Политические преследования Пашиняна беспокоят инвесторов и становятся вызовом для армянской экономики
Необдуманные действия Никола Пашиняна не только отпугивают инвесторов, но и портят отношения Армении с союзниками, что серьезно усугубляет ее экономическое положение.
В попытке свести старые и новые счеты, Пашинян один за другим инициирует антикоррупционные дела против крупных компаний, даже не задумываясь о том, на чьи интересы замахивается и чем это в конечном итоге может обернуться для армянской экономики.
Собственно, от обладателей этих интересов она и зависит - армянский премьер поднял на руку на интересы не чьи-нибудь, а крупнейших мировых держав, являющихся к тому же главными спонсорами Армении – это Россия, Франция и США.
Французские коммуникации
Одна из таких компаний – телекоммуникационный оператор Ucom, вокруг которой в последнее время разразился грандиозный скандал.
Около 5 лет назад Ucom, акции которой, в числе прочих, принадлежат российскому предпринимателю армянского происхождения, главе «Ташир групп» Самвелу Карапетяну, приобрела 100% акций Orange Armenia – армянской дочки французского оператора France Telecom. Очередную крупную сделку – на этот раз покупку Beeline в Армении, компания планировала в этом году, но этому помешала крупная ссора между акционерами.
Это включило в повестку вопрос изменения состава акционеров, и в дело вмешались власти Армении. Контрольный пакет акций принадлежит семье бывшего главы Комитета по госдоходам и экс-министра финансов страны Гагика Хачатряна. В начале этого месяца было принято решение об аресте его сына Гургена Хачатряна - председателя совета директоров Ucom. Он пока не арестован, и в армянских СМИ звучат подозрения относительно того, что Гурген Хачатрян скрывается от правоохранительных органов.
Армянские власти, посчитав контрольный пакет семьи Гагика Хачатряна незаконным, заявили, что ожидают перечисления денег от его возможной продажи в госбюджет.
«По данным правительства Гагик Хачатрян и его сыновья руководили действующей в Армении долгие годы коррупционной, мафиозной системой, в результате чего нажили незаконное богатство в несколько миллионов долларов. Позиция премьера в том, что разграбленное должно до последнего быть возвращено государству», - заявила пресс-секретарь премьер-министра Армении Мане Геворкян.
По ее словам, в правительстве есть данные по поводу того, что в компании Ucom долю коррупционного происхождения имеет зять бывшего президента Армении Сержа Саргсяна, бывший посол Армении в Ватикане Микаел Минасян, которому фактически принадлежит часть доли семьи Хачатрян.
Напомним, что Пашинян уже давно хочет упечь в тюрьму Минасяна, будучи уверенным в том, что коррупционные схемы семьи Сержа Саргсяна выражались и в приобретении доли в различных успешных бизнесах.
Здесь сделаем небольшое отступление и отметим, что на днях ереванский суд удовлетворил ходатайство Комитета госдоходов об аресте Микаэла Минасяна, который обвиняется в незаконном обогащении, представлении в декларации о доходах и имуществе ложных сведений и легализации имущества, полученного преступным путем, и объявлен в розыск.
Возвращаясь к скандалу вокруг компании Ucom, надо подчеркнуть, что ситуация внимательно отслеживалась партнерами и инвесторами компании, которые до последнего времени хранили молчание. Но буквально сегодня армянские издания распространили заявление Французско-армянской торгово-промышленной палаты, выразившей обеспокоенность в связи с событиями вокруг своего партнера – Ucom и председателя совета директоров Гургена Хачатряна.
«В этот сложный переходный период предпринимательская и инвестиционная среда в Армении должна быть ограждена от атмосферы нестабильности, падения доверия к бизнесу и подозрительности», - говорится в заявлении палаты.
Крайнюю обеспокоенность палаты вызвали намерения правительства вмешаться в отчуждение акций компании Ucom. Сославшись на Конституцию Армении, авторы заявления напомнили, что в правовом государстве исполнительная власть воздерживается от вмешательства в споры между акционерами, от влияния или давления на них: «До принятия судебного акта она воздерживается от проблематичных и подозрительных заявлений и/или действий, которые могут воздействовать на беспристрастность решения суда и пагубно отразиться на деловой среде в Республике Армения и на доверии к ней, а также на инвестиционной привлекательности Республики Армения».
Как видно, довольно серьезное заявление с достаточно прозрачными намеками, хотя сомнительно, что оно способно отрезвить Пашиняна, если учесть, например, его упертость в «войне», объявленной российским компаниям в Армении.
