Венгры тоже тюрки, Или о том, почему нам стоит посмотреть на свой регион по-новому | 1news.az | Новости
Политика

Венгры тоже тюрки, Или о том, почему нам стоит посмотреть на свой регион по-новому

11:32 - 26 / 09 / 2019
Венгры тоже тюрки, Или о том, почему нам стоит посмотреть на свой регион по-новому

Тюркский Совет и его офис начал свою деятельность в Будапеште.

Новость эта, хоть и привлекла некоторое внимание медиа и общественности, не стала чем то большим.

Пантуранисты немного порадовались, поделились цитатами из Орбана, венгерского премьер-министра, про тюркские корни венгров, европейцы пожали плечами, объявив, что Орбан опять занимается популизмом, после чего все вернулись к своим обычным делам.

Ну, вступила. Ну и ладно.

Вступление Венгрии в союз тюркских государств, событие, само по себе, не имеющее серьезных непосредственных последствий, ни для нее самой, ни для других тюркских государств. Тюркский Совет и Парламентская Ассамблея Тюркских Государств – организации формальные, и, к сожалению, не обладающие реальной силой. Клуб, не более.

Но. Вступление Венгрии в него – факт большой символической важности. Кроме того, он, индикатор международных, тектонических процессов, пока не столь очевидных невооруженному взгляду обывателя но, все более и более видных людям, в силу профессии и доступа к информации занятых долгосрочным планированием и государственным управлением.

Премьер-министр Орбан, правящий Венгрией уже несколько лет – известный евроскептик. Его обвиняют в популизме, авторитарности и заигрываниях с Россией. Он занял несколько ксенофобскую позицию в отношении сирийских беженцев, из-за чего разругался с партнёрами по ЕС. Короче, список претензий к нему, со стороны либеральной европейской общественности и бюрократии достаточно длинный.

Вместе с тем, Орбан – интеллектуал и сильный лидер, хитрый и изворотливый политик.

И, его несоответствие лекалам классического европейского политика последнего поколения, возможно, говорит в его пользу. Большая часть евросоюзовских политиков похожи друг на друга как кузены, и, все вместе напоминают стаю серых мышей. Безликие и неинтересные. Политкорректные.

И, все таки, почему Венгрия вступила в ТС?

Есть очевидный ответ, лежащий на поверхности. Орбан посылает ЕС месаж о том, что Европа – это не единственный и не безальтернативный путь для Венгрии. Что Венгрия имеет возможность искать союза и за ее пределами. При этом, если его сотрудничество с Россией вызывает аллергию и болезненную реакцию у партнёров по ЕС, в отношении тюркских государств, прямых претензий не ожидается.

Уверен, при этом, что шаг Орбана вызвал насмешки и неформальную критику, как в Будапеште, так и в Брюсселе. Ведь, Венгрия, старая европейская страна, фактически, связалась с группой ‘станов’, отсталых азиатских и мусульманских государств, во главе с Турцией, историческим противником в ходе ряда балканских войн. Венгерская история позднего средневековья во многом выстроена вокруг героического сопротивления османскому и мусульманскому экспансионизму в Европе. Ну, что может она получить от этого сотрудничества, кроме пары тройки экспортных сделок? Ну, может токайского вина продадут в Казахстан или туристов из Азербайджана привезут.

Европейский культурный расизм, хоть и загнан демократической метлой под ковер политкорректности, никуда не исчезал, и, зачастую, продолжает определять шаги и решения правительств и партий.

Неужели, Орбан вдруг почувствовал историческую и культурную связь со своей евразийской прародиной, и это осознание подтолкнуло его к членство в тюркской международной организации?

Или, все таки, за этим решением стоит прагматичный расчет?

Орбан очевидно маневрирует, расширяя свой политический выбор. Тюркский Совет даёт ему некоторые новые возможности, при этом, фактически не ограничивая свободу. Беспроигрышная партия для венгерского политика.

Но мне, кроме очевидной краткосрочной выгоды, видится здесь и перспектива другого типа.

