Воздушные удары России в Сирии после встречи в ООН: американо-российское противостояние достигло пика – Newtimes.az

Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью Лейлы Мамедалиевой «Воздушные удары России в Сирии после встречи в ООН: американо-российское противостояние достигло пика».
Предлагаем вниманию читателей данный материал без изменений:
Одним из наиболее интересных моментов на прошедшей недавно 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН стала первая за последние 2 года встреча президентов США и России и их выступления на общих обсуждениях сессии.
Дальнейшее обострение отношений между двумя странами в последнее время, обретение интересов и позиций в связи с украинскими и сирийскими процессами антагонистического, непримиримого характера, применение руководством США и ряда других государств экономических и политических санкций против России характеризуются многими экспертами как начало новой «холодной войны».
Взаимные обвинения, жесткая критика
Выступая перед встречей, президент США Барак Обама в ряду своих прежних врагов отметил «поднимающую голову озорную» Россию и заявил, что при необходимости пойдет на защиту своей страны и союзников даже военным путем (см.: Remarks by President Obama to the United Nations General Assembly / «www.whitehouse.gov», 28 сентября 2015 г.). Обама широко раскритиковал украинскую политику России и оккупацию ею Крыма, назвав это нарушением суверенитета и территориальной целостности страны, и вновь оправдал применение санкций против России.
Путин же в своем выступлении в очередной раз говорил о несправедливости в системе международных отношений. По его словам, несмотря на то, что ООН создана с целью совместного решения вопросов, доминирующие после окончания «холодной войны» в мире силы не хотят считаться с ООН, рассматривая эту организацию как образование, мешающее достижению цели, путающееся под ногами (см.: Полный текст и видео выступления Владимира Путина на Генеральной Ассамблее ООН / «Russia Today», 28 сентября 2015 г.). По словам Путина, Россия не против проведения реформ ООН, адаптации ее деятельности к реалиям нового времени, но не признает попытки подвергнуть сомнению авторитет и легитимность этой организации. В противном случае структура международных отношений будет разрушена: все будет подчинено силе, многие государства утратят свой суверенитет.
Как известно, сегодня имеет место игнорирование международного права как Западом, так и Россией, исходя из империалистических интересов в подходе к определенным международным вопросам, отсутствие инициативы в выполнении постановлений и резолюций ООН. Вместе с тем официальная Москва, оказавшаяся на прицеле у Запада, не получающая достаточной поддержки от главной своей надежды – Китая, лишившаяся своей основной опоры на постсоветском пространстве, а также на Ближнем Востоке, хочет, хоть и формально, но все же оставаться в рамках Совета Безопасности ООН в качестве одной из 5 основных сил в мире, и не потерять по меньшей мере свое полномочие на использование права вето при принятии решений по глобально важным вопросам. Утрата ООН своего значения означает и значительное сужение международного влияния России.
Говоря о неправомерности насильственного навязывания одной модели развития другим странам, Путин призвал международное сообщество учиться на горьком опыте бывшего СССР, пытавшегося экспортировать социальные эксперименты и преобразования в другие страны. Не называя имен, российский президент указывал на тяжкие последствия политики США по экспортированию на Ближний Восток и Северную Африку «демократических» революций, охарактеризовав это как следствие «продолжения политики собственной исключительности и безнаказанности». Путин фактически обвинил Запад в вооружении и финансировании террористов, в том, что он закрывает глаза на контрабанду оружия, наркобизнес, незаконный сбыт нефти. Он открыто заявил, что никто в Сирии, кроме правительственных сил президента Башара Асада и курдских военизированных формирований, не ведет по-настоящему борьбу с ИГИШ и другими террористическими организациями. Президент России предложил создать новую международную коалицию, призванную вести реальную борьбу с терроризмом.
Встреча президентов США и России: неопределенный итог
Обама, первым покинувший зал после встречи президентов США и России, прошедшей за закрытыми дверьми вслед за выступлениями в ООН, не дал комментариев относительно встречи. Путин же назвал переговоры «очень полезными и открытыми». Президент России признал, что отношения между США и Россией находятся на достаточно низком уровне. Что касается возможности присоединения и России к нанесению коалицией западных государств ударов по ИГИШ на территории Сирии, то Путин отметил, что это возможно только в рамках международного права. Под «международным правом» он понимает здесь соответствующее постановление Совета Безопасности ООН и согласие президента Сирии Башара Асада (см.: Прорыва не случилось. О чем договорились Путин и Обама на встрече за закрытыми дверями / «Gazeta.ru», 29 сентября 2015 г.).
В интервью журналистам российский президент решительно заявил, что его страна не намерена проводить против ИГИШ операции на суше, отметив, что выступает за оказание помощи силам, ведущим борьбу с террористической организацией, то есть армии Асада и курдам. Вместе с тем противоречия в подходах остаются. Например, по меньшей мере в вопросе о судьбе Асада позиция Вашингтона такова, что ситуацию в регионе обострило правительство Асада и, чтобы успешно вести борьбу с ИГИШ, в Сирии должен быть новый президент. Кремль же считает, что для стабильного будущего Сирии и региона наиболее оптимальным вариантом является президентство Асада.
Рискованный ход со стороны России: бомбардировка Сирии
Весь мир был шокирован нанесением Россией всего через 2 дня после встречи президентов США и России авиаударов по сирийской провинции Хомс. Российская сторона заявила, что проводит операции на основе обращения президента Сирии Башара Асада, согласно международному праву, и что удары направлены по террористической организации ИГИШ.
Министр обороны США Эштон Картер, сразу же после начала нанесения авиаударов проведший пресс-конференцию, заявил, что Россия просто предупредила его страну о проведении операции за час, но не сообщила о месте нанесения ударов. Картер отметил, что военное вмешательство России еще более воспламенит продолжающийся вот уже годы конфликт в Сирии и закончится провалом.
По словам официального лица США, география ударов охватывает территорию, подконтрольную не ИГИШ, а оппозиционерам и другим экстремистским организациям, воюющим против Асада. Этими словами американская сторона пытается доказать, что цель России заключается не в борьбе с ИГИШ, а в защите режима Асада.
Считается, что указанные операции России – первое военное вмешательство вне постсоветского пространства после афганской компании 1979 года. Вмешательство в Сирии фактически породило вероятность столкновения военных самолетов России с американскими истребителями, организовывающими в регионе воздушные атаки на ИГИШ. В связи с возникшей ситуацией США и Россия решили немедленно провести военные переговоры.
Подключение и США, и России к войне в Сирии на стороне противоборствующих сил вызвало угрозу возникновения конфликта, напоминающего локальные войны, которые вели США и СССР друг против друга в XX веке – в эпоху «холодной войны» – на корейском полуострове, во Вьетнаме и Афганистане. Исторический опыт показывает, что эти войны заканчиваются прежде всего массовым истреблением народов региона и превращением обширных территорий в развалины. С учетом того, что в настоящее время в процессы, разворачивающиеся в Сирии и на Ближнем Востоке в целом, вовлечены несколько региональных и глобальных акторов, необходимо отметить, что, если не будут своевременно приняты опережающие меры, то конфликт локального уровня может перерасти в трагедию регионального масштаба».
Лейла Мамедалиева