Euromoney о новом Шелковом пути: есть ли в нем место для Армении?
Одно из последних исследований ICBC Standard Bank посвящено анализу экономического здоровья стран, находящихся в зоне нового Шелкового пути – китайской инициативы «Один пояс – один путь», призванной возродить древний торговый маршрут.
В исследовании фигурируют 65 стран региона, в том числе и Армения, объем экономики которой намного уступает другим странам региона.
Опираясь на данные исследования, аналитическое издание Euromoney попыталось выяснить, как страна, которая более чем в 1000 раз меньше своего китайского партнера, стала частью инициативы «Один пояс – один путь»?
«ВВП Армении составляет $10,55 млрд долларов против ВВП Китая в размере $11,2 трлн. Армения не имеет выхода к морю, граничит не с Китаем, а с Турцией, Грузией, Азербайджаном и Ираном и является одной из самых маленьких экономик в зоне охвата нового проекта», - говорится в статье.
Примечательно то, что нет какого-либо официального процесса уведомления стран об их привлечении к участию в проекте «Один пояс – один путь», как нет и торжественной церемонии, на которой бы стране сообщали о принятии в ряд участников проекта.
«Нет никакого официального приглашения», - говорит торговый представитель Армении в Китае Грант Абаджян. Армения узнала об этом так же, как и все остальные – когда Си Цзиньпин выступил с речью в университете Казахстана в 2013 году.
Тем не менее Армения рада стать частью этой инициативы, отмечает он.
«Мы уверены, что проект сыграет важную роль в развитии отношений между участвующими в нем странами не только с точки зрения экономического развития, но и культуры, развития туризма и отношений между людьми», - говорит Абаджян.
Euromoney от себя отмечает, что заинтересованность Армении легко понять: страна является одной из самых слабых экономик в этом проекте. Она занимает 50-е место по экономическому благополучию, 54-е - по макроэкономическим показателям и 42-е место - по прогнозу риска среди 65 членов в рейтинге ICBC Standard. В Армении имеются большие проблемы в инфраструктуре, стране необходима поддержка Китая.
«У нас есть возможность выступить в качестве регионального транзитного хаба», - убежден Абаджян.
Он полагает, что в проекте «Один пояс – один путь» может быть задействован дорожный коридор «Север-Юг» от границы с Грузией на севере до Ирана на юге, а также Южная железная дорога Армении.
Издание Euromoney задается вопросом, как же все-таки работает система присоединения к китайскому проекту новых стран: страна обращается к Китаю и предлагает включить проект в инициативу, или же Китай предлагает стране построить то, что он считает нужным?
«В случае Армении, скорее всего, верно первое», - пишет издание, отмечая, что правительство Армении разработало 50 инвестиционных проектов, в надежде, что некоторые из них могут оказаться интересными для китайских инвесторов.
Что касается компромиссов со стороны Еревана в получении китайского финансирования, то Грант Абаджян утверждает, что «никаких компромиссов нет, потому что нет и проблем».
«Китай всегда был дружественной страной для Армении. У нас отличные отношения», - заверяет он.
Euromoney пишет, что говорить о пользе от участия в проекте для других сфер экономики Армении – банковской или правовой – пока рано. Однако ожидается, что это может поспособствовать развитию рынков облигаций в местной валюте и, возможно, ускорит разработку законов об иностранных инвестициях.
Елена Остапенко
Читайте по теме:
Китай продвигает проект нового Шелкового пути среди южнокавказских стран и России
Южный Кавказ и «Шелковый путь»: Армения рискует остаться за бортом амбициозного проекта
Фархад Мамедов: «Маршрут Шелкового пути через Азербайджан имеет преимущества для Китая»