Беседа о благотворительности с Миной Меликовой: как не стать жертвой обманщиков?
Поводом для написания этой статьи стали все чаще возникающие вопросы у многих наших читателей по поводу достоверности информации, размещаемой в нашей рубрике «Призыв о помощи».
Такой всплеск недоверия неслучаен: в последнее время в соцсетях было выявлено несколько мошенников, которые от имени родителей больных (и даже умерших!) детей организовывали сбор денег с сердобольных сограждан.
Немало подобных историй происходит и вне социальных сетей: в прошлом году, к примеру, некий мужчина с семьей, «проживающий в парках Баку», оказался банальным лентяем и обманщиком, имеющим дом и даже землю в пригороде.
Другой посетитель известного кафе с бесплатными обедами для малоимущих бил на жалость к больной дочери и собственное отчаянное положение. Он даже представил публике полуразрушенную квартиру, в который они, якобы, и обитали, еле сводя концы с концами. И это оказалось ложью: и девочка, слава Богу, оказалась здорова, и квартира эта была – не его, а банальной «декорацией для подтверждения легенды».
И таких случаев – десятки.
Бывает, что публике выдают «полуправду»: то есть, нуждающийся в помощи на самом деле существует. Но только вот со сбором средств на лечение происходит что-то непонятное: один мужчина, вылечив с помощью пожертвований дочь, продолжил сбор финансов, чтобы сделать ремонт.
Другой нашумевший случай известен всем, когда отсутствие прозрачности в ведении поступлений пожертвований привел к громкому скандалу.
Так что же делать? Перестать верить сразу всем и отказаться от любой помощи? Или все же постараться разобраться в каждой из ситуаций, дабы «не выплеснут с водой и дитя»?
Проверено и опубликовано: помощь маленькой Назрин
А для того, чтобы помочь разобраться в деятельности благотворительных групп и понять, как вести себя и тем, кто нуждается в помощи, и тем, кто хочет эту помощь оказать, мы обратились к Мине Меликовой.
Мина начала заниматься благотворительным фандрейзингом 10 лет назад на одном из интернет-форумов.
Затем продолжила свою миссию на форуме сайта Day.az, где также был создан специальный раздел помощи. В настоящее время М. Меликова является ведущей странички "Во имя жизни" в «Фейсбуке», а также сотрудничает с фондом NARGIS, где работает ее подруга Нармин Алиева.
Начните с себя!
Прежде всего, хочется дать совет всем пользователям соцсетей. Очень часто многие делятся не информацией из группы помощи (о них мы поговорим ниже), а коллажами-призывами. Как правило, они составляются по одной и той же схеме: фото ребенка, номер телефона, банковские реквизиты и текст без конкретики. То есть, в них нет никакой информации, подтверждающей диагноз ребенка, о помощи которому просят. И это объяснимо, ведь такой пост и должен быть максимально лаконичным, НО – он обычно публикуется ВМЕСТЕ с другой информацией, дающей ответы на все вопросы. То есть, либо в группе помощи, либо – на «профайле» человека, создавшего этот коллаж, обязательно присутствуют все необходимые сведения.
Проверено и опубликовано: призыв о помощи Тимуру Кулиеву
Делясь исключительно такими «коллажами-призывами», с припиской: «Максимальный перепост», вы сами зачастую создаете нездоровый ажиотаж и привлекаете внимание к тем, кто может оказаться, увы, мошенником.
Поэтому первый совет: это обязательно внимательно вчитываться в ЛЮБУЮ информацию, которой вы делитесь с окружающими, а уж тем более, ту, в которой содержится призыв финансово помочь кому бы то ни было.
«Группы помощи» в соцсетях
Если же речь идет о Группе помощи, то, прежде чем начинать комментировать «ради комментария», а уж тем более, добавлять в эту группу других людей, обязательно внимательно ознакомьтесь со всей опубликованной информацией.
Свяжитесь с ведущим странички или с автором темы на форуме, задавайте все уточняющие вопросы, такие, как: Кто в семье больного работает; На какие средства они живут; где в данный момент находится больной; какие меры были предприняты врачами и в каком медицинском учреждении находится больной?
Также нужно попросить опубликовать эпикризы или другие медицинские документы, подтверждающие озвученный в призыве о помощи диагноз. Иногда этого бывает достаточно, потому что в случае вранья ответить на все вышеперечисленные вопросы четко вам не смогут. Если сомнения остаются, советую связаться с семьей больного, иной раз ложь можно почувствовать даже по интонации голоса родственников больного.
