НАШИ ЗА РУБЕЖОМ. Джафар Ахундзаде: «Я собирался вернуться в Баку, но так получилось, что остался… благодаря Анару Мамедханову» | 1news.az | Новости
Наши за рубежом

НАШИ ЗА РУБЕЖОМ. Джафар Ахундзаде: «Я собирался вернуться в Баку, но так получилось, что остался… благодаря Анару Мамедханову»

13:56 - 03 / 12 / 2015
НАШИ ЗА РУБЕЖОМ. Джафар Ахундзаде: «Я собирался вернуться в Баку, но так получилось, что остался… благодаря Анару Мамедханову»

Очередной гость авторского проекта «Наши за рубежом» – Джафар Ахундзаде, режиссер и сценарист, проживающий в Москве.

- Ваш короткометражный фильм «На улице Дмитрова 86», показанный в Баку в ходе премьеры киноальманаха «Мотивы», был очень тепло встречен зрителями.

Чем запомнилась Вам работа в Баку в качестве режиссера авторского фильма?

- Дело в том, что за все то время, что я работаю в Москве, было несколько предложений касательно съемок кино в Баку. Однако, ничего из этого не получалось, работа фактически останавливалась на полпути. И когда со мной связалась продюсер проекта Ирада Багирзаде, с которой я ранее не был знаком, и рассказала об идее совместить в одном киноальманахе короткометражные фильмы азербайджанских режиссеров, работающих за рубежом, я вначале не верил, что это предложение завершится конкретной работой.

Так или иначе, я отправил свой сценарий, который был основан на реальных событиях, произошедших со мной. Был немного удивлен и очень обрадован, когда узнал, что сценарий был одобрен в Министерстве культуры и туризма Азербайджана, и можно было приступать к съемкам.  Мне очень хотелось снимать у себя на родине, ведь все мои идеи и сценарии связаны с Баку и Азербайджаном.

Изначально в образе главной героини я видел народную артистку Шафигу Мамедову, но она отказалась. Честно говоря, от этого я впал в некий ступор, ведь другие актрисы в этой роли мне казались лишь компромиссом. Главную роль в итоге сыграла Земфира Садыхова. Вначале это было по-другому, не так, как я представлял. Но потом понял, что так и должно было быть. С появлением Земфиры ханум образ главной героини изменился, получил другую окраску. И все стало на свои места, за что я ей очень благодарен. Самое главное, она очень любит свою работу, любит кино, и у нее много энергии. Она выдерживала несколько ночных съемок подряд, тогда как многие уже выдыхались. Но мы вынуждены были работать, так как ввиду ограничений по бюджету не было возможности перенести съемки. 

- О чем, по-вашему, повествует сам фильм, и смогли Вы сделать то, что хотели?

- Фильм о Баку, об отношениях между поколениями, о пережитых потерях войны, о потере привычного, что очень непросто переживается старшим поколением. Фильм, несмотря на то, что короткометражный, включает все это и многое другое…

Я посвятил его памяти моего деда Агасалеха Аббасалиева и кинорежиссера Арифа Бабаева.  Эти два человека с детства привили мне любовь к Баку. Дедушка, который водил меня за руку по городу, рассказывая о каждом его уголке, и уважаемый Ариф муаллим, на фильмах которого я вырос.

Кстати, хочу отметить, что благодаря фильму «На улице Дмитрова 86» Министерство культуры и туризма предлагает снять уже полнометражный фильм. Сейчас как раз работаю над сценарием, за что благодарен как Ираде Багирзаде, так и Мушвигу Хатамову, с приходом которого многое в национальном кино стало меняться в лучшую сторону.

Мне трудно судить, получился ли фильм. Съемки проходили очень тяжело. Правда, как бы плохо не обстояли дела, в самый последний момент все вставало на свои места. Такое ощущение, что город Баку находится под чьим-то незримом покровительством, и нужно было, чтобы фильм о нем попал на экраны. Я очень переживал перед премьерой, однако увидел, что зритель почувствовал то, что я хотел передать. Хорошо прошел показ фильма и в Германии, на международном кинофестивале. Очень приятно, когда далеко за рубежом говорят о родном Баку.

- А как Вы пришли в кино? Почему выбрали именно эту сферу творчества?

- Сколько себя помню, всегда хотел снимать, писать сценарии. Я закончил университет «Теффеккюр» по специальности «Таможенное дело», но никогда этим не занимался и скорее всего не буду. Просто так получилось, что когда я пошел подавать документы в Университет культуры и искусства, ошибся со сроками и опоздал. И чтобы не терять времени, подал документы в другую группу специальностей и поступил в университет. Уже позже я познакомился с Аязом Салаевым. Я ему очень благодарен, он, в каком-то смысле, открыл мне глаза. Кино мне всегда было интересно, но интерес этот был сумбурен. Аяз же рассказал мне о хорошем кино, о хороших режиссерах.

Семья у меня была достаточно творческая. Мой дед был педагогом музыки и руководил оркестром. У нас дома частыми гостями были Бахтияр Вахабзаде, Алиага Курчайлы и многие другие знаменитые представители азербайджанской творческой интеллигенции. Да и я, когда учился в школе, всегда участвовал в КВН вместе с Мурадом Дадашовым, Тимой Ванштейном и другими ребятами. В вузе также играл в КВН и был капитаном команды.  

