Готов ли Саргсян пойти на уступки? Или о том, почему Ереван должен определиться до встречи президентов
Не успели министры иностранных дел Азербайджана и Армении после встречи в Нью-Йорке разойтись по сторонам, как пропагандистские орудия страны-агрессора залпом возвестили о «готовности Баку пойти на уступки».
Сохраняя верность приевшимся наработкам, когда иллюзорные выкладки выдаются за чистую правду, Ереван снова свалился в дешевый популизм.
Не пора ли отказаться от «правды», которая, как правило, живет не долго?! Как только обговоренные детали, тонкости встреч, достигнутые договоренности становятся достоянием гласности, набор перевернутых новостей непременно лопается, как мыльный пузырь.
Возможно, армянам кажется, что принципиальное значение имеет значение проворность, скорость движения, и что выигрывает тот, кто первым распространяет информацию.
Бесспорно, ловкость и торопливость всегда оправдываются, если на кону не высосанная из пальца сенсация, а контент, который отражает действительное положение вещей.
Встрече Эльмара Мамедъярова и Эдварда Налбандяна после выступления президентов Азербайджана и Армении на 72-ой Генассамблее ООН эксперты не прочили результативность. Сводное мнение было таково, что раунду светит судьба малозначимой технической встречи, от которой опять выиграют сопредседатели Минской группы ОБСЕ, для которых интенсивность контактного процесса без признаков долгожданного прорыва уже являет собой результат.
Однако тональность общения, равно как и достигнутые договоренности, дают повод для обнадеживающего резюме. Помимо того, что определилась перспектива для проведения встречи на высшем уровне до конца года, стороны постарались найти точки соприкосновения, чтобы нащупать короткие пути разблокирования положения.
Ясно одно, что армяне, будучи трудными переговорщиками, да еще и старающимися сохранить статус-кво всеми правдами и неправдами, априори настроены вывести процесс с магистрали на обочину, чтобы оттянуть вывод оккупационных сил с азербайджанской территории.
Даже при таком желании им все труднее отстаивать излюбленную позицию, поскольку с недавних пор международные посредники больше внимают голосу Баку, который звучит в унисон со здравым смыслом. Не зря армянский агитпроп все время педалирует напряженность в отношениях между сопредседателями и представителями Азербайджана. Ереван нарочито смещает акценты, чтобы вбить клин в отношения Баку с сопредседателями. Но ничего из этого не вышло.
Прощальный мессидж бывшего американского сопредседателя Ричарда Хогланда, что вызвал переполох в Армении, не был случайностью, и сегодняшнее положение это еще раз подтверждает. Уходя, заокеанский дипломат озвучил общую для тройки МГ ОБСЕ позицию, которая назрела, как единственно верная и функциональная в условиях тупикового состояния. Иными словами, для разблокирования проблемы нужен действенный план, который позволит развести по сторонам военный потенциал конфликтующих сторон, а уж после обеспечит реализацию отработанной повестки всеобъемлющего мира.
Ясно как божий день, что начало долгожданному движению в направлении мира должна положить де-эскалация, на чем всегда настаивал Баку. Ереван же артачился, полагаясь на авось, что вдруг соперник сломается и даст задний ход. В этом армянская дипломатия прицельно работала и с сопредседателями, и ей всегда было маслом по сердцу, когда в его объятиях оказывались такие нечистоплотные и политически ангажированные послы вроде Владимира Казимирова, или же Джеймса Уорлика.
Но все иррациональное когда-нибудь да заканчивается, и наступает ясность. Она, похоже, застала врасплох Ереван, ибо мнения Вашингтона, Москвы и Парижа сходятся в одной точке. Три центра, наконец-то, осознают, что дальнейшая неопределенность вокруг Карабахской грозит перерасти в чреватую и очень туманную перспективу.
Почва созрела, чтобы дипломаты тройки с подачи своих центров осуществляли бы патронаж не над акторами, а над ясно означенными положениями международного права. И чтобы показать дееспособность, им всего-то необходимы принципиальность и последовательность.
За долгие годы обсуждений и переговоров накопился увесистый материал, где не сложно провести водораздел между реалистичным потенциалом и ирреальным, конструктивным и деструктивным. И этот тот самый момент, когда дело остается за техникой исполнения.
Если оглянуться на речи президентов конфликтующих сторон на Генассамблее ООН, то они резко контрастируют, и на первый взгляд по ним сложно найти срединную линию, которая могла бы сойти за отправную в безболезненном урегулировании. Если же внимательно прислушаться к тезисам и императивам Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, то в их мыслях были мотивы, свидетельствующие в пользу готовности развить диалог.
И.Алиев всегда говорил и продолжает видеть в армянах Карабаха граждан Азербайджанской Республики, и в своем выступлении в Нью-Йорке он не стал отошел от заявленной позиции. С.Саргсян же в своей речи сказал, что «армяне будут жить в Карабахе и в будущем», что не подразумевает обязательное объявление марионеточного образования, которое армяне называют «НКР», субъектом вне азербайджанской юрисдикции.
Ереван проблемой статуса «НКР» прожужжал всем уши, однако, понимая, что это невозможно в реалиях, и что Азербайджан попросту не даст свершиться чуду, постепенно отходит от опасного для себя же курса. Не случайно Э.Налбандян на форуме армян заявил о готовности Армении вернуть оккупированные территории Азербайджану. То был не просто пробный шар, а попытка подготовить аудиторию к пониманию, что уступки для достижения мира подразумевают обоюдную гибкость, и если сторонам когда-то придется подойти к обсуждению вопроса статуса нагорно-карабахского региона, то до того армянские войска должны будут покинуть незаконно занятые территории.
Ставка на блокирование здравого смысла, которым несколько лет увлекается Армения, себя изжила. Очевидно, что в этом сыграл свою роль синдром выученных уроков апреля 2016 года. Армения, испробовав прелести туалетной дипломатии, тактики угроз, стратегии ничегонеделания, обречена прийти к единственно верному решению о признании прав Азербайджана на собственные территории.
И чтобы окончательно не угодить в пучину позора, отказаться от необоснованных притязаний. Так оно будет лучше.
Тофик Аббасов