Томас Герман: «В Азербайджане фиксируются результаты, на достижение которых Германия потратила бы более ста лет»
О семинарах для журналистов Общества международного сотрудничества Германии (GIZ) я узнал совершенно случайно из распространенного этой структурой объявления.
Далее мне удалось принять также участие и в других не менее интересных семинарах GIZ по теме «Участие в юридических лицах: законодательство и практика» и «Трудовое право: законодательство Азербайджана и практика», призванных довести до журналистов сведения о ситуации в этих областях, о проработанности законодательства и соответствии правового поля европейским стандартам.
Признаться, разброс и разнонаправленность тем, и всесторонность подхода подтолкнули и меня несколько шире взглянуть на деятельность GIZ и попросить руководителя группы Томаса Германа рассказать о деятельности немецкого Общества в нашей стране.
- Какие направления работы наиболее интересны для CIZ в Азербайджане?
- Наша организация ведет в Азербайджане разнонаправленную деятельность. К примеру, можно назвать проекты, реализуемые в области биоразнообразия, стимулирования экономики и содействия развитию среднего предпринимательства или же выделить работу по содействию государственной комиссии по вопросам государственной службы. Помимо проекта, нацеленного на содействие журналистам, который сводится к содействию только лишь в юридической плоскости, реализуется также похожий проект, направленный на оказание помощи муниципалитетам, с тем чтобы помочь в вопросах организации и укрепления независимости этих структур.
- От чего зависит выбор проектов? С предложением о помощи в той или иной сфере к вашей организации обращается правительство Азербайджана или это инициатива самого GIZ?
- Решение о выборе проектов принимают совместно правительства Азербайджанской Республики и Федеративной Республики Германии, а наша организации выступает в роли исполнителя. Такие вопросы как финансовая емкость проектов, сроки и т.д., определяются сторонами заранее. Но инициатива, конечно исходит от правительства Азербайджана, которое привлекает немецкую сторону к сотрудничеству по конкретным направлениям и определенным областям.
- Любой проект базируется на эффективности. Даже если речь идет о совместном сотрудничестве. Как следует характеризовать эффективность исполнения проектов GIZ? Какое мерило брать за основу – процент реализации, количество разработанных законопроектов или статей в этих документах, или внесенных предложений?
- Мне сложно хвалить себя, и, боюсь, что мой ответ будет необъективным. Оценить насколько эффективна работа GIZ в Азербайджане могут, к примеру, судьи, на которых нацелен проект по совершенствованию реформ в правовой сфере, или журналисты, увеличивающие в этой области свою базу знаний. Проект GIZ в Азербайджане по реформам в правовой сфере реализуется уже 15 лет, и протяженность этого срока уже свидетельствует об успехе нашей работы.
- Но ведь определяя эффективность, вы же не исходите только из сроков реализации проектов или даже длительности работы в стране, количества журналистов прошедших курсы или подготовленных на тренингах судей. Если проекты носят совместный характер, то, наверное, и методика оценки должна быть какой-то иной, или нет?
- Вы правильно отметили, что в данном вопросе огромную роль имеет именно двустороннее сотрудничество и нас полностью устраивает уровень подготовки и подходы к работе наших партнеров. Именно это и объясняет отмеченный мной выше факт продолжительности работы в Азербайджане. Это показывает уровень нашего обоюдного сотрудничества. Но отмечу и другой аспект. Мы единственный проект гражданского общества который располагается в здании своего партнера. То есть наш офис находится в здании Конституционного суда Азербайджана, что лично я расцениваю как показатель доверия к организации.
- На пространстве СНГ ваша организация имеет офис не только в Азербайджане. Если прибавить к этому какие-то выработанные годами собственные стандарты и подходы к работе, специфику месторасположения и т.д., то можно ли говорить о различии в проектах и их реализации в Азербайджане и других странах СНГ.
- Из стран СНГ я работал в Узбекистане и Киргизии и могу поделиться своим опытом и личным видением. Естественно, как и здесь, там тоже сфера моей деятельности была юридической. Могу сказать, что по тому как внедряются европейские стандарты и по желанию применить адаптации к ним, ситуация в Азербайджане намного лучше, чем в этих двух государствах. Есть и другой момент. Азербайджан член Европейского Совета и потому должен придерживаться определенных этой структурой стандартов и границ. К примеру, если говорить об успехах, то с точки зрения достижений в юридической сфере, в вашей стране в 2011 году была запущена практика Административного права, чего пока нет в ряде восточных государств. Теперь если по тем или иным вопросам суд нарушил права граждан Азербайджана, то они могут обратиться с иском в Европейский суд по правам человека.
- Вы рассказали об административном праве и затронули вопрос соответствия азербайджанского и европейского правового поля. В какой степени в целом наше право близко европейскому?
- Было бы неправильно давать общий ответ на этот вопрос. Думаю лучше поделить вопрос на разные юридические сферы. К примеру, стоит обратить внимание на то, что в Азербайджане действует жилищное право. Это уже показатель. Не всегда главным являются границы, по которым можно было бы судить о степени развития. Порой бывает не менее важным уровень профессионализма тех или иных лиц, и в частности судей, адвокатов и т.д., то есть лиц, внедряющих на правовом поле новые принципы. Ожидания в этой области хорошие, но их оптимальность тормозит и размывает отсутствие преподавания нового права в учебных заведениях страны. Например, завершив университет, выпускники сталкиваются с определенными проблемами при поиске работы. Вот почему мы обеспечиваем дополнительные курсы для этих людей, чтобы они увеличили свои базовые познания.
- Что бы вы выделили в качестве самого большого успеха GIZ в реформах в правовой сфере?
- Если подходить масштабно, то выделить что-то одно очень сложно. Успехи были, - это бесспорно, причем разные: большие и не очень. Но в качестве конкретного конечного результата я бы выделил разработку административного права Азербайджана. Плюс повышение подготовки судей. То же можно сказать и по гражданскому праву, где тоже удалось улучшить уровень судей. Не следует забывать, что Азербайджан является сравнительно молодой страной и ей немногим более 20-лет. Республика долгие годы была в составе Советского Союза и это сыграло свою роль. Уход от этой системы – тяжелый процесс. Посмотрите на показатели Азербайджана с точки зрения времени и вы увидите, что за короткий срок достигнуты большие результаты. Здесь фиксируются результаты на достижение которых Германия потратила бы более ста лет и это тоже в своем роде показатель успеха.
Рауф НАСИРОВ