К юбилею Эльмиры Алиевой. Востребованность мастера
« — Здравствуйте, — услышала я незнакомый голос и подняла голову.
Перед моим рабочим столом в Азеринформе (ныне — АзерТАдж), куда я тогда уже пришла, стояла молодая, очень миловидная женщина с короткой стрижкой. Почему-то запомнилась ее утепленная спортивного типа куртка — была зима то ли 90-го, то ли 91-го года... — Я — Эльмира Ахундова, — сказала она, прочитав вопрос в моих глазах, — недавно меня утвердили собственным корреспондентом «Литературной газеты» по нашей республике. А на днях опубликована моя статья. И мне было бы интересно ваше мнение: ведь вы долгое время работали в «Известиях»... — Все это было произнесено на одном дыхании...
Мы договорились, что я обязательно прочитаю статью и готова поделиться впечатлениями о ней. Но встреча, как оно и случается часто, так и не состоялась…»
Этот отрывок взят из очерка Эльмиры ханым Алиевой, в котором она рассказывает об обстоятельствах нашего знакомства. Тогда, в начале 1990-х годов, жизнь и водоворот эпохальных событий, к сожалению, развели нас надолго. Эльмира Алиева и я с головой погрузились в «омут» информационной журналистики — она в качестве главного редактора агентства АзерТАДЖ, я, помимо «Литгазеты», прийдя в службу новостей радиостанции «Свобода». Это уже потом, спустя достаточно много лет после первого знакомства, мы поближе узнали друг друга и поняли, что нас, оказывается, многое связывает. Эльмира ханым хорошо знала моего покойного брата Али Кафарова и даже работала с ним одно время в газете «Бакинский рабочий».
Она близко дружила и дружит по сей день с семьей прославленного азербайджанского генерала Ази Асланова, того, кто стал любимым героем Али (ему он посвятил свою последнюю киноповесть «Тогда, в 42-м…»). А еще нас связывала общность профессии и сближало то, что мы, каждая в свое время, представляли Азербайджан во всесоюзных средствах массовой информации. Это было и почетно, и в то же время весьма ответственно. Впоследствии, работая над многотомником о жизни и деятельности Гейдара Алиева, я попросила Эльмиру ханым поделиться впечатлениями о своих встречах и контактах с великим политиком. А, прочитав эти воспоминания, нашла в них очень много близкого для себя, ибо собкоры центральных (как тогда говорили) изданий сталкивались в своей работе с немалыми сложностями, особенно при освещении проблемных тем. Не всем в верхних эшелонах власти наша принципиальность при освещении «болевых» точек была по душе. После выхода того или иного «громкого» материала Эльмире ханым приходилось порой выслушивать нотации чиновников. Вот как она вспоминает один из таких эпизодов:
«…Положительных статей, очерков, интервью в моем журналистском багаже было больше, но ведь позитивные материалы не запоминаются, а критические сразу колют глаза. Меня однажды председатель Совмина Али Измайлович Ибрагимов упрекнул: «Знаете, Эльмира, многие о вас говорят: она плохой патриот». — «Почему?» — искренне удивилась я. «Как почему? Все время критикуешь». Я говорю: «Как же не критиковать, если есть за что. Вон Гейдар Алиевич какую работу развернул по борьбе с негативными явлениями, а я именно в этом русле пишу. — И как-то так по-детски наивно сказала в свое оправдание: — Помните, что говорил Владимир Ильич Ленин? «Чтобы искоренить недостатки, их надо вскрывать». Этот лозунг висел у нас в клубе имени Дзержинского над сценой. А потом я начала перечислять Али Измайловичу свои положительные материалы, к примеру, напомнила об очерках о Таире Салахове, Микаиле Абдуллаеве, о наших изобретателях, передовиках и пр. А он большинство из них, оказывается, даже не читал. У меня две трети публикаций были как раз положительные.
Но и критических насчитывалось немало… Конечно, после подобных материалов у определенной части руководителей среднего звена возникало недовольство, однако мы равнялись на Гейдара Алиева, который на всех пленумах и активах призывал к гласности, к объективному анализу и критике недостатков».
Похожие ситуации были и в моей биографии. В обоих случаях нас спасала поддержка Гейдара Алиева. Он, как никто другой из руководителей, понимал значение гласности, критики и объективного освещения накопившихся проблем. Ну, а мы, журналисты, по мере способностей помогали ему и его команде выявлять эти проблемы…
• • •
Эльмира Алиева, конечно, была очень известным журналистом. До сих пор, знакомясь с кем-то из старой партийной элиты, могу услышать вопрос: «Вы не работали в 70-х годах в «Известиях»? Азербайджан тогда представляла очень талантливая журналистка, ее тоже звали Эльмира». Приходилось объяснять, что это моя тезка Эльмира Алиева, к счастью, здравствующая и по-прежнему активно работающая в журналистике. Активно и, что самое главное, с молодым задором и такой же влюбленностью в свою профессию.
