияда, ирано-американское соглашение по ядерной программе двигалось в позитивном направлении. Однако требование Ираном в рамках договоренности снятия всех санкций дает основание утверждать, что продолжение переговоров будет отнюдь не легким. Можно предположить, что позиция, которую будет демонстрировать Иран в йеменских событиях впредь, не обойдется без влияния на его отношения с США и ядерные переговоры. С другой стороны, активное вмешательство Саудовской Аравии в процессы в регионе может иметь своим намерением продемонстрировать Ирану, кто в регионе лидирует.

Таким образом, идущая в Йемене между различными политическими силами борьба за власть с вмешательством внешних сил обретает еще более сложный характер. Отсутствие политической силы, способной создать внутри страны национальное единство и сильную центральную власть, может превратить Йемен в страну, в которой происходит разгул террора, во «вторую Ливию», управляемую различными группировками.

Поделиться:
2076

Последние новости

Все новости

1news TV