Положа руку на сердце, скажу, что в таких группах разобраться достаточно непросто. Как правило, их основатели – близкие родственники больного, а у них по вполне объективным причинам может просто не быть времени или возможности ответить на все поступающие вопросы.
К тому же, не все владеют искусством дипломатии, и могут невольно обидеть человека излишним недоверием или даже агрессией.
Поэтому хочу дать еще один совет: если вы по умолчанию не доверяете людям, вам нечего делать в таких группах. Нужно проявлять и бдительность, и максимум такта, а не искать заведомо подвох и обман. Нельзя помогать, обижая или унижая.
Конечно, лучше всего, чтобы к таким группам обязательно привлекали проверенных благотворителей. Потому что у них уже есть опыт; в том числе, опыт общения с теми, кто задает вопросы: они могут ответить на них конкретно и оперативно. Кроме того, такие люди могут помочь быстрее разобраться в проблеме больного человека, подключив грамотных специалистов.
Поэтому второй совет – пригласить уже достаточно известного в сфере благотворительности человека.
К слову, если с этой группой или форумом что-то не чисто, от подобных советов они, как правило, отказываются.
Что касается помощи в специальных благотворительных группах, то здесь особо стоит обратить внимание на контактные телефоны и счета.
Ведущему благотворительной группы надо обязательно обговорить этот момент с родителями и родственниками больного, и публиковать их телефонные номера только в случае, если об этом попросят. Ведь порой таким людям бывает сложно отвлечься, а поток звонков с вопросами в сложных ситуациях очень утомляет.
Сбор финансов
Теперь по поводу банковских счетов: если счет открывается на имя родителей ребенка или родственников больного, необходимо постоянно контролировать все поступления и расходы на нем.
Вопрос в том, кто этим будет заниматься. Если речь идет о благотворительной организации, то ее руководитель обязан уточнять, по какой причине сумма или не обновляется, или резко уменьшается.
Если же речь о группе помощи в соцсетях, которую ведет один из родственников или знакомых, он точно так же должен вести отчет обо всех поступлениях на счета и расходах.
Группа помощи Ибрагиму Фархадлы
Что касается сбора наличных средств – здесь все сложнее. Поэтому каждый может решить для себя сам, может ли он рискнуть и пожертвовать деньги, учет которым может не вестись.
Тут гарантий нет и полагаться стоит лишь на совесть тех, кто этим сбором занимается. Некоторые ведущие таких Групп помощи, впрочем, фиксируют все наличные поступления отдельными статусами, и сохраняют все скриншоты: пишут имя пожертвовавшего (или по его просьбе сохраняют его анонимность) и сумму поступления.
Но, как правило, обычному пользователю соцсетей или недосуг заниматься подсчетами, или сложно разобраться во всех цифрах.
То же самое касается расходов на оплату медицинских услуг. Если клиника частная, то прилагаются чеки. Но бывает, что часть средств расходуется на медикаменты, и некоторые чеки теряются. Ну и государственная медицина у нас не всегда бесплатная, так что там говорить о прозрачности расходов не приходится.
Повторю: в большей степени все строится на доверии.
Поэтому лучше, если сбор средств организован уже известной в городе благотворительной группой. Или если призыв о помощи публикует ресурс, которому можно доверять.
И о роли журналистов
К слову, здесь общественность в основном доверяет конкретному журналисту, который обязан перепроверить каждый из случаев: то есть, связаться с родственниками, попросить предоставить медицинские документы, задать необходимые вопросы.
Но увы, не все новостные сайты это делают, многие просто перепечатывают уже опубликованный в соцсетях «скриншот» того самого «коллажа с фото и счетами», и все!
Конечно, без доверия, как я уже сказала, нельзя. Но это как раз тот случай, когда актуальна поговорка: «Доверяй, но проверяй».
Если же у журналиста не получается по неким объективным причинам связаться с семьей больного, а помочь хочется, потому что, как говорится, сердце подсказывает, что человек реально нуждается в помощи, можно попросить разобраться в ситуации кого-то из доверенных благотворителей.
Ну и последнее: на мой взгляд, добро должно быть лимитировано, как бы странно это ни звучало. Иной раз «зацикленность» на паре случаев и приводит к тому, что люди, к сожалению, «наглеют», и мы слышим об историях, когда «кто-то решил, что ему должны все».
Кроме того, страдают другие люди, тоже нуждающиеся в помощи. В том числе, и потому, что завтра, когда ложь первых вдруг открываются, от недоверия страдают уже они.
Это не значит, что надо перестать доверять людям. Это значит: доверять, но быть в разы бдительнее.
Натали Александрова