Легендарный Михаил Таратута поделился впечатлениями о Баку: «Из обшарпанной провинции Баку превратился в яркий город»
«В мире угасающего интереса к энергоресурсам туризм может стать важнейшей статьей дохода. Как это стало в большинстве стран южной Европы… Поездка в Баку оставила у меня самые лучшие воспоминания, и мне бы хотелось разделить эти чувства с другими», - пишет в своем персональном блоге на сайте «Эха Москвы» один из самых известных телеведущих 90-х, автор первых передач о зарубежье на российском ТВ Михаил Таратута.
Ниже 1news.az приводит выдержки из путевых записок известного журналиста.
«— Гранат возьмешь? Нет? Неужели?
— Персик бери! Сладкий, сладкий! Потом радоваться будешь!
Вот такими многие из нас и знают азербайджанцев – торговцы, перекупщики, рыночный люд. Сегодня у нас мало говорят об этой стране, и только люди постарше помнят прежний Баку, очарование его колорита, его уютной человеческой атмосферы. Молодежи, а теперь уже и среднему поколению, больше известны Турция и Египет, чем Азербайджан.
С распадом СССР эта страна стала исчезать с нашего горизонта, и замечательный Баку остался где-то глубоко в прошлом. А жаль! Жаль, потому что за эти годы из изрядно обшарпанной, хотя и милой, провинции Баку превратился в яркий, необыкновенно привлекательный город. Не Дубай, но город более чем современный, а местами — я имею в виду архитектуру — даже футуристический. Однако при всей современности Баку по-прежнему словно дышит историей. Этот город был и, к радости европейских туристов, все еще остается Востоком. Но, что особенно ценно для нас, с прошлых времен здесь сохранилось доброе отношение к россиянам. Среди когда-то братских советских народов таких мест осталось не так уж и много.
Да и в целом, здесь очень чувствуется необычайно дружелюбная и по южному расслабленная атмосфера города. Особенно это заметно нам, приехавшим из вечно вздернутой, взбудораженной, нервной России. Что, впрочем, едва ли отменяет законы эволюции: в борьбе за место под солнцем и здесь тоже, как мне рассказывали, хороши бывают любые средства. Но в быту азербайджанцы разительно по-другому относятся друг к другу.
...Мы с водителем, человеком не юных лет, заходим в супермаркет — нужна коробка, чтобы переправить немного фруктов в Москву. Две молоденьких продавщицы как раз устанавливают какой-то товар на полках. Рядом еще нетронутый ящик, именно то, что нам нужно. Водитель что-то говорит продавщицам по-азербайджански, девушки тут же откладывают своё занятие и с готовностью принимаются освобождать приглянувшуюся нам коробку. Ни каменных лиц, ни раздражения и тем более грубости. Вроде бы мелочь, но за неделю жизни в Баку из таких мелочей постепенно складывается представление о городе.
Но, видимо, к гостям, к иностранцам – их здесь немного и об этом речь еще впереди – здесь отношение особое. Вот история, которая не могла произойти ни в одном другом месте.
...Мы ехали по хорошо охраняемой президентской трассе, когда у меня зазвонил телефон. Не московский, а местный, одолженный на время друзьями. Говорили по-азербайджански, и я автоматически, необдуманно передал трубку водителю. Напрасно. Как и у нас, телефонная болтовня за рулем – здесь нарушение ПДД, но карается гораздо строже, штрафом в 50 долларов. А бакинская полиция, как мне говорили, непреклонная. В общем, нас остановили, водитель подошел к полицейским, о чем-то с ними минут пять говорил и возвратился довольный. Обошлось. Оказалось, полицейский поинтересовался, кого он везет. Узнав, что в машине гости, самые обычные гости, отпустил. Кстати, наших местных знакомых эта история не особенно удивила. В самом деле, нечто похожее произошло с нами и в аэропорту при регистрации багажа.
У современного Баку есть еще одна примечательная черта – идеальная чистота. Центральная часть – а она не маленькая, как и сам двухмиллионный город – словно выскоблена зубными щеточками. Ничего подобного вы не увидите ни в Париже, ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке, разве что в Сингапуре. Сами же здания – многим из них более века – выглядят посвежевшими, как-то по-особому прибранными, словно, к празднику. И в целом город оставляет очень радостное впечатление. Но весь этот марафет имеет свою специфику. Он как бы для внешнего потребления. А для внутреннего?
…Вот прекрасный основательный дом в самом что ни на есть центре города. Когда-то там жила советская номенклатура. Дом в духе сталинского неоклассицизма, он так и дышит благополучием. Это если смотреть на него с улицы. Но посмотрите на дом со двора! Потрепанная панельная коробка, никогда, похоже, не знавшая ремонта, ну точно из моего советского детства!
Как мне рассказывали, основной глянец был наведен в преддверии первых Европейских Олимпийских игр, когда Баку принимал спортсменов и болельщиков из 50 стран. Повсюду на пути следования гостей и, конечно, в центре старые здания отчистили от вековой сажи, а обшарпанные фасады более поздней советской постройки отделали где плиткой, где какой-то синтетической облицовкой.
…Получилось здорово, город приобрел парадность, повеселел, зажил новой жизнью. Но и построено в Баку тоже было немало. Целые кварталы красивых современных домов, не говоря уже о спортивных сооружениях, часть из которых можно отнести к бесспорным архитектурным и технологическим новациям.
