Саммит G20: новые акценты в мировой политике? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Саммит G20: новые акценты в мировой политике?

11:28 - 09 / 09 / 2016
Саммит G20: новые акценты в мировой политике?

Одним из наиболее значимых событий последних дней стал двухдневный, 11-й по счету саммит «Большой двадцатки (G20), который прошел в китайском Ханчжоу с участием глав ведущих государств мира.

В преддверии саммита сообщалось, что лидеры G20 сконцентрируют свое внимание на вопросах инновационного роста, повышения эффективности механизмов управления глобальной экономикой и финансовой системой, а также обсудят вопросы борьбы с международным терроризмом, изменения климата и т.д.

В целом повестка мероприятия сохранилась, его участники провели обсуждения на тему «Строительство инновационной, здоровой, взаимосвязанной и инклюзивной мировой экономики», однако не менее интересные дискуссии и события развернулись на полях саммита.

Значимым событием стала ратификация Парижского соглашения по климату, которую объявили руководители Китая и США. Си Цзиньпин и Барак Обама тем самым подтвердили готовность Вашингтона и Пекина приложить все усилия для улучшения климата.

Напомним, что Китай и США - два крупнейших эмитента парниковых газов, вызывающих глобальное потепление, на долю которых приходится примерно 40% всех выбросов.

Парижское соглашение предусматривает обязательства государств по снижению эмиссии и вступит в силу после того, как будет одобрено как минимум 55 странами, ответственными за 55% мировых выбросов.

По итогам саммита было принято коммюнике по девяти основным направлениям, предполагающим содействие в торговле и инвестициях, формирование благоприятной среды для бизнеса и прочее.

Чем запомнился саммит

Итак, именно в кулуарах лидеры ведущих держав обсудили самые острые проблемы - ситуацию в Сирии, украинский кризис, противоречия в отношениях США и России, перспективы сотрудничества между Россией и Турцией, разногласия в отношениях России и Европы.

Впрочем, как отмечают наблюдатели, неформальные встречи  каких-то прорывов ни по одному из этих направлений не дали, и скорее  китайский саммит запомнится  различными казусами - как не подали трап к самолету американского президента Обамы, как Путин подарил мороженое китайскому лидеру, или как британский премьер Тереза Мэй  не подала руки российскому президенту при их первой личной встрече.

К чему пришли Москва и Вашингтон?

Известно, что президенты России и США Владимир Путин и Барак Обама обсудили пути урегулирования конфликтов в Сирии и на востоке Украины. 

Однако каких-то особых прорывов по итогам полуторачасовой беседы президентам достичь не удалось.

Как сообщают российские СМИ, раскрывая детали разговора с Владимиром Путиным, американский президент в ходе конференции в Китае заявил, что провел продуктивные переговоры с российским коллегой по установлению режима прекращения огня в Сирии, о борьбе с ИГИЛ и «Джебхат-ан Нусрой», и что пока сторонам не удалось сблизить позиции так, чтобы это соглашение заработало.

В то же время Обама отметил, что США не снимут с России санкции до тех пор, пока не будут выполняться Минские соглашения, намекнув о возможной встрече в «нормандском формате» (Германия, Франция, Россия и Украина).

В свою очередь, российская сторона заявила, что встреча прошла «хорошо» и «работа в этом направлении будет продолжена».

Между тем в российском экспертном сообществе считают, что в отношениях Москвы и Вашингтона после встречи лидеров принципиально ничего не изменится.

Такое мнение высказал в комментарии 1news.az и эксперт Института русского зарубежья Виталий Журавлев.

«Личные встречи глав государств, при всей их важности и полезности, с точки зрения коммуникации сами по себе отношения между государствами изменить не могут. Если же произойдут существенные изменения во властных структурах, скажем, в результате президентских выборов, и это будет означать реальную ротацию политических элит, то тогда может что-то существенно измениться. А так США будут стремиться и дальше удерживать роль мирового лидера, а Россия вместе с некоторыми союзниками, например, Китаем и Ираном, пытаться отстаивать многополярную систему и усиливать свое влияние, прежде всего, в Евразии», - заявил Виталий Журавлев.

