Кавказские мужчины настолько суровы…, или О том, как выйти замуж против своей воли в 17 лет
Четвертые сутки пылают станицы - тема состоявшейся в Чечне свадьбы полковника полиции Нажуда Гучигова и несовершеннолетней Луизы Гойлабиевой продолжает оставаться одной из самых активно обсуждаемых в соцсетях.
Сам президент Чечни Рамзан Кадыров с гордостью назвал эту свадьбу "Торжеством тысячелетия". И вот именно это определение больше всего и смущает. Торжество чего и над чем?..
Ясное дело, я не собираюсь сейчас вмешиваться во внутренние дела другой страны и культуры, а тем более, в личную жизнь этих замечательных, наверное, людей. Не буду я повторять в хронологическом порядке историю «любви и счастливого брака» Луизы Гойлабиевой и Нажуда Гучигова, полную противоречий, достойных экранизации в каком-нибудь сериале.
Я сейчас хочу поговорить как раз о реакции на происшедшее некоторых моих соотечественников.
А реакция поражает, потому что все чаще встречаются доводы «ЗА» эту свадьбу, аргументируемые, ни много ни мало, – «защитой национальных традиций» (какая удобная формулировка, правда?). Хотя, справедливости ради, высказывающие эту точку зрения хотя бы не лицемерят, говоря то, что думают: ведь не секрет, что и в нашем обществе браки, когда невеста едва достигает половой зрелости – увы, не редкость. Другое дело, что и у нас, как и в Российской Федерации, в состав которой входит Чеченская Республика, такие браки запрещены. Как, впрочем, запрещено и двоеженство.
Именно поэтому меня поражает то, что в России, провозглашающей «возрождение духовности», которое порой доходит до таких нелепостей, что вырезаются сцены «насилия» из произведений классиков (представьте себе, Телеканал "Россия 1" вырезал сцену гибели Берлиоза из сериала "Мастер и Маргарита"), случилось то, что противоречит не только законам, но и логике.
Если сам замминистра внутренних дел Чеченской Республики Апти Алаудинов недоумевает в интервью: «Неужели является преступлением, будучи женатым, влюбиться в другую женщину?», о каком соблюдении и каких законов мы говорим?
Подмена понятий, конечно, поражает – влюбиться никто никому запретить не может, - закон запрещает двоеженство. Но ведь получилось его обойти! Главное, что уважаемый Рамзан Ахматович одобрил.
И можно было бы сказать, что все это – проблема другого государства. Но не получается, потому что все это так близко. Ближе, чем мы думаем. Мало ли мы повидали девушек приблизительно такого же возраста, которым, в силу обстоятельств, пришлось стать против своей воли женой мужчины, почти в три раза старше?
И, несмотря на то, что речь в данном случае идет не о нашей стране, эта свадьба, это «торжество века» - по сути, опасный прецедент. Тот факт, что среди наших сограждан раздаются возмущенные комментарии вроде: «Что вы прицепились к этой свадьбе? Вторую жену шариат разрешает!», или «Посмотрите лучше на тех, кто с 15 лет начинает шляться! А здесь - мужчина честно поступил, женился!» - ввергает в растерянность, потому, что в этих пламенных речах по «защите чести и достоинству жениха» как-то на второй план отошло начало истории и вопрос о добровольности решения девушки. Как и о том, что, как говорится, - закон есть закон, и нарушать его нельзя. Нельзя, невзирая на традиции!
И завтра, апеллируя к этому «торжеству века», многие из тех, кто сегодня крадет девушек, нарушая закон и прячась от справедливого возмездия, начнут действовать открыто, объясняя это традициями, «неземной любовью» и «возможностью содержать четырех жен».
А поскольку сила «национальных традиций» в крови некоторых наших сограждан, как показывает реакция на эту ситуацию, все еще сильна, можно прогнозировать, что таких может стать и больше.
Тем более, что в подобных ситуациях все чаще можно видеть ссылки на религию, разрешающую многоженство.
Мы же, пользуясь случаем, не только напомним, но и порадуемся, что живем в светской стране, где главный закон – это Конституция и законы Азербайджанской Республики, запрещающие многоженство и наделяющие мужчин и женщин равными правами. Равными абсолютно. Что и советуем зарубить на носу заступникам закостенелых, давно устаревших традиций и обрядов.
Натали Александрова