Но в кино попал не сразу. После обучения в вузе стал работать в туристической компании. Будучи ее директором, добился неплохих результатов. Как-то мы заказали рекламный ролик, съемки которого должны были пройти в Турции. В процессе этих съемок я познакомился с популярным ведущим Кямраном Гасанли, мы подружились. Мне очень понравилось то, как проходили съемки, где я тоже находил себе применение, и мы стали часто работать в таких проектах. Постепенно я влился в этот процесс, мы снимали рекламу, клипы, передачи для телевидения. Множество проектов делали для телеканала Lider. Я уже участвовал в их создании в качестве режиссера, продюсера, ведущего. Организовал свою продакшн-компанию. 

Все шло в принципе хорошо, но потом почувствовал, что я способен делать что-то более сложное, более качественное. И я просто ушел.

- Ушли в никуда?

- Меня периодически приглашали работать на азербайджанский канал в Москве. Я решил поехать туда, но, проработав около месяца, понял, что это не мое. Уже собирался вернуться в Баку, но так получилось, что остался. Остался благодаря Анару Мамедханову, который буквально настоял на том, чтобы я остался в Москве, и даже направил меня к Тимуру Ванштейну, который в свою очередь посоветовал мне обратиться в компанию Sony Pictures, которой как раз нужен был второй режиссер для съемок ситкома «Моя любимая ведьма» – адаптации одного из американских сериалов для российского телевидения.

Меня взяли, и это был для меня очень серьезный опыт режиссерской работы. Работали, без преувеличения, и днем, и ночью. Я, помимо режиссерской работы, интересовался нюансами сценария, кастингов и прочего. Мне было это все очень интересно. Постепенно мне стали доверять самостоятельные съемки отдельных сцен, отдельных серий. И вот так я проработал в этой команде и в таком режиме в течение года.

- Расскажите о том моменте, когда Вы впервые приступили к съемкам своего фильма в качестве режиссера.

 - Это был одновременно очень радостный и очень грустный для меня момент. Радостный потому, что впервые я должен был снять свой фильм в качестве режиссера на свой же сценарий, который оказался весьма удачным.

А началось все с работы над фильмом режиссера Клима Шипенко, где я работал в качестве помощника режиссера. Разговорившись с Тимуром Ванштейном, который продюсировал фильм, я поделился с ним кое-какими своими идеями, и он предложил мне написать сценарий. И вот я, никогда доселе не писавший сценарии, сел и стал облекать свои идеи в письменный вариант. Обращался за советом к коллегам по работе над сериалом. В итоге принес сценарий к Тиме, который высказался о нем крайне лестно. И мы приступили к работе.

Один из образов по сценарию я разработал специально для народной артистки Шафиги Мамедовой. Когда я стал спрашивать у друзей и знакомых о том, как мне найти ее и предложить роль, то все меня отговаривали, говорили, что она уже не снимается в кино. Я случайно встретил ее на Торговой, и не преминул пригласить на съемки. В ответ, она наотрез отказалась. Я кое-как убедил ее прочитать сценарий, после чего она согласилась принять участие в фильме, и ее лестные отзывы очень сильно вдохновили меня. Участвовать в фильме согласились такие актеры, как Фуад Поладов, Яшар Нури.   

Однако, к моему большому сожалению и разочарованию, этот проект был приостановлен. Было прекращено финансирование, и мы не смогли снять этот фильм. Сценарий фильма был продан без моего согласия, его приобрела одна продюсерская компания. Сценарий назывался «Город чужих».

- Какие фильмы Вы сняли?

- На сегодня я снял два телевизионных фильма для канала «Россия», первый называется «Дорогая моя доченька», который набрал большие рейтинги. Это фактически был мой первый самостоятельный режиссерский опыт с  очень хорошим актерским составом. Следующим проектом стал фильм «Дуэль», который также был довольно успешен. Были и другие проекты, также реализованные на российском телевидении.

Я очень благодарный человек. И всегда хочу отметить и отблагодарить всех тех, кто как-то поддерживал и продолжает поддерживать меня в моем творчестве, да и просто по жизни. Понимаю, что в одном интервью всех и не перечислишь. Но двух людей я не могу не упомянуть. Это моя Мама, которая всю жизнь поддерживала меня и верила в моё будущее в качестве режиссёра в тот момент, когда даже я сам не верил в это. Затем в моей жизни появилась ещё одна сильная женщина, это моя супруга - мой друг, которая, несмотря на все испытания и трудности, верит в меня, вдохновляет и все ещё терпит. Очень хочется не разочаровывать их. Спасибо вам! Я вас люблю!

- А был ли какой-то яркий эпизод во время съемок, который запомнился больше всего?