Венгерский Туранизм отнюдь не новое явление. Ещё в 19-м веке, многие венгры, в поисках своей национальной миссии и самопределения обращались к далёкой древности, когда их гуннские предки спровоцировали великое переселение народов двинувшись из степей Поволжья в центральную Европу. Венгры, в поисках своего национального мифа, своего отличия и особенности, культурной границы отличающей их от соседей, приняли фигуру Атиллы, предводителя гуннов, в качестве своего исторического предтечи.

Идея эта стала основой растущего венгерского национализма, и, даже, нацизма.

Судя по всему, именно, ‘нацистский’ эпизод венгерского туранизма, стал причиной, по которой он на несколько десятилетий вышел из моды, был заменён смежной и не такой радикальной угрофинской теорией. Но, тот факт, что венгерские фашисты размахивали туранскими флагами, не делает факт евразийских степных корней венгров ложью.

Итак, решение Орбана и его команды имеет историческое объяснение, как из периода формирования венгерской национальной идеи в процессе ее вычленения из Австро-Венгерской империи в 19-м веке, так и в истории формирования венгерского этноса на стыке 1-го и 2-го тысячелетия.

Но, опять таки, почему эта немодная столько лет тема, вдруг актуализировалась сегодня?

Думаю, дело в большой картине. В Европе, откатывающейся назад на Запад, подобно отливной волне, после беспрецедентного роста последних десятилетий. В 90-х, расширение Европы, как политической и идеологической системы, на Восток, казалось решенным и безвозвратным процессом. Пустоту Варшавского блока заполнит европейская либеральная демократия, подпираемая военной силой НАТО. Раз и навсегда. Go West! было парадигмой, мантрой, не подлежащей сомнению.

На деле, как оказалось, мы, всего лишь, оказались в приливной волне западной экспансии на восток. Одной из многих за тысячелетия отношений Европы и Азии.

Волна захлебнулась в сибирской и центральноазиатской демографии и культурном коде. Семена либерализма дали слабые нежизнеспособные всходы.

И, малые страны восточной и центральной Европы и бывшего Союза снова оказались перед выбором. Европа все ещё сильна, но заметно отступает и уже не даёт полных гарантий безопасности и экономического благосостояния. И, политики типа Орбана, Эрдогана, Путина на это реагируют, и, этим пользуются.

Заключая новые тактические и стратегические союзы, пытаются укрепить свою переговорную позицию в отношениях со все ещё доминантной западной силой.

В каком то смысле, Орбан, войдя в ТС посылает нам, его участникам, сигнал о том, что мы, свою потенциальную силу и значимость оцениваем неверно. ТС – все ещё зародыш союза. Не поддержанный реальной экономической интеграцией, без механизмов военной и политической поддержки участников. Держащийся на исторических и культурных сентиментах, а не на текущих стимулах и интересах, ТС не стал пока инструментом взаимовыгодного сотрудничества, по ряду причин, включая политическое младенчество большинства своих членов. Страны-участники предпочитают решать вопросы в двухстороннем формате. Азербайджан отдельно дружит с Турцией и отдельно с Казахстаном. Многосторонние инициативы чаще тонут в разнице подходов и дипломатической бюрократии.

А, ведь, если, в новой, складывающейся сегодня ситуации, страны, входящие в Тюркский Союз, смогли бы осознать себя регионом, и, запустить, для начала, процесс экономической интеграции, торговли и инвестиций, судьба этих стран изменилась бы коренным образом.

Центральная Азия и Кавказ, регион, где расположено большинство этих стран, сегодня, все ещё, фактически, не интегрирован в мировую экономику. Мы – белое пятно глобализации. Пожалуй, единственный регион в мире, находящийся позади в этом процессе, является Центральная Африка. Не самое лестное соседство, в экономических категориях.