Пожалуй, к Эльмире ханым как ни к кому другому подходит известное высказывание о том, что «журналистика — это не профессия, а состояние души». После выхода на пенсию (Эльмира Алиева является президентским стипендиатом) и ухода из АзерТАДЖ, она всецело посвятила себя любимому делу, и вот тогда-то, как мне кажется, ее журналистский талант засверкал новыми гранями. Из-под ее пера стали один за другим выходить очерки, портреты, рецензии, посвященные самым разным людям и самым разным событиям из мира кино, театра, музыки, науки. За последние 10 лет Эльмира Алиева создала, по сути, настоящую энциклопедию культурной и духовной жизни страны периода обретения независимости. Слава Богу, что она выпустила несколько книг, куда собрала эти свои произведения последних лет. Увесистые тома под названием «Люди… события… время…» дают отчетливое представление и о масштабе ее публицистического таланта, и о широте и глубине проникновения в тему, и о специфике ее подхода к материалу. Об одной из таких книг я в 2013 году написала рецензию и хочу привести небольшую выдержку из этой статьи:
«Знаменательно, что Эльмира Алиева, несмотря на свой статус признанного мэтра журналистики, абсолютно лишена снобизма. Она никогда не скажет: нет, про этого человека писать не буду, так как он слишком для меня незначителен. Для нее главный критерий — талантлив будущий герой ее публикации или нет. Если талантлив, то пусть он делает лишь первые шаги в своей профессии, пусть его еще мало кто знает: Эльмира Алиева придет на его концерт (презентацию, премьеру и пр.) и с любовью напишет об этом человеке».
Так, она несколько раз писала обо мне, по сути, рядовом журналисте и ее коллеге (что в нашей профессии случается нечасто). И как-то вполне естественно именно Эльмира Алиева стала редактором заключительных томов моего многотомного произведения «Гейдар Алиев. Личность и Эпоха». А после выхода всего шеститомника «разразилась» огромной статьей в газете «Бакинский рабочий», где дала очень высокую оценку моему труду. Не скрою, мнение маститой коллеги, лучше других знающей цену Слову, мне было особенно приятно.
• • •
Помимо профессионализма и преданности профессии, меня в Эльмире Алиевой подкупают душевная молодость и энергия, неподдельный интерес к жизни и окружающим ее людям. Умение удивляться и радоваться, восхищаться и познавать новое — то, что она ценит в своих героях, — сполна присуще ей самой. И сегодня она переживает словно «вторую» молодость — пишет много, охотно, о ком хочет и как хочет. Ее публикаций ждут, о них просят, героями ее очерков хотят стать. Эта востребованность длиной в 60 с лишним лет дорогого стоит.
Прочитав ее «Автобиографию в расширенном формате» (на днях Эльмира Алиева выпустила свою новую книгу «О себе и о времени»), я искренне восхитилась — до того захватывающе многогранной, яркой и полноценной оказалась творческая жизнь и судьба Эльмиры ханым: сколько же ею пережито, перечувствовано, с какими интересными людьми сводила ее судьба, в каких только странах не доводилось ей бывать. И при этом никакого снобизма, никакой заносчивости во взаимоотношениях с более молодыми коллегами — всегда простая, легкая в общении, всегда открытая навстречу новому. Не в этом ли тайна ее неизбывной молодости?
…Как-то раз я слушала Ирину Антонову, многолетнего директора, а ныне президента Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Ирина Александровна делилась с аудиторией секретами своего физического долголетия (в этом году ей исполнится 95 лет). Помню, она сказала: «Нельзя терять интереса к жизни, нельзя поддаваться душевной лени… Несмотря на недомогание, плохую погоду, скверное настроение, выйдите из дома, идите в театр, на выставку, встретьтесь с друзьями, полюбуйтесь закатом или рассветом. Это продлит вам жизнь…» Эльмира Алиева из тех счастливых людей, которые всегда следуют этому совету. Ее можно встретить и на выставках, и на премьерах, и на презентациях книг. В отличие от многих людей, значительно младше нее, она не потеряла ни молодого блеска в глазах, ни искреннего интереса к жизни. А значит, впереди ее ждет еще много лет, наполненных такой же содержательной творческой жизнью, новыми встречами и новыми книгами. Мне хочется пожелать своей милой тезке только одного — доброго здоровья, чтобы она сполна осуществила все свои заветные проекты. Да будет так!
Эльмира Ахундова,
депутат Милли Меджлиса,
заслуженный журналист Азербайджана