Не знаю, какой пример стоял перед глазами азербайджанского начальства – возможно, всё тот же Дубай – но есть в Баку целый ряд сооружений, которые как бы утверждают место Азербайджана в современном мире. И прежде всего, это Культурный Центр Гейдара Алиева, получивший в 2014 году международную премию «Дизайн года». Многие называют Центр главной бакинской достопримечательностью. Соглашусь. Но, на мой взгляд, дело не только в его необычности, в его очевидных архитектурных достоинствах.
Площадь всего комплекса с прилегающим парком — 15,5 гектар. Это больше половины территории московского Кремля (27 гектаров). Само же здание Центра по полезной площади превосходит Кремлевский дворец. В то время как периметр бакинского чуда вполне сравним с греческим Парфеноном.
Внутренне пространство Центра не уступает внешнему, столь же причудливо и столь же циклопично.
В день моего посещения в Центре проходила небольшая выставка бельгийского скульптора-авангардиста, а также выставка личных вещей принцессы Монако. А, кроме того, там находятся довольно скромные, видимо, постоянные экспозиции по азербайджанской истории и этнографии. И еще макеты архитектурных достопримечательностей. Но в совокупности это занимает сравнительно небольшую часть выставочных площадей. Большая часть, вы уже догадались, посвящена Гейдару Алиеву.
В президентском Указе об учреждении Центра Гейдара Алиева, говорится, что Центр призван изучать и пропагандировать философию госстроительства, идеологию азербайджанства и наследие общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева, отца нынешнего Президента.
...Позади разрушительная война с Арменией и борьба за власть внутри самого Азербайджана. В прошлом и тяжелейшая разруха 90-х. Благодатные нулевые, словно награду за все страдания, несут стремительный рост мировых цен на нефть. Экономика на подъеме, жизнь начинает налаживаться. Страна вступает в период развития и долгожданного политического спокойствия. Перемены заметны всем, не только прямым бенефициарам нефтяного бума. Бедность отступает. Именно на эти годы и пришлось президентство Ильхама Алиева. Он вступил в должность в 2003 году, унаследовав родительский пост. Именно при нем начинают строиться дороги, появляется кое-какая промышленность, а Баку хорошеет на глазах, превращаясь в современную притягательную восточную столицу.
Казалось бы, вот она, туристическая Мекка! Особенно для нас из России, от которой отворачивается Запад. Но туристов здесь на удивление мало — ни россиян, ни европейцев, ни кого другого. Хорошие гостиницы есть, роскошный новый аэропорт есть, море есть, автотрассы есть, об истории и архитектуре мы уже говорили — все условия есть, а туристов нет.
Причина очевидна — в Азербайджане не появилось туризма, как индустрии. Ни в организационном, ни в информационном, ни в творческом смысле. Последнее, к слову, не менее важно, чем все остальное.
...Известно же, что, помимо обычных классических экскурсий, туристам нужны еще какие-то действа. Например, в Аргентине где-нибудь на ранчо устраивают для туристов театрализованную мясную дегустацию разных сортов и приготовлений, после чего гаучо демонстрируют искусство верховой езды, а в заключение туристы сами могут покататься на лошадях.
В районе египетских пирамид каждый день на разных языках уже несколько десятилетий проходит представление «Свет и звук». Искусно высвеченные пирамиды и сфинкс как бы ведут между собой беседу, рассказывая о событиях из истории Египта, которым они были свидетелями.
В слоновьем питомник в Шри Ланке туристы млеют от нежности, наблюдая за кормлением малышей из молочных бутылочек, а затем и купанием взрослых слонов.
Я уже не говорю о Лас-Вегасе, где гостей поражают причудливые интерьеры гостиниц, изысканные танцы фонтанных струй, извержение вулкана, происходящее каждые полчаса прямо у тротуара на глазах прохожих в двадцати метрах от проезжей части, и конечно, многочисленные шоу, которым нет равных в мире…
Ну а в Баку мне попались на глаза лишь по-советски банальные приглашения на пешие экскурсии по старому городу, афиши Стаса Михайлова и Любы Успенской. Наверняка, есть что-то еще, но, похоже, примерно в том же духе.
Но почему бы, например, не устроить небольшое вечернее представление у Девичьей башни с торжественным проходом Ширваншаха и его свиты в соответствующих костюмах и под соответствующую музыку. А вслед за тем спроецировать на саму башню, как на огромный экран, анимированную и, конечно, озвученную легенду о несчастной принцессе.
Почему бы не устраивать гастрономические туры по городу или даже по стране. Или отдельные тематические дегустации, например, «Всё о плове». Многие, кто хоть однажды пробовал азербайджанскую кухню, навсегда остаются её почитателями. И, конечно же, еда прекрасно совмещается с небольшой театрализацией.
Почему бы не создать цирковое представление, что-то вроде цирка Дю Солей, на темы азербайджанской мифологии или истории. Нет своих — найдутся артисты в других странах, других городах, в том числе и в Москве.
Это — так, навскидку, лишь то, что лежит на поверхности. Здесь бесконечное поле для фантазии. Ну да, конечно, придется вложиться и в рекламу, и в творчество. Но в мире угасающего интереса к энергоресурсам, туризм может стать важнейшей статьёй дохода. Как это стало в большинстве стран южной Европы.…Все это к тому, что поездка в Баку оставила у меня самые лучшие воспоминания, и мне бы хотелось разделить эти чувства с другими», - заключает М.Таратута свой обзор.