Изменится ли позиция РФ по Сирии?

По словам Журавлева, на самом деле цели России в Сирии не совсем ясны, и, видимо, речь идет об отстаивании интересов каких-то влиятельных финансовых и политических групп в России и на Ближнем Востоке.

«Они же и заинтересованы в сохранении там своего влияния и сделали ставку на поддержку Асада. Но с точки зрения тактики изменения могут быть. Например, взаимодействие с России с Турцией может сместить какие-то акценты во взаимодействии с курдами и теми группами сирийской оппозиции, которые лояльны Анкаре. Можно предположить, что в целом возможно более активное взаимодействие России и Турции на сирийском направлении, а, может быть, и с Саудовской Аравией, как это ни парадоксально на первый взгляд», - размышляет эксперт.

По его словам, сегодня Украина и Сирия - арены столкновения крупных геополитических и геоэкономических интересов, а, чтобы здесь что-то действительно начало существенно меняться, необходимо изменить расстановку сил в мировых политических элитах.

«Другая предпосылка - это серьезные изменения внутри этих государств. На мой взгляд, ситуация в Украине может достаточно кардинально измениться, а это будет иметь и внешнеполитические последствия. С другой стороны, и внутри России, США, Китая и так далее тоже могут начаться какие-то неожиданные процессы, как это произошло с референдумом в Великобритании. Настоящие сенсации возникают не на саммитах, которые достаточно формализованы, а в реальных социальных и политических процессах», - указал Журавлев.

Европа за выполнение Минских соглашений

Вопросы урегулирования сирийского конфликта и кризиса на востоке Украине были главной темой беседы немецкого канцлера Ангелы Меркель и президента Владимира Путина.

Сообщается, что стороны обсудили Минские соглашения и наметили план по разрешению тяжелой гуманитарной обстановки в городе Алеппо.

Французский президент Франсуа Олланд, с которым российский президент также обсудил  ключевые проблемы на сирийском фронте и ситуацию в Украине высказался за совместную работу над поиском решения существующих вопросов.

По оценкам В.Журавлева, встреча немецкого канцлера и российского президента вряд ли привнесет потепление в отношения двух стран, так как европейские политики в целом не понимают Россию и смотрят на происходящее в мире с позиции интересов западного универсализма.

«Поэтому, когда рассматриваются ситуации в Украине, бывшей Югославии, на Южном Кавказе и других регионах, европейцы не понимают, что у других участников политических и экономических процессов могут быть интересы, отличные от интересов самих европейцев. Соответственно, когда Россия свои действия предпринимает исходя из своих национальных интересов, Европа считает это неправильным и начинает оказывать на Россию определенное давление.

Соответственно, потепления быть не может, может быть только конъюнктурное сотрудничество, например, перед лицом общей угрозы, общей опасности или получения значимых выгод и преимуществ. Но и такой сценарий возможен только в случае выхода европейских стран из-под влияния американской политики и идеологии», - сказал эксперт.

Турецкая партия

Пожалуй, наиболее продуктивной из всех, которые прошли на полях китайского саммита, стала встреча между турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и Владимиром Путиным, ее итоги обещают прогресс в отношениях Москвы и Анкары.

Сообщается, что был поднят вопрос снятия Россией продовольственного эмбарго на турецкую продукцию, и стороны приблизились к заключению соглашения о свободной торговле, а также обсудили реализацию проекта «Турецкий поток», расширение поставок российской нефти по линии «Роснефти» и проект АЭС «Аккую».

По оценкам Виталия Журавлева, эта встреча подтвердила курс обоих государств на сотрудничество не только области экономики, но и, возможно, в политике тоже.

