«Ичеришехер»: сердце Баку на пересечении координат… - ФОТО | 1news.az | Новости
Точка зрения

«Ичеришехер»: сердце Баку на пересечении координат… - ФОТО

10:00 - 25 / 01 / 2019
«Ичеришехер»: сердце Баку на пересечении координат… - ФОТО

Существует выражение: "Ичеришехер - сердце Баку". Точнее и не скажешь.

Все начиналось здесь - в Бакинской крепости, цитадели. И по сей день Старый город - главная точка притяжения и туристов, и жителей города. Здесь, в Ичеришехер, находятся подлинные жемчужины азербайджанского  зодчества - Девичья башня и Дворец Ширваншахов, с Ичеришехер связана история Баку и нашей страны, и где, как не здесь искать настоящие раритеты  национальной культуры или просто - недорогой сувенир на память...

Фото 1: А.Н.Байрышов «Новруз в Ичеришехер» (рис. 1)

Фото 2: О.Гусейнов. «Праздник в Ичеришехер»  2007. (рис.2)

Фото 3: А.А.Гусейнзаде. «Композиция» 2000-е. (рис.3)

Как и многие другие города древности, небольшое поселение, из которого затем сформировался Баку, было окружено   крепостной стеной и рвом.  Далее,  за пределами стен, селились ремесленники и прочий люд, окружив себя вторым кольцом  стен…

Это – классика, и именно так любой крупнейший мегаполис мира начинал свою историю: населенный пункт, цитадель, окруженная кольцом крепостных стен… Но далеко не каждый крупный город мира сохранил по сей день это место, - место, где «все начиналось», чрево, несущее в себе историческую память рождения, память побед и поражений, память любви и смерти, крупных научных открытий и маленьких человеческих трагедий…. Любое событие, малозначительное на первый взгляд, здесь могло стать судьбоносным, важнейшим, основополагающим для дальнейшего  развития города, народа, страны…

Таков Ичеришехер. Сохранилось много описаний путешественников  - торговцев, паломников, случайных странников, посетивших этот город на берегу Каспия, который  находился на пересечении караванных путей. Свой первый расцвет Баку пережил в эпоху Ширваншахов, когда после сильнейшего землетрясения  в Шемахе  в 1192 г. правивший тогда  ширваншах Ахситан  перенес свою резиденцию из Шемахи в Баку.

Огтай Садыхзаде . «Ширваншах Ахситан в Бакинской бухте». (рис.4)

При землетрясении погибло огромное множество людей. Погибла и вся  семья ширваншаха – жена, сын, дочери.  Баку, удобный порт на Каспийском море, уже тогда был хорошо укрепленным городом, обведенным двумя рядами крепостных стен и имевшим целый ряд оборонительных сооружений,  включая Девичью башню.  Свое стратегическое, экономическое и культурное значение столица Ширваншахов сохраняла и после того, как это государство фактически перестало существовать в середине 16 в., пав  под ударами войск  могущественной Сефевидской империи. 

Другой сильнейший импульс  к своему развитию  Баку получил  в середине 19 века, а точнее – с 1859 года, когда по указу российского императора Шемахинскую губернию переименовали в Бакинскую и все учреждения губернского уровня перевели из Шемахи в Баку.  Как и семь столетий назад, поводом для этого послужили частые землетрясения, которым подвергалась Шемаха. Начиная с этого момента,  особенно бурно стала развиваться нефтяная промышленность:  на Апшероне, в окрестностях города,  стали все больше находить и разрабатывать крупные нефтяные месторождения. Среди многочисленных специалистов  - инженеров, геологов, строителей – в Баку все чаще начинают приезжать и художники из ближних и дальних стран, дабы запечатлеть эти места, становившиеся все более привлекательной для многих точкой на карте. И не удивительно, что именно крепость -  Ичеришехер, «внутренний  город» - прежде всего притягивала  внимание приезжих художников.

Сохранилось немало картин и рисунков, созданных во второй половине 19-го – начале 20 века, представляющих собой бесценные документы по реконструкции древнего облика Бакинской крепости и ее окрестностей. Одна из таких картин была написана хорошо известным русским художником П.П.Верещагиным, который, помимо Баку, побывал и во многих других городах Азербайджана.

