Что ждет Узбекистан после Каримова? - ЭКСПЕРТЫ
Не секрет, что важнейшим элементом системы региональной безопасности в Центральной Азии является Узбекистан.
Известно также, что в этом личная заслуга президента Ислама Каримова, после кончины которого внимание мировых политиков приковано к процессам, происходящим в этой стране.
Напомним, что согласно официальному сообщению, правительства и парламента Узбекистана, президент Ислам Каримов умер 2 сентября 2016 года после перенесенного инсульта.
Ислам Каримов скончался на 79-м году жизни. Он возглавлял страну более 26 лет.
В настоящее время вопрос о том, кто же станет преемником покойного президента, - самый актуальный.
В соответствии со статьей 96 Конституции Узбекистана до выборов президента полномочия главы государства временно исполняет председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, это - Нигматулла Тулкинович Юлдашев, на которого и возложена эта обязанность.
Право на выдвижение кандидата в президенты имеют политические партии Узбекистана.
По информации СМИ, на пост президента страны также могут претендовать премьер-министр Шавкат Мирзияев, вице-премьер Рустам Азимов, контролирующий экономический блок правительства, а также один из самых влиятельных людей страны - глава Службы национальной безопасности Рустам Иноятов.
В сложившейся ситуации как никогда актуальны вопросы, касающиеся дальнейшего развития страны, отношений с соседями по региону, а также взаимодействия с глобальными игроками, такими как США, Россия, Китай, которые, кстати, внимательно отслеживают процессы, происходящие в стране, особенно сейчас.
Эксперты прогнозируют различные сценарии развития возможных событий в Узбекистане, начиная от угроз со стороны радикальных исламистских группировок вплоть до «цветных революций». Чтобы внести ясность в эти вопросы, мы обратились за комментариями к политологам в Баку, Москве и Ташкенте.
Взгляд из Ташкента
Оценивая нынешнюю внутриполитическую ситуацию, а также возможные попытки дестабилизации внутри страны с подачи внешних сил, узбекский историк и публицист Шухрат Саламов заявил 1news.az, что обстановка в стране стабильна и безвременная кончина главы государства еще сильнее сплотила узбекский народ.
По его словам, интриги - это непременный атрибут любого демократического государства, но народ Узбекистана не позволит, чтобы страна превратилась в арену каких-то политических игр.
«Допускаю, что внешние силы хотели бы использовать исламский фактор в целях уничтожения государственных устоев Узбекистана, в свое время были попытки создать внутригосударственный протестный потенциал, но правительство справилось с этими проблемами. Понятно, что угроза для государственности всегда была и будет, но для нас важно, что мы имеем самую сильную армию в регионе и патриотично настроенную молодежь, а это означает, что политический курс страны,так же как и отношения Узбекистана со странами региона и вне его, не изменится.
То, что Узбекистан – единственное государство на территории бывшего Союза, которое не имеет дипломатических отношений с Арменией, по мнению Ш.Саламова, в первую очередь связано с тем, что Армения не выполняет требования четырех резолюций Совета Безопасности ООН по нагорно-карабахскому конфликту и продолжает оккупацию территорий Азербайджана.
«Узбекистан поддерживает территориальную целостность Азербайджана и выступает за то, чтобы Армения освободила 20% захваченных ею территорий Азербайджана. Только после выполния этих требований можно вести переговоры об установлении культурно-экономических связей между Узбекистаном и Арменией.
Мнение из Баку
По мнению руководителя Центра политических исследований «Атлас» (Азербайджан), азербайджанского эксперта Эльхана Шахиноглу с приходом к власти нового президента внешнеполитический курс Узбекистана не изменится, однако не исключено, что может еще больше усилиться политика государства в отношении тюркоязычных стран.
«Президент Ислам Каримов как гибкий политик выстроил паритетные отношения со многими странами бывшего Союза, хотя не пошел на сближение с важным соседом по региону - Китаем.
Плохо это или хорошо для Узбекистана сказать трудно, но очевидно, что Казахстан, у которого наиболее развиты отношения с Китаем, не в восторге от этого», - заявил он 1news.az
В то же время политолог считает, что вероятность угрозы со стороны исламистов существует.
«Радикальные исламисты Узбекистана - сильнее, чем в других центральноазиатских государствах, они воюют везде - начиная от Афганистана и заканчивая Сирией и Ираком. «Исламское движение» Узбекистана может предпринять попытку заполнить политический вакуум после Каримова, как это произошло в 2005 году в Андижане.
Если исламистам удастся активизироваться в Узбекистане, то согласно принципудомино это пойдет дальше - в другие страны Центральной Азии», - отметил эксперт, напомнив, что исламисты в последние два года активизировались даже в стабильном Казахстане, организовав там серию террористических атак.
Согласно прогнозу эксперта, будущий президент страны, скорее всего, продолжит прежнюю политику государства в отношении Азербайджана.
Политолог также полагает, что пост главы государства может занять премьер-министр страны.
«В основном это может быть связано с тем, что он был одним из самых приближенных к Каримовулиц, имеет тесные отношения с главой разведки, а также родственные связи с одним из главных олигархов России, узбеком по национальности Алиширом Усмановым. Последний факт наиболее важен, поскольку сулит поддержку со стороны Москвы во внутриклановой борьбе за главный пост в стране», - резюмировал Э.Шахиноглу.
