Влиятельный американский мозговой центр призывает Вашингтон не игнорировать Каспийский регион
После распада Советского Союза ведутся дебаты о правовом статусе Каспия - море это или все же озеро, и как же распределить владение им между прибрежными государствами.
Результат этих длительных дебатов будет иметь большое влияние на то, как в будущем будут проходить энергомаршруты, что может оказать существенное влияние на американские экономические интересы и интересы в области безопасности в регионе.
Об этом говорится в материале политического аналитика Люка Коффея (Luke Coffey) из влиятельного американского исследовательского института Фонд «Наследие» (Heritage Foundation). Этот стратегический центр, основанный в 1973 году, занимается широким спектром исследований международной политики и имеет консервативную направленность.
«Каким бы отдаленным ни казался [Каспийский] регион американским политикам, Каспий может повысить энергетическую безопасность ближайших союзников США. Игнорировать его не стоит», - пишет автор.
«Это в особенности касается завершения Транскаспийского газопровода, который свяжет рынки Центральной Азии и Европы в обход России и Ирана», - пишет Коффей, отмечая, что на встрече глав МИД пяти прикаспийских государств в июле глава МИД РФ Сергей Лавров предположил, что соглашение может быть достигнуто в течение следующего года.
Несмотря на то, что Вашингтон не участвует в переговорном процессе, США должны тщательно следить за ситуацией, поддерживать мирное и скорейшее разрешение вопроса о статусе Каспийского моря, а также оказывать политическую поддержку реализации Транскаспийского газопровода, уверен автор публикации.
Разрешение этого диспута устранит потенциальный источник нестабильности и будет способствовать продвижению экономических и энергетических возможностей в регионе, а также повысит энергетическую безопасность Европы, отмечает Люк Коффей.
Помимо этого, не помешало бы продемонстрировать более ощутимое присутствие Соединенных Штатов в регионе, считает эксперт. Хорошим шагом в этом направлении, как он считает, было бы несколько символических визитов официальных лиц США на высоком уровне.
Люк Коффей возглавляет Центр внешней политики в Институте национальной безопасности и внешней политики при аналитическом центре Heritage Foundation.
Американские интересы в Каспийском регионе
Каспийское море – важный регион в свете многих вызовов, с которыми сталкиваются США по всему миру, в частности, таких как возрождающаяся Россия и осмелевший Иран, говорится в статье.
Этот регион является одним из важнейших географических и культурных перекрестков, связывающих Европу и Азию, в течение многих столетий он имел стратегическую значимость по военным и экономическим причинам. Сегодня, однако, значение Каспийского региона недооценивают.
«Для США важным фактором является потенциал каспийских запасов нефти и газа, чтобы в значительной степени компенсировать зависимость Европы от российских (и потенциально иранских) поставок, - пишет Люк Коффей. - Это, в свою очередь, имеет прямое влияние на безопасность Европы и, возможно, договорные обязательства США в рамках НАТО».
Итог дискуссии о статусе Каспия, по его мнению, в значительной степени повлияет на будущее трубопроводов, транспортирующих нефть и газ из Центральной Азии в Европу.
«Строительство Транскаспийского газопровода необходимо Европе, но Россия и Иран пытаются всячески избежать этого, - пишет Люк Коффей. - Результат этого процесса может иметь серьезные последствия для энергетической политики и геополитики».
Озеро или море?
В советский период право собственности на Каспийское море было разделено между Россией и Ираном. После распада Советского Союза Азербайджан, Казахстан и Туркменистан стали независимыми государствами, однако соглашения о том, как разделить Каспий между пятью прибрежными странами, не существовало.
Нерешенным остается также вопрос о том, является ли Каспий озером или морем, и как следствие – какие международные регулирующие нормы к нему применять – международное морское право или обычное международное право, регулирующее границы озер.
Как отмечается в публикации Heritage Foundation, если применять морское право, то исключительная экономическая зона каждой из пяти стран будет отсчитываться равным расстоянием от береговой линии государства. В таком случае Казахстан окажется в наиболее выгодном положении, получив в пользование 29,9% Каспия. Азербайджану достанется 20,7%, Туркменистану - 19,2%, России - 15,6%, а Ирану - только 14,6%.
Если же Каспий будет признан озером, то каждая страна станет хозяином 15 морских миль от береговой линии для разведки месторождений полезных ископаемых и еще 10 морских миль для рыбной ловли. Вся остальная акватория будет распределяться между всеми пятью прикаспийскими государствами. Любое решение, касающееся Каспия, как, например, строительство трубопровода, должно будет быть одобрено всеми прибрежными странами.
Автор отмечает, что прикаспийские страны за многие годы переговоров добились скромных успехов в разграничении некоторых участков морского дна.
На четвертом Каспийском саммите в Астрахани (РФ) в 2014 году лидеры прикаспийских государств договорились, что суверенитет каждой страны будет распространяться не менее чем на 15 морских миль от берега для разведки полезных ископаемых, а также еще на 10 морских миль для рыбной ловли.
Конкурирующие интересы
Все пять прикаспийских государств занимают разные позиции по вопросу статуса Каспийского моря исходя национальных интересов.
«Азербайджан и Казахстан хотят разграничить морское дно на основе морского права. Это не удивительно, так как обе страны будут главными победителями при таком сценарии», - пишет Люк Коффей.
В 2002 году Азербайджан и Казахстан подписали соглашения с Россией, признав национальные сектора на основе срединной линии между двумя государствами.
В мае 2015 года Туркменистан и Казахстан договорились о морских границах на Каспии. Морская граница между Туркменистаном и Азербайджаном все еще спорная, точно так же, как и морская граница между Туркменистаном и Ираном.
«В течение 1990-х годов Россия не смогла сформировать единую позицию, в значительной степени из-за внутренних разногласий. МИД РФ считает Каспий озером, поскольку такая позиция – лучший способ сохранить доминирующую геополитическую роль России в регионе», - пишет автор.
С другой стороны, Министерство энергетики РФ и российские нефтегазовые компании, такие как ЮКОС и «Газпром», руководствуются финансовыми соображениями и в целом поддерживают разделение Каспия по нормам морского права. Такое решение позволит российским компаниям конкурировать в получении более выгодных контрактов.
Как отмечает автор, непоследовательная позиция Москвы вылилась в итоге в то, что лучше всего можно описать как «общие воды, разделенное дно».
«С помощью такой политики Россия хочет сохранить морское превосходство на Каспии, принимая, однако, более прагматичный подход в вопросе разведки нефти и газа, - пишет Люк Коффей. - Азербайджан и Казахстан косвенно согласились на предложение России по «общим водам и разделенному дну».
Позиция Ирана, как прикаспийской страны с самой короткой береговой линией, проста: Иран считает Каспий озером. В подкрепление своей позиции Тегеран утверждает, что Договор о дружбе (1921 год) и советско-иранский Договор о торговле и судоходстве (1940 год) имеют преимущество с точки зрения правового статуса Каспия до тех пор, пока пять прикаспийских стран не подпишут новое соглашение.
По словам автора, ссылка Ирана на эти договора начала и середины прошлого века любопытна, так как ни один из них не определяет принципы владения морским дном.
Елена Остапенко, Э.Т.
С оригиналом публикации можно ознакомиться в разделе @NewsHub:
Heritage Foundation: Caspian Sea Ownership - Not an Issue the U.S. Should Ignore