О значении операции «Щит Евфрата», или Почему Турция в одиночку борется с террористами всех мастей
24 августа 2016 года части турецкой армии перешли границу и начали масштабную военную операцию на севере Сирии под названием «Щит Евфрата» против различных террористических организаций, угрожающих Турции.
Предпосылки и причины для проведения данной операции сформировались в течение длительного периода.
Однако участившиеся артобстрелы приграничных турецких городов, в первую очередь, города Килис, со стороны террористов из так называемого «Исламского государства», вынудили руководство Турции принять непростое решение о проведении наземной военной операции на территории соседней страны. В принятии данного решения также немаловажную роль сыграли регулярные кровавые террористические атаки на турецкие города, предпринимаемые Рабочей партией Курдистана (PKK), и этнические чистки в отношении местных туркманов и арабов, совершаемые сирийской ветвью PKK – Партией демократического союза (PYD).
Турецкая военная операция в Сирии имеет две цели: обеспечить безопасность сирийско-турецкой границы и не допустить создания коридора от Ирака до Средиземного моря, контролируемого террористами из так называемого Отряда народной самообороны (YPG) – боевого крыла PYD.
Следует отметить, что к началу операции всю приграничную с Турцией линию территорий Сирии контролировали курдские террористы из YPG, и лишь небольшой отрезок земли находился в руках террористов из «Исламского государства», откуда, собственно говоря, они и обстреливали приграничные турецкие города. В задачу турецкой военной кампании в Сирии входила полная очистка данной территории от всех террористических элементов, главным образом, от боевиков «Исламского государства», и предотвращение попыток продвижения на запад курдских террористов, мечтающих о контроле над всей приграничной линией.
На первом этапе проведения операции «Щит Евфрата» турецкие военные, поддерживаемые отрядами Свободной армии Сирии, ведущей, в основном, вооруженную борьбу против Дамаска, с поставленной задачей справились успешно.
Турция требует, чтобы курдские отряды ушли на восточный берег реки Евфрат, откуда они и пришли после начала конфликта в Сирии. Анкара ясно дала понять, что операция будет продолжаться до полного достижения всех целей, поставленных перед военным командованием.
Имея за плечами горький опыт иракской военной кампании стран Запада 2003 года, в которой Турция принимала участие лишь в составе сил коалиции, сегодня Анкара, по сути, выступает за предотвращение всяких сепаратистских устремлений сирийских курдов.
Турция однозначно ратует за сохранение территориальной целостности Сирии. Вот если бы подобная решимость была проявлена в 2003 году и Турция ввела войска на север Ирака, руководствуясь, в первую очередь, собственной безопасностью, то сегодня территория этой страны, скорее всего, не была бы разделена на несколько частей, неподконтрольных Багдаду.
Совершив данный шаг, Турция тогда обезопасила бы собственные границы и сегодня от Северного Ирака не исходила бы угроза, подобная той, что регулярно реализует Рабочая партия Курдистана путем кровавых вылазок.
Примечательно, что борьбу Турции с «Исламским государством» поддерживают чуть ли не все страны мира, чего не скажешь о ее противостоянии с курдским террором. То, что Москва имеет определенные связи с лидерами как турецких, так и сирийских курдов, декларирующих сепаратистские идеи, известно давно. Но вот подобного взгляда на действия Турции в отношении курдских сепаратистов от США – ее стратегического партнера и союзника по НАТО – в Анкаре, похоже, не ожидали.
В ответ на призывы США воевать только с террористами из «Исламского государства» и прекратить атаки курдских сепаратистов, как в Сирии, так и в самой Турции, Анкара четко дала понять, что делить террористов на «плохих и хороших» она не собирается.
Похоже, Турция и в самом деле застигла врасплох США своей операцией в Сирии. Турция начала операцию при поддержке США, но с курдскими террористами, которых США называют повстанцами и союзниками, она воюет в одностороннем порядке. По сути, Турция в одиночку ведет борьбу с террористами всех мастей. Ее действия в отношении курдских боевиков осуждает и Россия. Ведь операция ставит Кремль в сложное положение между сирийскими властями в Дамаске, курдами и Турцией.
Как бы там ни было, каждая страна руководствуется своими собственными национальными интересами. Сегодня первостепенной задачей Турции является обеспечение безопасности собственных границ. Это является суверенным правом каждого государства-члена ООН. Любая угроза безопасности страны, исходящая из-за рубежа, должна быть пресечена на ее начальной стадии. И если центральные власти страны, от которой, тем или иным образом, исходит угроза, не способны бороться с очагами регионального напряжения, то каждое уважающее себя государство вправе предпринять соответствующие меры для искоренения зла, угрожающего его национальной безопасности.
Операция «Щит Евфрата» является второй крупномасштабной военной кампанией Турции за пределами страны в истории Республики. Если не принять во внимание участие турецких военных в Корейской войне 1950-1953 годов и в других вооруженных конфликтах в качестве члена НАТО или в составе сил коалиции, то первой военной кампанией Вооруженных сил Турецкой Республики на территории другого государства стала операция «Аттила» по поддержанию мира на Кипре в 1974 году.
Тогда высадка воздушно-десантных войск ВС Турции на Кипре положила конец массовой резне турецкого населения острова со стороны греков-киприотов, а решимость правительства Бюлента Эджевита предотвратила «Энозис», то есть попытку присоединения Кипра к Греции по замыслу пресловутых «черных полковников» – военной хунты, правившей Грецией с 1967 по 1974 год.
Джейхун Алекперов