П.П.Верещагин. «Вид на Баку с моря», 1872 (рис.5)

«Вид на Баку с моря», 1872, - пейзаж, написанный в романтическом духе: четко виднеющийся вдали, расположенный на холме  внутренний город окрашен  лучами восходящего солнца, в то время как средний план картины занимает спокойная гладь моря с виднеющимися вдали кораблями, а на первом плане показаны какие-то жанровые сцены из повседневной жизни. Обращает на себя внимание крутая линия холма, на вершине которого возвышается дворец Ширваншахов,  в то время как среди одноэтажных домов, подобно пикам, кое-где вырастают минареты.

Если мы сравним этот вид с современной топографией, то вряд ли, находясь у линии моря, мы заметим столь крутой подъем холма, на вершине которого должен виднеться Дворец Ширваншахов. Но примечательно, что примерно в таком же ракурсе этот дворец изображен  на гравюре, созданной в 1960-е годы широко известным азербайджанским художником Расимом Бабаевым.

Возвращаясь к видам Ичеришехер, созданным русскими художниками в первые десятилетия 20 века, хотелось бы остановиться на пейзаже «Вид на Баку с моря», автором которого является известный русский ученый, художник, этнограф, археолог, реставратор, исследователь культуры Кавказа Щеблыкин Иван Павлович.  

Волей судьбы, этот многосторонний человек, родившись в Воронеже, почти всю свою сознательную жизнь провел в самых разных точках Кавказа: жил в Тифлисе, в Грозном, во Владикавказе. Участвовал в археологических экспедициях в Дагестане, наконец, в 1928 году, в связи с организацией крупных реставрационных работ памятников истории и культуры, включая Дворец Ширваншахов, он был приглашен в Баку, где не только работал в институте истории им.А.Бакиханова,  в Центральном управлении охраны памятников Азербайджана и музее имени Низами, но и активно участвовал в ряде археологических раскопок и реставрационных работ.  Сохранилось огромное множество рисунков Щеблыкина, исполненных акварелью и представляющих памятники истории и архитектуры Нахчывана, а также величавые горные пейзажи Нахчыванской земли.

Несомненную историческую и художественную ценность представляет  созданный им в 1953 году упомянутый «Вид на Баку с моря».

И.П.Щеблыкин. «Вид на Баку с моря», 1953. (рис. 6)

Интересно, что научно-изыскательская деятельность художника  не оказала заметного влияния на его способность свежо и  непосредственно воспринимать натуру. Занимаясь реставрацией, проводя многочисленные обмеры, осуществляя строгие, сухие комментирующие записи, регистрирующие  ход восстановительных работ, И.П.Щеблыкин с нежностью и трепетом, как бы не уставая любоваться красотой происходящего, передал в этой картине и рябь моря, в котором отражаются парусники и груженые лодки, и цистерны с нефтью, которые еще со времен войны стали транспортировать по Каспию на буксире, наконец, сам город – собственно крепость, как будто взбирающаяся по  холму,- показан в дымке, в подчеркнутом отдалении - как город мечты, город желаний, куда устремлены взоры странников и страждущих… При всей импрессионистической обобщенности, в картине  угадывается точное отражение реального, существовавшего на тот период, ландшафта. Это и неоформленная пока береговая линия за пределами стен, и выделяющиеся  среди одноэтажной застройки вертикали минаретов, и силуэт Девичьей Башни, из-за которой просматривается шпиль купола на доме губернатора…

Хочется также отметить, как хорошо знакомый с «экзотикой Востока» автор, подобно Верещагину много десятилетий назад, не избежал искушения в придании виду города определенного романтического флёра. Очевидно, что «вечный странник», исследователь древних цивилизаций  «всем сердцем» прикипел  к городу Ветров, или, как еще иначе интерпретируют название Баку – «городу Бога»… Ведь не случайно, имя нашего города совпадает с 99-м именем Аллаха…

Русские художники, до войны посещавшие Баку, принадлежали разным художественным направлениям и имели разный статус в своей среде. Среди них было много мастеров, хорошо известных, авторитетных  в художественных кругах,  как, например, М.Н.Герасимов, Ф.А.Модоров - член-корреспондент Академии Художеств СССР,  Народный художник РСФСР, профессор живописи в Московском институте кинематографии и в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова, ректором которого он оставался на протяжении многих лет, С.В.Рянгина – хорошо известный советский художник первой половины  20 века, автор многих культовых картин в стиле социалистического реализма (в частности – знаменитая картина «Все выше!» (1934)).