Вместе с тем, наша текущая региональная раздробленность и неинтегрированность в мировую экономику, отсутствие единого рынка – и проблема, и шанс, одновременно. Расти с низкой базы, с нуля, всегда легче. Наш регион – чуть ли не последний в мире, с практически отсутствующим рынком ценных бумаг, маленькими потребительскими рынками и соответствующими банками.

Экономический изоляционизм никогда не работает долго, и, рано или поздно, тюркским странам придется договариваться по настоящему, а не в рамках формальных союзов. Для того, чтобы не застрять в рамках стагнирующих рынков и привлечь настоящие стратегические инвестиции, добиться экспортной конкурентоспособности.

Такой регион сможет стать и механизмом роста и гарантией безопасности своих участников. Такой регион сможет стать полноправной стороной в переговорах с большими международными игроками, такими, как Россия и ЕС, а не плохим учеником, которого большие дяди из ЕС, время от времени, ругают за права сексуальных меньшинств и сидящих журналистов.

Не знаю, смотрит ли Орбан из далёкой Венгрии, на прародину своего народа этими глазами, или, для него это – краткосрочная покерная политическая партия, в которой ТС, прикуп.

Но, ясно, что, если не Венгрия, то мы, должны посмотреть на собственный регион по новому. Этого требует здравый смысл и меняющийся мир.

Эмиль Меджидов

Поделиться:
17417

Последние новости

Председатель Комитета министров Совета Европы: В скором времени делегация Азербайджана вернется на свое достойное место в Парламентской Ассамблее18 / 04 / 2024, 23:55Постпред РФ при ООН: Мир не защитил палестинцев от израильской бойни из-за США18 / 04 / 2024, 23:17Состоялась пресс-конференция по итогам визита делегации Конгресса Новой Каледонии в нашу страну18 / 04 / 2024, 23:07США не поддержат принятие Палестины в состав ООН, заявили в Госдепе18 / 04 / 2024, 22:43В Милли Меджлисе состоялась научная конференция на тему «Новая Каледония: история, современные вызовы и ожидаемое будущее» - ФОТО18 / 04 / 2024, 22:00Талех Кязимов рассказал в Вашингтоне о значимости СОР29 для развития мировой экономики18 / 04 / 2024, 21:21Отца и друга азербайджанца, подозреваемого в убийстве москвича из-за парковки, задержали - ФОТО - ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО18 / 04 / 2024, 21:16Парламентарий Новой Каледонии благодарит Азербайджан за поддержку ее страны18 / 04 / 2024, 21:10При TƏBİB создан Республиканский центр педиатрии, назначен директор - ФОТО18 / 04 / 2024, 20:56Парламентарий из Новой Каледонии: Уверена, что СОР29 внесет вклад в решение существующих в мире проблем в области изменения климата18 / 04 / 2024, 20:45Генсек ООН призвал прекратить «кровавый цикл возмездия» между Ираном и Израилем18 / 04 / 2024, 20:35Каледонский историк: Мы не позволим Франции проводить политику ассимиляции18 / 04 / 2024, 20:31Министр сельского хозяйства Азербайджана: Сотрудничество с Турцией в аграрной сфере также важно для Карабаха и Восточного Зангезура18 / 04 / 2024, 20:27Сенатор из Каледонии: Верим, что подписанный с Азербайджаном меморандум поспособствует отказу Франции от своей политики18 / 04 / 2024, 20:22В Кении разбился вертолет с главой сил обороны на борту18 / 04 / 2024, 20:20Председатель комитета: Франция уничтожает идеи демократии18 / 04 / 2024, 20:16Расширяется сотрудничество в правовой сфере между генеральными прокуратурами Азербайджана и Китая18 / 04 / 2024, 20:15Член Сената Новой Каледонии: Азербайджан для нас как старший брат18 / 04 / 2024, 19:50Состоялась встреча с заместителем министра финансов Австрии и генеральным директором компании «Grabher Group» - ФОТО18 / 04 / 2024, 19:42На севере Турции произошло землетрясение18 / 04 / 2024, 19:39
Все новости

1news TV