Курдская инициатива правительства Турции отложена в долгий ящик
Мы приняли вынужденное решение об откладывании в долгий ящик комплекса мер, направленных на решение курдской проблемы, заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
После серии кровавых и масштабных террористических атак, предпринятых сепаратистской Рабочей партией Курдистана (РПК), правительство Турции приостановило действие государственной программы по решению курдской проблемы – так называемой Курдской инициативы (Kürt Açılımı).
Отметим, что одним из соавторов Курдской инициативы – программы по предоставлению всех прав и свобод курдскому населению Турции, инициированной правительством Партии справедливости и развития (ПСР), считался глава Национальной разведывательной организации (НРО) Хакан Фидан. Данная инициатива, направленная на решение проблем турецких курдов, в свою очередь, была запущена в рамках Демократической инициативы (Demokratik Açılım) – платформы, которую также называли Проектом национального единства и братства.
Еще до провала Курдской инициативы, оппоненты Х.Фидана критиковали его за снисходительное, по их мнению, отношение к курдским сепаратистам, обвиняя главу Национальной разведывательной организации в проведении секретных переговоров с лидерами террористов.
Следует отметить, что согласно республиканским традициям Турции, глава НРО, как и президент страны, должен быть беспартийным. Он не считается членом правительства, поскольку не имеет статуса народного избранника. Тем не менее, глава разведывательной организации участвует во всех заседаниях Совета национальной безопасности Турции и посещает регулярные совещания у премьер-министра страны.
Однако системные преобразования в турецком обществе не обошли стороной и Национальную разведывательную организацию. В 2010 году на пост главы НРО был назначен харизматичный Хакан Фидан, считающийся правой рукой тогдашнего премьер-министра, а ныне президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Данное кадровое изменение и послужило сигналом для начала преобразований в этой сфере.
Глава турецких спецслужб с самого начала не скрывал, что намеревается заниматься активной политикой. После избрания Реджепа Тайипа Эрдогана президентом Турции многие даже пророчили ему пост премьер-министра. Однако новым лидером ПСР и главой правительства стал министр иностранных дел Ахмет Давутоглу, а Фидан остался на своем посту. В начале 2015 года он подал в отставку и вступил в ряды правящей Партии справедливости и развития. В СМИ просочилась информация о том, что Фидан не согласовал свои действия с главой государства.
Слухи оправдались. Через пару дней президент Эрдоган выступил с заявлением по этому поводу и высказался против ухода Фидана со своего поста. Он фактически осудил действия главы спецслужб и признался, что не ожидал такого поворота событий. Стало ясно, что решение, ставшее сюрпризом для главы государства, было принято после длительных консультаций между Фиданом и премьер-министром Давутоглу.
Тем не менее, единственным способом баллотироваться в депутаты Великого национального собрания Турции для Фидана был уход с должности и последующее вступление в ряды ПСР. Очевидно, что Фидан рассчитывал на министерский портфель в новом правительстве Турции с перспективой продвижения по служебной лестнице и согласовывал свои действия с главой правительства. Но для этого еще необходимо было оформить победу на парламентских выборах, состоявшихся 7 июня сего года.
Между тем, в сложившейся ситуации следовало найти максимально удобное решение, устраивающее все стороны. Чуть позже стало известно, что премьер-министр Ахмет Давутоглу вновь назначил Фидана главой НРО. При этом Хакан Фидан не покинул ряды ПСР, а лишь отозвал свою кандидатуру в депутаты по пропорциональному списку. Другими словами, Фидан стал первым главой спецслужб в истории республиканской Турции, являющимся членом какой-либо политической партии.
Безусловно, возвращение Фидана на должность главы Национальной разведывательной организации было стратегическим решением, принятым на самом высоком уровне. Видимо, от человека, являющегося большим стратегом и имеющего колоссальный опыт работы в органах госбезопасности, больше пользы в спецслужбах, нежели в парламенте страны.
Тут уместна небольшая справка об истории турецких спецслужб.
По мнению американского исследователя, профессора истории Филиппа Стоддарда, история турецких спецслужб начинается с легендарной и полумифической организации «Тешкилат-ы Махсуса» (Специальная организация), учрежденной младотурками еще в начале ХХ века.
Будучи автором единственного научного труда на эту тему, Стоддард защитил докторскую диссертацию еще в далеком 1963 году.
Так что же из себя представляла первая разведывательная организация современной Турции?
Известно, что «Тешкилат-ы Махсуса» была тайно учреждена при обществе «Единение и прогресс» по распоряжению одного из лидеров младотурецкого движения Энвер-паши. В 1911 году организация развернула активную контрразведывательную деятельность в пределах обширных земель Османской империи. 5 августа 1914 года, уже после начала Первой мировой войны, деятельность «Тешкилат-ы Махсуса» была легализована, и организация официально была передана в распоряжение Энвер-паши, военного министра Османской империи. Членами организации были такие известные люди, как Сулейман Аскери, Эшреф Сенджер Кушчубашы, Бехаэддин Шакир, Али Фетхи Окяр и Рауф Орбай.
Главной задачей турецких контрразведчиков было выявление и искоренение сепаратистских элементов среди многомиллионного арабского населения империи, борьба с сетью английских агентов, развернувших активную подрывную деятельность среди национальных и религиозных меньшинств, и создание локальных организаций для борьбы с итальянскими, греческими, болгарскими и английскими интервентами.
Вопреки мнению некоторых армянских авторов, «Тешкилат-ы Махсуса» не принимала никакого участия в организации массовой депортации враждебно настроенного армянского населения Османской империи в 1915 году. В частности, подобной точки зрения придерживаются профессор Стоддард и его коллега из Массачусетского университета, известный историк Гюнтер Льюи.
В конце 1918 года, после поражения Османской империи в Первой мировой войне и свержения младотурок, «Тешкилат-ы Махсуса» была упразднена.
Тогда разведчики, как каждый патриот своей страны, примкнули к национально-освободительному движению турецкого народа. Известно, что многие лидеры таких организаций, как «Кува-йи Миллие» (Национальные силы) и «Мюдафаа-и хукук» (В защиту прав), были выходцами из рядов первых турецких спецслужб.
Как появление, так и исчезновение «Тешкилат-ы Махсуса» считается загадкой истории. Архивы этой организации, к сожалению, не сохранились. В своих мемуарах первый глава турецких спецслужб Хюсамеддин Эртюрк лишь писал, что в то время каждый турецкий разведчик руководствовался панисламистской программой Эмири Эфенди и пантюркистскими идеями Зии Гекальпа.
«Специальная организация» считается предшественницей Национальной службы безопасности (Milli Emniyet Hizmeti) и Общества национальной обороны (Müdafaa-i Milliye Cemiyeti). На их базе и была сформирована Национальная разведывательная организация Турции (Milli İstihbarat Teşkilatı), существующая по сей день. MİT, как коротко называют эту организацию, имеет долгую историю и сформировавшиеся на протяжении десятилетий особые традиции.
Джейхун Алекперов