Что прогнозируют в Москве?
По мнению генерального директора Совета по национальной стратегии (Россия), политолога Валерия Хомякова в том, что у власти в Узбекистане останется команда, сформированная Исламом Каримовым, нет никаких сомнений.
«Что касается дальнейшей внутриполитической ситуации, то я не думаю, что могут быть какие-то серьезные попытки внешних сил дестабилизировать обстановку, хотя, конечно, таковые существуют. Я имею в виду внешние силы на Ближнем Востоке, отчасти связанные с «Талибан», отчасти - с «Аль-Каидой», однако сомнительно, что в ближайшие сроки они предпримут какие-то шаги, чтобы вызвать смуту в стране, поскольку такая тенденция пока не просматривается», - заявил он 1news.az
«Не стоит забывать - любые беспорядки в стране могут привести к серьезной гуманитарной катастрофе, а это крайне опасно для всего региона.
Главные точки столкновения возможны в Ошской области и Ферганской долине ввиду того, что взаимоотношения узбеков с таджиками до сих пор толком не отрегулированы.
На границе Узбекистана нет минных полей, и в случае военных конфликтов и жестких действий, как это произошло в свое время в Андижане, поток беженцев из густонаселенных мест Таджикистана и Кыргызстана будет не меньших масштабов, чем тот, к примеру, который мы сейчас наблюдаем из Сирии», - считает эксперт.
Между Кремлем и Вашингтоном
По мнению Хомякова, вне зависимости от того, кто придет к власти в стране, новый президент будет маневрировать между Вашингтоном и Москвой, как это делал Ислам Каримов.
«В свое время Каримов сближался попеременно и с Вашингтоном, и с Москвой. К примеру, после событий в Андижане, когда американцы осудили действия участников беспорядков, он тут же повернулся обратно в сторону Москвы.
В определенный период Узбекистан вступил в ОДКБ, потом снова вышел из альянса и сблизился с США. Позже, почувствовав угрозу со стороны «Талибана», вновь отступил. Думаю, что такие же политические шаги будут предприниматься со стороны нового руководства страны опять-таки в рамках национальных интересов государства», - сказал политолог.
По его мнению, Москва может проявить активность в вопросе выдвижения того или иного претендента на президентский пост.
«О том, чью кандидатуру может поддержать Москва, будет понятно из того, с кем встретится Владимир Путин по прибытии в Узбекистан, а также кого из предполагаемых претендентов пригласит в Кремль с рабочим визитом», - продолжил политолог.
Однако эксперт убежден, что Москве не стоит что-либо предпринимать в этом направлении, для нее резоннее держаться в стороне от этих процессов.
«У России уже имеется неудачный пример - события в Украине, и полагаю, что этого опыта для нее достаточно, чтобы вести более сдержанную политику», - сказал В.Хомяков.
Ориентир на Россию?
О том, что за время президентства Каримова в стране сформировался дееспособный госаппарат, который показал свою готовность действовать жестко во время мятежа в Андижане в 2005 году, заявил 1news.az директор российского Центра стратегического анализа Института инновационного развития Андрей Иванов.
«Традиционная для страны система управления на основе консенсуса разных кланов уже не работает. Кланы просто физически не могут удержать под контролем такое большое количество людей. Можно сказать, что госаппарат сегодня самая мощная «корпорация» в Узбекистане. Так что можно рассчитывать на безболезненную передачу власти.
Нового лидера выберут из близкого круга покойного президента, по большому счету рядовые граждане и не заметят изменений. Зато будут обеспечены преемственность власти и сохранение политической стабильности. При этом система такова, что она практически исключает внешнее влияние на политические процессы.
Что касается геополитического вектора Узбекистана, то сегодня для этой страны Россия - самый привлекательный партнер. Есть некоторая опасность, что дети элиты обучались преимущественно в западных университетах, но сегодня не столь важно, кто где и чему учился. Есть объективная реальность, которая подталкивает Узбекистан к участию в российских интеграционных проектах.
Во-первых, Узбекистан не имеет выхода к Мировому океану. Чтобы товары попали на внешний рынок, они должны пересечь две страны в любом направлении.
Во-вторых, Узбекистан уже научен горьким опытом сотрудничества с американцами. В Ташкенте увидели, как США устраивали «цветные» революции в соседнем Кыргызстане. За мятежом в Андижане напрямую стояло посольство США, о чем неоднократно говорил Каримов. Неслучайно он жестким образом вынудил американцев вывести свою военную базу с территории Узбекистана.
И самое печальное, что Вашингтон не выбирает средства для достижения целей. Все понимают, что во имя своих интересов США готовы заигрывать даже с радикальными исламистами и террористическими организациями. Таким образом, кто бы ни пришел к власти в Узбекистане, он будет во многом ориентироваться на Россию», - пояснил российский эксперт.
По наблюдениям Андрея Иванова, опасность проникновения радикальных элементов существует, однако у Китая есть интересы в Узбекистане, он не захочет потерять десятки миллиардов долларов, вложенные в инфраструктуру «Нового Шелкового пути», а посему будет помогать ликвидировать эту угрозу.
Матанат Насибова