Андрей Епифанцев: «Американцы не будут помогать Европе в решении вопроса с беженцами»
Сегодня, помимо экономического кризиса, породившего массу проблем, Европа пытается решить новую, не менее сложную проблему, связанную с массовым притоком беженцев из стран Ближневосточного региона и Северной Африки.
Как показывают события, происходящие в ряде европейских стран, решить эту проблему в короткие сроки крайне сложно.
Тем не менее, лидеры отдельных европейских стран все же пытаются за счет собственной экономической состоятельности сократить масштабы гуманитарной катастрофы, перед лицом которой оказался фактически весь Старый свет.
К примеру, в традиционном обращении к гражданам канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что преодоление миграционного кризиса является «национальной задачей Германии». Подобное изменение в мировоззрении Меркель произошло на фоне резкой критики в адрес Германии, где беженцы неоднократно подвергались насилию, а лагеря их дислокации несколько раз поджигались и становились объектом провокаций со стороны радикальных элементов.
Пытаясь улучшить свой имидж, правительство ФРГ предпринимает действия, которые предусматривают рассмотрение к концу года до 800 тысяч заявлений о получении статуса беженца. МВД Германии посчитало, что всего с начала года в страну приехали около 413 тысяч человек, желающих получить статус беженца, причем 112 тысяч мигрантов прибыли из Сирии.
По словам Меркель, юридической возможности, которая позволяла бы ограничить число людей, желающих получить убежище, не существует, поскольку Германия - мощная страна со здоровой экономикой, ей хватит сил сделать все необходимое для того, чтобы каждый человек, просящий убежища, добился этого.
Однако далеко не все европейские страны имеют возможность, а главное - желание следовать подобному примеру.
И подтверждением тому были массовые протесты в ряде европейских стран, население которых таким способом выразило протест против массового переселения выходцев из стран Ближнего Востока и Африки.
О том, какой видится дальнейшая ситуация в Европе и о причинах, повлекших за собой массовый приток выходцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, своими мыслями поделился в беседе с корреспондентом 1news.az известный российский эксперт Андрей Епифанцев.
Эксперт напомнил, что нестабильность на Ближнем Востоке в результате многолетних военных действий предвещала, что исход всех этих событий может привести к политическим и гуманитарным катаклизмам, что, собственно, и происходит сейчас.
По словам российского аналитика, последовательный поток беженцев из Ближнего Востока и Африки, который наблюдался в последние год-два, указывал на то, что ситуация оставляет желать лучшего. В итоге набралась критическая масса, которая толкнула условный поезд с беженцами, и люди начали без оглядки массово бежать в Европу.
Первопричины
По мнению Андрея Епифанцева, существует целый комплекс причин, которые привели к сегодняшней ситуации.
«Первая – это невероятная пропасть между уровнем жизни в Западной Европе и Америке и так называемых странах третьего мира, Африки и так далее. При такой огромной разнице в уровне жизни всегда будет масса людей, желающих попасть в наиболее благоприятные и развитые страны. Ситуация осложнилась еще и тем, что последние пять лет постоянно шли боевые действия на Ближнем Востоке, результатом чего стали разруха, голод, нищета, выпавшие на долю граждан Ирака, Ливии, Сирии, Афганистана и целого ряда стран.
Вторая причина в так называемой политике мультикультурализма, которую проводили и продолжают вести страны Запада, Европы.
Если в двух словах, то согласно данной политике беженец (к примеру, из Сирии) либо может у себя в Сирии трудиться в поте лица за 200 долларов и при этом подвергаться постоянной угрозе, либо может переехать в ту же Англию, получать тысячу долларов в месяц и при этом фактически ничего не делать.
На самом деле подобную политику можно проводить в случае, если речь идет о группе или паре десятков людей, но не о массовом потоке, как это происходит сейчас. Каждая развитая страна имеет квоты в рамках ЕС, согласно которым она может принять определенное число беженцев и обеспечить им соответствующий уровень жизни.
При этом любая страна хочет, чтобы прибывшие туда люди приняли ее ценности, и если раньше в Западную Европу ехали поляки, украинцы и русские, которые, в общем-то, имеют одинаковые ценности, то выходцам из Африки или Азии, крайне далеким от западного уровня жизни, сложно, а порой не под силу воспринять европейские ценности, что порождает целый комплекс проблем.
По убеждению российского эксперта, сегодня совершенно очевидно, что европейская политика мультикультурализма не работает.
«Если говорить по факту, то европейское общество раскололось на два лагеря. Одна часть обвиняет себя во всем происходящем и призывает к тому, чтобы принимать всех беженцев, руководствуясь тем, что в противном случае - ты фашист, шовинист и так далее. Другая часть считает, что нужно в корне менять нынешнюю политику.
К примеру, Эстония и Словакия на официальном уровне отказались принимать беженцев. Почему? Да потому что не этого ожидали они от ЕС, когда вступали в него. Они сами рассчитывали на помощь и поддержку Европейского Союза, а теперь получается, что еще и обязаны содержать выходцев из других континентов, и вдобавок решать их проблемы, к чему, собственно, они не готовы. Крупные страны начинают сейчас отгораживаться от проблемы. Либо это происходит в виде того, что Англия закрывает Ла-Манш, либо Венгрия пытается строить антимигрантскую стену. Таким вот образом европейцы пытаются корректировать свою политику. На бытовом уровне на все происходящее вокруг народ реагирует стихийно и это неприятно, это плохо. На данный момент Европа не в состоянии урегулировать ситуацию, нет четкого закона, регулирующего данный процесс, и я думаю, что случаи нападок радикалов на центры беженцев еще будут происходить неоднократно», - отметил эксперт.