«Проекты в области энергетики, торговли, туризма, транспорта, инвестиций, строительства и т.д. для России и Турции реальны и перспективны. Ну и Сирия, естественно, является полем для взаимодействия, поскольку там задействованы вооруженные силы и России, и Турции, поэтому важно координировать здесь усилия, а противоречия здесь чреваты серьезными негативными последствиями для обеих стран. Напротив, совместные действия России, Турции и Ирана, если они придут к общему видению будущего Сирии, могут быть весьма эффективными», - считает эксперт.

Встреча канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Эрдогана на полях  китайского саммита прошла при необычных обстоятельствах.

Во-первых, лидеры встретились впервые после провалившейся попытки госпереворота в Турции и на фоне охлаждения отношений после признания немецким Бундестагом резолюции по так называемому «геноциду армян» в Османской империи.

Тем не менее лидеры обсудили договоренности Анкары и ЕС по беженцам и сирийский кризис.

 Переговоры, по словам пресс-секретаря правительства ФРГ, прошли продуктивно - но не более.

Несмотря на то, что в СМИ не освещаются подробности встречи турецкого лидера и американского президента, стало известно, что по ее итогам Эрдоган  выразил готовность провести совместную с США операцию по освобождению сирийской Ракки от боевиков террористической группировки ИГИЛ.

Комментируя 1news.az этот факт, российский политолог Михаил Нейжмаков отметил, что если бы на севере Сирии была создана бесполетная зона, то Турция смогла бы надолго закрепиться в этом регионе страны.

«Реджеп Эрдоган после поездки на G20 признал, что такое предложение вряд ли будет одобрено Совбезом ООН. По сути, Анкару держат в подвешенном состоянии. Россия «выражает обеспокоенность» действиями турецких военных, но не более. Пресс-секретарь Белого дома Питер Кук еще в конце августа 2016 года призвал немедленно прекратить столкновения между армией Турции и формированиями сирийских курдов. Однако нельзя сказать, что Вашингтон включил все рычаги давления на Анкару. Более того, по словам турецкого президента, в Ханчжоу он с представителями США обсуждал участие турецких сил в освобождении Ракки от отрядов «Исламского государства Ирака и Леванта», - отметил эксперт.

По его словам, Эрдогану дают понять, что карт-бланш на действия турецкой армии в Сирии может закончиться в любой момент.

«Практически любой политик в таких условиях выберет одну тактику – как можно сильнее развить успех на севере Сирии сейчас, чтобы потом было больше пространства для торга с державами-партнерами. Быстро завершить операцию в соседней стране руководство Турции явно не намерено. Отсюда упоминания про Ракку. Переговоры между турецкими и российскими представителями на G20, насколько можно судить, прошли во вполне позитивном ключе. Но уже через некоторое время Анкара наверняка выдвинет Москве дополнительные условия по поводу будущего Сирии. Не факт, что это приведет к такому же серьезному разрыву между государствами, как в ноябре 2015 года, но осложнить отношения может», - пояснил Михаил Нейжмаков.

Ни к чему не пришли…

Говоря об интересах Москвы и Вашингтона в сирийском вопросе, Нейжмаков отметил, что по итогам саммита «Большой двадцатки» серьезные противоречия между ними остались нерешенными.

«Бараку Обаме, конечно, было бы приятно, чтобы под занавес его президентства произошли серьезные подвижки по Сирии. Но даже ситуативные договоренности по этому вопросу требуют очень серьезных переговоров. Поэтому Белый дом сейчас будет проявлять неуступчивость, оставив ряд нерешенных вопросов по Сирии в наследство следующему главе США. Американские президенты в конце своего последнего срока часто играют во внешней политике роль «злого полицейского», на фоне которого их преемник будет выглядеть «добрым». Вспомним, как в конце президентства Джорджа Буша-младшего многие ожидали едва ли не военного вторжения США в Иран. Поэтому в ближайшие месяцы шансы на отдельные договоренности между Москвой и Вашингтоном по Сирии сохраняются. Но надежд на прорыв до конца 2016 года немного», - сказал эксперт.

Матанат Насибова

Поделиться:
3610

Последние новости

Все новости

1news TV