Двойные стандарты в действии: Как большие страны делят сепаратистов на «хороших своих» и «плохих чужих» - ФОТО

Некоторое время назад правительство Союза Коморских Островов приняло решение отозвать признание независимости Косово.
Тем самым Коморские острова стали 10-й страной мира, принявшей такое решение, и вполне вероятно, что их число благодаря активным дипломатическим усилиям Сербии будет расти. И это не удивительно – ведь есть решения Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, которые зафиксированы в резолюции 1244 СБ ООН, подтверждающей территориальную принадлежность Автономного края Косово Сербии.
Но, увы, и на примере резолюции 1244, и на примере 4-х печально известных своей нереализованностью резолюций СБ ООН по немедленному выводу армянских вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана, и на основе множества других примеров можно сказать, что в современном мире все эти резолюции зачастую так и остаются на бумаге и при этом стоят даже дешевле бумаги, на которой они написаны. Большие страны трактуют понятие «сепаратизм» вольно, вернее, так, как им выгодно – в одном случае сепаратисты это «повстанцы, террористы и мятежники», в другом - «благородные борцы за свободу и независимость своей родины». И «сильных мира сего» не смущает даже тот факт, что порой эти «благородные борцы» совершают этнические чистки, насилуют и убивают, изгоняют людей с родных земель, совершают провокации…
В этом смысле весьма интересную пищу для политических размышлений дает объемное выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова 9 ноября, когда он, отвечая на просьбу журналистов прокомментировать решение правительства Союза Коморских Островов отозвать признание независимости Косово, заявил, что посреднические усилия Евросоюза в диалоге между Белградом и Приштиной, очевидно, провалились, потому что Приштина отказывается выполнить все промежуточные договоренности, которые были достигнуты в рамках этого диалога.
«Имею в виду, в частности, необходимое создание Сообщества сербских муниципалитетов Косово, настрой Приштины на создание собственных вооруженных сил в грубейшее нарушение резолюции 1244. При этом Приштину в этом направлении явно подталкивают извне, в частности, США. Но Москва будет и впредь настойчиво добиваться выполнения тех решений, которые принял Совет Безопасности и которые зафиксированы в резолюции 1244 СБ ООН, подтверждающей территориальную принадлежность Автономного края Косово Сербии. Любые дальнейшие шаги по урегулированию нынешней явно нездоровой ситуации должны, конечно, предприниматься при уважении и на основе резолюции 1244», — подчеркнул он.
По словам Лаврова, тот факт, что страны пересматривают свою позицию о признании Косово, отзывают это признание либо не хотят принимать решение о нем, является проявлением ответственного подхода, опирающегося на нормы международного права. «Мы такие шаги, конечно, приветствуем», - подчеркнул он.
Но тут нужно отметить, что и сама Россия, считая Косово сепаратистским образованием, непоследовательна в своих шагах. К примеру, на территории желавшей независимости Чечни ею была проведена контртеррористическая операция, а попросту говоря, локальная война – причем дважды. А вот когда Грузия в августе 2008 года пыталась аналогичным образом добиться восстановления своей территориальной целостности в случае с Абхазией и Южной Осетией, Россия фактически объявила войну этому государству и без зазрения совести бомбила и вводила танки. То же самое, но в более латентной форме, происходит и в случае с так называемыми Луганской и Донецкой «народными республиками».
Но мы вовсе не русофобы и не хотим создать у читателя впечатление, что подобное поведение – исключительно практика России. Увы, все большие страны мира трактуют подобные вещи в своих интересах. Вот еще пример – Франция, другой сопредседатель Минской группы ОБСЕ, отхватила себе остров Майотта, один из входящих в Коморские острова. В 1974 году по решению ООН состоялся референдум о независимости Коморских островов, причем по условиям этого референдума окончательный вердикт должен касаться всех четырех островов.
Но Франция, в отличие от других государств, решила не признавать результаты референдума в том виде, в котором Генеральная Ассамблея ООН постановила его провести. Франция не признала независимость острова Майотта, хотя в 1975 году Союз Коморских Островов был принят в ООН в полном составе четырех островов. И сейчас Франция считает Майотту своим заморским департаментом, хотя Генеральная Ассамблея ООН признает права государства Союз Коморских Островов на остров Майотта.
Еще один свежий пример – громкая история с референдумом о независимости Каталонии в Испании. Все мы видели, как решительно и испанские власти, и европейские структуры осудили и подавили народную волю каталонцев, дружно объявив их «жалкими сепаратистами». Получается, международное право в руках сильных держав действует как в пословице «Закон что дышло, куда повернул – туда и вышло!» Это ли не вопиющие примеры двойных стандартов?



Если мы говорим о соблюдении международного права, то нужно говорить и о том, что они должны быть одинаковы для всех. И если сепаратистам Каталонии мировое сообщество разрешает «дать по башке», а в случае с армянскими сепаратистами Нагорно-Карабахского региона Азербайджана уже несколько десятилетий равнодушно взирает на оккупацию, агрессию, на миллион азербайджанских беженцев, то возникают резонные вопросы…
Тут нелишним будет и отметить, что французские СМИ, считающие себя чуть ли ни пионерами свободы слова и позволяющие себе рисовать карикатуры даже на погибших, старательно обходят тему Майотты. И вышеупомянутое выступление Лаврова, вернее, ту его часть, в которой он заявил, что «западные страны демонстрируют двойные стандарты в отношении признания независимости сербского края Косово и коморского острова Майотта», они дружно проигнорировали. И во время визита Лаврова во Францию 27 ноября вопрос на эту тему ему не задавали… То есть, создается обоснованное впечатление, что Франция замалчивает проблему Майотты – ну и что, что какие-то там Коморские острова требуют восстановления своей территориальной целостности?!
Азербайджан, часть территории которого оккупирована Арменией, неоднократно обращался к миру с призывом отказаться от двойных стандартов, всегда и везде уважать международное право, исполнять резолюции Совета Безопасности ООН. Но, увы, уроки международного права все еще дают другим государствам те страны, которые сами проводят политику двойных стандартов, делят сепаратистов на «хороших своих» и «плохих чужих» Возможно ли в таком случае справедливое содействие этими странами решению нагорно-карабахского конфликта? Боюсь, это – вопрос риторический.
Тимур Рзаев