Комментируя тот факт, что Венгрия собирается строить антимигрантскую стену на границе с Сербией, аналитик напомнил, что точно так же США строили стену на границе с Мексикой.
«Это та ситуация, когда люди пытаются в сложной обстановке отгородиться от проблем. Препятствия в виде колючей проволоки выглядят как минимум смешно.
В случае с Венгрией уместно задаться вопросом: где строить эту стену? Между кем и кем? Между странами ЕС? Ну давайте построим стену между Польшей и Украиной, а потом между Германией и Польшей, чтобы никто не бежал в Германию. По сути, такие попытки выглядят крайне абсурдно», - считает эксперт.
Американцы заварили кашу, а расхлебывать европейцам
Буквально на днях президент России Владимир Путин отмечал, что удивляется тому, как некоторые американские средства массовой информации критикуют Европу за избыточную, как они считают, жесткость по отношению к эмигрантам, в то время как сами Соединенные Штаты не несут такой нагрузки с миграционным потоком.
«Навязывание своих стандартов, не учитывая ни исторических, ни религиозных, ни национальных, ни культурных особенностей населения восточных регионов, - прежде всего политика наших американских партнеров. Европа слепо следует за этой политикой в рамках так называемых союзнических обязательств, а потом сама и несет нагрузку», - заявил российский лидер.
По мнению Андрея Епифанцева, в сегодняшней сложной ситуации нельзя сказать, что целиком и полностью виноваты американцы, но в огромной степени та агрессивная внешняя политика, стремление переформатировать весь Ближний Восток на протяжении последних десяти с лишним лет, конечно, привела к такому исходу.
Однако вопрос, объективно ли снимать ответственность с европейских стран, к примеру с Англии?
«Англия одна из первых следует этой политике и в некоторых случаях проводит ее более агрессивно, чем США. Англия является самым ярым сателлитом США и всегда выступает более активно, нежели сами США в тех или иных вопросах геополитического характера. В этом заключается стандартная позиция англичан. Вспомним ситуацию со второй войной в Заливе, когда англичане больше желали этой войны, чем американцы. Посмотрите, как Англия ведет себя по отношению к конфликту в Украине. Как мне кажется, она более активно настроена на проведение военных действий, чем США. И причина тоже понятна. Англии нужно чувствовать поддержку Штатов, а для этого она должна всегда или почти всегда соглашаться с позицией и взглядами американцев, что называется нести за это определенные издержки и определенную цену.
Определенным образом за происходящие события расплачивается и Турция, которая оказалась вовлеченной в конфликт в Сирии. Мои знакомые, которые недавно вернулись из Стамбула, рассказали о том, что турецкая столица забита беженцами. И это тоже плата за то, что Турция вмешалась в военную ситуацию в Сирии. В этом смысле самую выгодную позицию занимают США, потому что если из Сирии доплыть до Италии можно за сутки посредством какой-то неприспособленной лодки, то до США таким способом доплыть невозможно. Совершенно очевидно, что американцы не будут помогать Европе в решении вопроса с беженцами, они полностью отстранились от нее, и не выражают какой-то активной позиции. У них позиция примерно такая: мол, ребята, это ваши проблемы и решайте их сами», - продолжил эксперт.
Хотите к нам? Меняйте устои
Европейцы, конечно, недовольны американской политикой, но пока это недовольство выражают лишь отдельные политики.
«К примеру, Германия заявляет о том, что нужно принимать чуть ли не всех беженцев, которые приезжают в массовом количестве. Но Германия сама подчеркивала, что европейская политика мультикультурализма давно не работает. На самом деле понятно, что европейское общество недовольно происходящим, но это не значит, что оно состоит сплошь из одних шовинистов.
В то же время посмотрите на Австрию, лидеры которой неоднократно говорили о том, что в Европе есть определенные ценности и если мигранты не готовы их разделять, то соответственно ехать туда не стоит. Говорить о том, что Европа выработала четкий план по решению данной проблемы или определила для себя способы выхода из сложившейся критической ситуации, я бы не стал. По крайней мере, я не вижу сейчас каких-то встреч, переговоров, активных личных попыток найти решение.
Посмотрите, у нас только по Украине существует два или три решения вопроса, по ситуации с Нагорным Карабахом существует Минская группа и плюс еще имеются двусторонние встречи, но я не помню и не могу найти действующий или созданный формат, который бы решал вопрос беженцев. Это говорит о том, что Запад не ждал обострения данной проблемы и оказался не готовым решить ее. Возможно, пока надо дать время европейским политикам, обществу, чтобы они как-то попытались собраться с мыслями и взялись решать этот вопрос. Но опять-таки, решение этой проблемы потребует от них ломки существующих устоев, рамок и правил. На мой взгляд, проблему не решить, если не ужесточать отношение к самим беженцам.
Грубо говоря, надо сказать: ребята, если вы хотите остаться в Европе и жить на наши деньги, то потрудитесь разделить наши взгляды, наши идеалы, нужно интегрироваться в наше общество, а не воспроизводить здесь собственный мирок как в какой-то африканской или азиатской стране. Надо поставить некие условия, дескать, вот тебе пособие по безработице и по беженцам, и если ты в течение двух-трех лет не смог найти работу, не смог интегрироваться в общество, то надо возвращаться назад. Думаю, до тех пор, пока эта форма проживания не станет настолько эффективной и привлекательной экономически с точки зрения образа жизни, проблему решить будет невозможно», - уверен аналитик.
Матанат Насибова