Расим Мусабеков: «Не все так однозначно в опросе россиян о судьбе Карабаха»

Мнение россиян о Нагорном Карабахе отражает одностороннюю, проармянскую пропаганду по этой проблеме, считает азербайджанский политолог и депутат Расим Мусабеков.
«Мнение россиян о будущем Нагорного Карабаха представляет некоторый интерес, не более. Куда важней, что об этом думают граждане Азербайджана, международно-признанной частью которого является Нагорный Карабах, несмотря на длящуюся почти четверть века его незаконную оккупацию армянскими силами», - написал он на своей странице в Фейсбуке.
Статус касается публикации результатов соцопроса о том, каким видят граждане России будущее сепаратистских регионов на пространстве СНГ, среди которых Нагорный Карабах, Абхазия и Южная Осетия, Приднестровье.
Согласно опросу, 42% респондентов в России считают, что Нагорный Карабах должен быть независимым. Каждый десятый респондент (10%) предположил, что регион должен отойти Азербайджану, 9% уверены, что он должен стать армянским. Более трети (39%) не дали определенного ответа.
Как сообщал накануне «Интерфакс», таковы результаты опроса «Левада-Центра», проведенного 21-24 августа среди 800 человек в 134 населенных пунктах 46 регионов России.
Однако Расим Мусабеков, который руководил около десятком социологических исследований, считает, что «не все так однозначно в этом опросе».
«Первое, что бросается в глаза – это маленькое число участников – всего 800 человек. Социологи согласятся, что для 140-миллионной России это недостаточно репрезентативно, даже при идеально выстроенной выборке», - написал Мусабеков на свой странице в Фейсбуке.
«Второе – это большое число тех, кто затруднился с ответом – целых 39%. А это показатель крайне низкой осведомленности респондентов о существе проблемы», - добавил он.
Что же касается высокого процента в пользу признания независимости Нагорного Карабаха, то это, по мнению политолога, отражает представление россиян, сформированные «под многолетним воздействием засевших в СМИ этой страны армян и их лоббистов».
«Если завтра с телеэкранов россиянам начнут разъяснить, что именно с попустительства сепаратизму в Нагорном Карабахе начался процесс дезинтеграции СССР, повлекший для миллионов людей несчастья и лишения, то они скорей выскажутся за наказание, чем за поощрение армян», - пишет Мусабеков.
Левада-центр обращает внимание, что доля респондентов, выступающих за сохранение Нагорного Карабаха в составе Азербайджана, в сравнении с опросом 2013 и 2014 годов растет (с 5 до 10%), тогда как процент сторонников присоединения его к Армении (с 14 до 9%), сокращается.
«Цифры небольшие и сопоставимы с расчетной погрешностью опроса (4,1 %). Поэтому серьезные выводы по ним делать нельзя, но обратить внимание стоит», - пишет Расим Мусабеков.
В своем статусе он обращает внимание и на то, что российская «Независимая газета» в статье «Граждане отказываются от имперских амбиций» опустила ту часть исследования Левада-Центр, которая относилась к Нагорному Карабаху. Аналогично поступили и другие российские издания.
«Можно предположить, что с одной стороны вопрос Нагорного Карабаха относится к Азербайджану и Армении и поэтому не представляет большого интереса для россиян. Но не исключается, что Москва, которая дорожит отношениями с Баку больше, чем с вассальной Арменией, негласно рекомендовала СМИ не публиковать данные, которые могут вызвать негативную реакцию в Азербайджане. В том и другом случае это не должно радовать армян», - пишет Мусабеков.
Как отмечает автор, опросы, которые он проводил в Азербайджане на протяжении 2002-2010 годов, неизменно показывали, что абсолютное большинство его участников (97-99%) не допускали выход Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской Республики.
«Не думаю, что за минувшие годы ситуация изменилась. Воля наших граждан и государства, восстановить территориальную целостность страны, непреклонна. И это главное», - написал Мусабеков.
Елена Остапенко