- Было много разных историй, что естественно, когда в съемках участвует много людей. Помню во время съемок телевизионного фильма «Дуэль», по сценарию, один из главных героев должен был на мотоцикле упасть в реку. Продюсеры не хотели снимать сцену, но я вместе с каскадером все же уговорил их, отметив, что больших расходов на это не предвидится, снимем с одного дубля, обойдемся без жертв, техника не пострадает. Решили снять эту сцену на самом видном месте Москвы, в Лужниках на набережной. К мотоциклу привязали трос, который не должен был позволить технике врезаться в очень крепкую, как нас уверяли, чугунную ограду и упасть в реку.

В итоге дубль получился шикарным – трос не выдержал, чугунная ограда лопнула как пенопласт, мотоцикл повис где–то там, каскадер без страховки вылетел в реку. Был скандал, но сняли красиво.

- Наверняка ставите какие-то цели перед собой. Чего Вам хотелось больше всего добиться?

- Целей, конечно, много, очень много. Я вообще человек, который живет мечтами, фантазиями. Если я не буду о чем-то мечтать, я не буду двигаться. Эти цели касаются не только кино, но и вообще жизни.

И еще, хотел добавить, так как у меня нет профессионального кинообразования, я учился на фильмах великих режиссёров. Смотрел все. Смотрел работы очень многих режиссёров. И, несмотря на то, что я ещё не воплотил в жизнь и 5% своих идей, уже чётко понимаю что, как и для чего хочу снимать. И все это у меня сформировалось благодаря великому режиссёру Луису Бунюэлю. И как бы нескромно это не звучало, я своим учителем считаю именно Дона Луиса Бунюэля.

- Как Вы считаете, насколько в кино важна визуальная составляющая?

- В кино важно все, в том числе и визуальная составляющая. Но для меня более важна история. Как Альфред Хичкок говорил: «Для хорошего кино необходимо три вещи – это сценарий, сценарий, и еще раз сценарий». Любого зрителя изначально трогает история, которую, конечно, нужно профессионально преподнести. Все должно дополнять друг друга.

- Насколько для Вас важен оператор как личность, и учитывается ли его мнение при создании фильма?

- Оператор – это очень важный человек на съемочной площадке. Он один из авторов фильма, и я обязательно прислушаюсь к его мнению. В принципе, лично для меня важно любое мнение на съемочной площадке, если это мнение выражено человеком, который болеет за фильм всей душой. Оператор, как правило, с полуслова должен понимать режиссера. Мне всегда везло с операторами, с которыми я работал. Я очень рад, что мне довелось познакомиться и работать с Алишером Хамидходжаевым, который фанатично любит кино и огромный профессионал своего дела. Он имеет всевозможные награды, которые может иметь оператор. И при этом он очень простой человек. Именно с ним вместе мы сняли фильм «Дмитров 86».

- Скажите, а чего Вы в жизни больше всего боитесь? Если боитесь...

- Боюсь, конечно боюсь, я ведь человек. У каждого свои страхи. Я вспомнил фразу покойного Юсифа Велиева в роли Теймура из фильма «Насими», которая в переводе звучит примерно так – «Человек без страха, не человек, а бешеная собака». Больше всего боюсь не успеть, а сделать хочу очень много. Я поражаюсь тем людям, которые прожили не так много лет, но много успели сделать. В этом плане моим большим кумиром является Джафар Джаббарлы. Человек прожил всего 35 лет, но сколько всего он сделал за это время.

- Кем Вы хотели быть в детстве?

- Как и все дети, наверное, примерял на себя множество профессий. Но вот помню, что очень хотел быть адвокатом. Мой отец юрист, и у нас в доме всегда были книги по юриспруденции, и я, будучи ребенком, любил читать их. А так меня всегда интересовало кино.

Что есть свобода для творческого человека?

- Это - очень сложный вопрос для меня лично. Думаю, если мысли забиты личными проблемами, то это большая помеха для творчества.  Когда ты посвящаешь свое внимание решению этих проблем, творчество уходит на второй план.

Есть люди, у которых день расписан по часам, и занятие творчеством в строго определенные часы. Вот так я не могу и не понимаю, как вообще возможно подгонять творческую работу под график. 

Лично я в том, что делаю и как сценарист, и как режиссер, не обладаю полной свободой. Есть обстоятельства, которые тебя всегда ограничивают. В этом отношении я очень завидую художникам, которые в своем творчестве гораздо более свободны.

- Что Вы могли бы пожелать нашим соотечественникам, живущим по всему миру?

- Я, когда еще работал на азербайджанском телевидении, готовил передачу о наших соотечественниках, работающих за рубежом. А теперь на своей шкуре познаю все трудности, с которыми приходится сталкиваться на чужбине. Во-первых, хотелось бы пожелать нашим соотечественникам дерзать, пробовать свои силы, учиться и работать за границей. Я сумасшедший патриот, я уверен, что азербайджанцы - одна из талантливейших наций в мире. Чем больше мы будем по миру проявлять себя с хорошей стороны, тем больше будут знать о нас. И еще – все мы часто говорим, что представители того или иного народа за рубежом сплочены и помогают друг другу. Очень надеюсь, что и азербайджанцы также будут держаться друг друга и помогать своим.  Это - очень важно.

Фото: Адыль Юсифов

Поделиться:
9709

Последние новости

Все новости

1news TV