Наряду с этими авторами, в фондах азербайджанских музеев сохранились произведения  и многих других, мало известных, но не менее талантливых художников. В частности, особой теплотой восприятия отличаются два небольших этюдных холста А.С.Широченко, посвященные повседневной жизни улицы в Ичери Шехер – «Старая лестница» (1935)  и «Улица» (1937). (рис. 7 и 8)

«Старая лестница» (1935)  и «Улица» (1937). (рис. 7 и 8)

Поразительно, как улочки или определенные архитектурные мотивы, запечатленные художником почти 100 лет назад, узнаваемы и сегодня, тем самым как будто утверждая мысль о непреходящей ценности нашей крепости, где время как будто остановилось… В небольшом холсте С.В.Рянгиной «Дворец Ширваншахов» (1929) (рис.9)

С.В.Рянгиной «Дворец Ширваншахов» (1929) (рис.9)

фрагмент здания дворца – памятника архитектуры 16 века – показан с предельной точностью в передаче основных архитектурных элементов выбранного художницей участка. Однако узкие оконные проемы, чернеющие  в толще стен средневековой постройки, одна из входных арок, почти физически создающая ощущение прохлады, защищая вход в здание  от палящего зноя, резкие, скупые  тени, не обещающие спасения от  вездесущих солнечных лучей -  ракурс и все сопутствующие приемы, которые использовала художница в этой мало примечательной на первый взгляд картине, создает внутреннюю экспрессию такой интенсивности, что заставляет вспомнить лучшие образцы русской авангардной живописи.

Э.Рзакулиев. «Баку. Дворец Ширваншахов» 1972. (рис.10)

Может показаться удивительным, но этот привкус авангардизма так или иначе присутствует в большинстве работ и азербайджанских художников самых разных поколений, очарованных внутренней силой и мощью, заключенных в архитектуре Ичери Шехер. Ясность пропорций, идеальная монолитность каменной кладки, перекликающиеся между собой вертикальные и округлые объемы древних бань, мечетей, жилых домов, - все это создает уникальный ансамбль, по сути рождавшийся спонтанно, но отличающийся при этом невероятным чувством гармонии. Как будто чья-то невидимая рука – «гений места», -  корректировала внутреннюю планировку Бакинской крепости, где-то сдвигая объемы поближе друг к другу, а где-то буквально  расщепляя монолиты зданий, как будто сквозь них прокладывая узкие проходы-улочки …

Дж.Гасымов. «Дворец Ширваншахов» 1999. (рис.11)

Девичья башня – один из символов Баку, знаковый  памятник архитектуры, о возрасте, происхождении  и назначении которого спорят по сей день… Вряд ли найдется хотя бы один художник из всех побывавших когда-либо в Баку, который не поддался бы искушению запечатлеть  этот величественный образ  - красками на холсте, карандашом на бумаге, в глине или камне, в батике или на ковре…

Т.Салахов. «Девичья башня»1969. (рис.12)

Просматривая картины и рисунки азербайджанских художников, обращавшихся к образам Ичеришехер, поражаешься тому единодушию, с которым мастера самых разных возрастов, статусов, творческой направленности, воспроизводят опять и опять эти громоздящиеся в гору объемы, купола и минареты, как будто поддерживающие друг друга, наконец – «интриги» улиц, порою резко меняющих свое направление,

Б.А.Мирза-заде. «Ичеришехер»1962. (рис. 13)

скрещивающихся, «обнимающихся» друг с другом, образуя пятачки-передышки  в том неизменном восхождении вверх, «к свету», к той самой точке, с которой вся прибрежная зона – Бакинская бухта - видна как на ладони, лишний раз напоминая об изначальном, стратегическом значении Бакинской крепости – Ичеришехер,  «места Бога».

Узкие, извивающиеся улочки, резкие вертикальные перепады, соединенные крутыми лестницами,  тупики, неожиданно возникающие перед вечно блуждающими здесь странниками, наконец, полукруглые купола идеального абриса и кубические объемы их оснований: это все – Ичеришехер, «вечный город», но неизменно молодой и полный жизни. Здесь влюбляются, живут и умирают. Сюда приходят и сюда возвращаются, здесь чтят традиции и помнят свою историю…  Такова Бакинская крепость – место встречи, которую отменить невозможно…

Амина Меликова

Доктор философии в области искусствоведения,

Директор Музейного Центра «Ичеришехер»

Поделиться:
15424

Последние новости

Все новости

1news TV