Тофик Аббасов: «В кулуарах ООН, говорят о том, что настал момент пересмотра роли и места Минской группы ОБСЕ»
Интервью 1news.az с политологом Тофиком Аббасовым.
- Как известно, последняя встреча президентов Азербайджана и Армении по вопросу урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта в швейцарском Берне не принесла каких-либо подвижек по данному вопросу.
Как Вы думаете, чего следует ждать от процесса переговоров в будущем?
- Я считаю, что ждать чего-то от переговоров можно, но позитивного или конструктивного шага от армянской стороны ожидать не стоит. Потому что она, фактически, не проявляет никаких признаков здорового отношения к миротворческому процессу. Вопрос заключается в том, что сразу после встречи президентов в Берне возобновились перестрелки вдоль границы и опять пошли жертвы. Сторона, которая настроена на мир, должна всегда выказывать свою готовность продолжать переговорный процесс, проявлять серьезность, показывать, что она намеревается достичь чего-то общими усилиями.
В данном случае Армения взяла на вооружение тактику грубого нарушения режима прекращения огня. И при этом она желает возложить всю вину на Азербайджан и говорит, что нет условий для мирного разрешения конфликта. Мы это наблюдаем уже несколько лет, начиная с того периода, когда в Армении произошел государственный переворот, был смещен законный президент государства Левон Тер-Петросян и к власти в Ереване, фактически, пришла партия войны. Именно эти люди начинали карабахскую войну, которая привела к многочисленным потерям, разрушениям азербайджанских городов и сел и появлению огромного потока азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев.
- Если в предыдущие годы между Азербайджаном и Арменией были контакты на различных уровнях, то в последние годы в основном наблюдаются взаимные упреки посредством СМИ. С чем это связано?
- Это как раз связано с тем, что армянская сторона не настроена на мирный процесс. Она не хочет возвращать азербайджанские земли, намеревается узаконить разбой и оккупацию азербайджанских территорий, а также перекроить карту Южного Кавказа. Тем самым она желает показать, что армяне имеют исторические права на азербайджанские земли.
Как вы помните, раньше проводились встречи президентов двух стран. Вспомните о встречах в Рамбуйе, Париже, Праге. Тогда стороны находили хоть какие-то точки соприкосновения. Но Армения поняла, что таким образом она может быть застигнута врасплох и начала открыто торпедировать политический процесс, чтобы избегать всех контактов и жаловаться на то, что нет никаких принципов и деталей переговорного процесса для обсуждения.
- Стоить отметить, что Армения претендует не только на азербайджанские, но и на грузинские земли, в том числе на область Джавахети. А в последнее время сообщается, что армяне активизировались и в Абхазии. Действительно ли эта страна имеет столь безграничные амбиции? Какую цель преследует Армения?
- Вы знаете, получается настоящий абсурд. Нация, которая не может обустроить территорию в рамках Республики Армения, имеет территориальные претензии почти ко всем соседям. Спрашивается, зачем? Если вы не можете наладить жизнь в своей стране, обеспечить элементарные социальные права граждан, которые из-за обстановки обреченности, царящей в стране, в массовом порядке покидают Армению, то какая преследуется цель?
Дело в том, что армянское руководство делает упор на военную составляющую, чтобы держать в напряжении весь регион, заставить другие страны считаться с их территориальными претензиями. Я считаю, что это уродливое проявление национальной идентичности. Армянский народ не в состоянии даже региону представить свой быт, созидательные элементы, потенциал. Поэтому-то они сеют направо и налево претензии. По их мнению, все им что-то должны – и Азербайджан, и Турция, и Иран, и даже Россия.
- В последнее время наблюдается обострение отношений между Россией и Турцией. Отношений как таковых, практически, уже нет. Может ли повлиять данная ситуация на армяно-азербайджанский конфликт. Ведь очевидно, что Армения пытается урвать хоть какие-то дивиденды от сложившейся ситуации.
- Нет, я не думаю, что сложившаяся ситуация может повлиять на наш конфликт. Потому что армяно-азербайджанский конфликт – это одно, российско-турецкое обострение – другое. Они не пересекаются. Да, конечно, косвенная связь между ними есть. Турция имеет стратегические отношения с Азербайджаном и небезразлично подходит к карабахской проблеме, с другой стороны, Армения, как несостоявшаяся страна, ищет возможность активировать что-то в свою пользу, так как находится в зажатом положении и не имеет какого-либо четкого плана на перспективу. Таким образом, Армения пытается обострить обстановку на Кавказе и даже столкнуть лбами Турцию и Россию, заняв при этом пророссийскую позицию, чтобы в будущем иметь какие-то дивиденды.
Но это не тот случай. Армения может что-то говорить, предлагать, но это не изменит текущего положения дел. Так как ни Турция, ни Россия не находятся на том уровне, чтобы воспринимать всерьез позицию Еревана, тем более в двусторонних отношениях. С другой стороны, могут произойти разительные перемены в региональных процессах, даже может появиться новый расклад. Но даже в этом случае, по большому счету, Армения будет не у дел. Так как именно эта страна создала ту ситуацию, при которой ей никто не нужен и она никому не нужна. Поэтому все важные процессы, происходящие в мире, обходят ее стороной.
- Ключевой частью данного вопроса является Минская группа ОБСЕ. Очевидно, что от ее деятельности нет никакого толка. Можно ли говорить о смене формата этой группы в будущем. Это в принципе возможно?
- Да. Вспомните, как перед встречей в Берне сопредседатель Минской группы от США Джеймс Уорлик вдруг заявил, что намеревается покинуть свой пост, сменить место работы. Это показательно. Это говорит о том, что Минская группа ОБСЕ продемонстрировала свою несостоятельность, как механизм разрешения проблем на территории европейского континента. Данный формат показал, что не в состоянии даже простимулировать переговорный процесс. Уже не только конфликтующие стороны, но и сторонние наблюдатели, в том числе в европейских государствах и даже в кулуарах ООН, говорят о том, что настал момент пересмотра роли и места Минской группы ОБСЕ. Так как она явно не справляется с поставленной задачей.
Нам нужно знать, как будет идти процесс урегулирования конфликта. Вокруг каких принципов мы будем договариваться с Арменией? На основе Мадридских принципов или обновленных Мадридских принципов, либо на основе других, которые будут предложены. Но Армения делает все возможное, чтобы этот процесс рухнул. И результаты деструктивной политики официального Еревана также ложатся на плечи Минской группы ОБСЕ, потому что это – политический институт, который призван заниматься урегулированием конфликта.
То есть, ОБСЕ вообще не в состоянии навести порядок в горячих точках, зонах замороженных конфликтов. И в результате становится очевидным, что как институт ОБСЕ не работает. Поэтому нельзя исключать, что если в скором времени – в новом году или чуть позже – Минская группа ОБСЕ не сможет сдвинуть конфликт с мертвой точки, от нее могут отказаться.
Р.Д.