Российский газ
Вообще, все шаги армянского премьера являются яркой иллюстрацией известной поговорки: «Сначала сделал, а потом подумал». Для этого достаточно вспомнить громкий скандал, разразившийся пару лет назад в связи с арестом генерального секретаря ОДКБ Юрия Хачатурова.
Настойчивость, с которой Пашинян стремится «закатать в асфальт» стратегические российские активы в Армении, привела к значительному похолоданию в отношениях Москвы и Еревана.
Речь идет об аресте второго президента Роберта Кочаряна, об уголовных делах в отношении Южно-Кавказской железной дороги, армянской дочки «Газпрома», об отказе на допуск российских специалистов в спонсируемые Пентагоном биолаборатории в Армении и т.д.
Проблемы в двусторонней повестке эти значительно углубляются на фоне пандемии, и вот уже принятые Россией ограничения лишают армянских трудовых мигрантов и их семьи одного из основного источника дохода – трансфертов. В такой ситуации «вставать в позу» становится гораздо сложнее, и вот Пашинян снова пускает в ход старую песню о «многострадальности». В частности, он просит у России «иного подхода при формировании цен на газ для своего стратегического партнера - Армении».
В Москве на эти инсинуации дают четкий ответ. В частности, министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции, организованной в середине апреля Фондом Горчакова, дал очень интересный ответ на вопрос о том, почему РФ в условиях снижения цен на газ на мировом рынке не снижает цены для Армении, хотя для стран, не входящих в ЕАЭС, она это делает даже задним числом.
По словам Лаврова, в этом вопросе есть логика, «но надо быть логичными до конца». «Когда цена для Армении была в два-три раза ниже рыночной, это воспринималось как данность», - процитировали Лаврова армянские СМИ.
«Я считаю, что союзники, конечно же, должны получать преимущества, но когда цена ушла туда, где она сейчас находится, есть какие-то контрактные обязательства, и я убежден, что в ходе рассмотрения обращений со стороны белорусских и армянских друзей наши союзнические отношения, конечно же, принимаются во внимание. Но неправильно вспоминать об этом, только когда ситуация становится диаметрально противоположной той, что была 3-4 года назад, в периоды, когда механизм ценообразования формировался с полным учетом союзнических обязательств.
Но если говорить конкретно об Армении, у нас, конечно, этим занимается министерство энергетики, Газпром, но одна из проблем, хронических, которая не решается уже несколько лет, это внутренние тарифы в Армении, которые затрудняют применение максимально льготных подходов», - отметил Лавров.
«Кроме того, союзнические отношения должны проявляться во всех областях, в том числе, в экономике, и мы рассчитываем, что судебные процессы, которые начались за последнюю пару лет в отношении совместных предприятий, включая Южно-Кавказскую железную дорогу, будут урегулированы без каких-либо попыток привнести туда вещи, которые не подобают между союзниками. Я об этом очень откровенно говорю, потому что сложились несколько сложных ситуаций, в которые попали российские компании, и надеюсь, что эти вопросы будут решены. Совсем недавно состоялся разговор президента России Путина с премьер-министром Пашиняном, они видят пути развития нашего союзничества и стратегического партнерства, уверяю вас, что в этом русле и будут решаться все вопросы с обеих сторон», - сказал Лавров.
Как говорится, все логично и ясно.
Американское золото
Действия Пашиняна испортили отношения даже с американцами, отсрочив проект разработки Амулсарского месторождения – второго в Армении по запасам чистого золота. Американская торговая палата в Армении еще в прошлом году выступила в связи с этим с довольно жестким заявлением, подчеркнув, что данное решение может окончательно разрушить инвестиционную привлекательность Армении.
Авторы заявления выразили сожаление, что после трех аудитов и подтверждения премьер-министром Николом Пашиняном факта соответствия проекта самым высоким экологическим стандартам, не обеспечивается допуск на территорию рудника оператора проекта – компании Lydian Armenia.
Авторы заявления выразили обеспокоенность не только несправедливым отношением к члену палаты, который является крупным инвестором, но и негативным влиянием ситуации вокруг Амулсара. «Проблема содержит однозначно негативные месседжи потенциальным инвесторам, и превращает Армению в инвестиционно непривлекательную страну. Эта ситуация свидетельствует о том, что компании-инвесторы из-за рубежа не защищены и сталкиваются с несправедливым отношением, - говорилось в заявлении. - Уверены, что дальнейшая отсрочка реализации программы Амулсара усугубит проблему и может повлечь последствия долгосрочного характера, оказать негативное влияние на бизнес-среду и окончательно разрушить инвестиционную привлекательность Армении в будущем».
Экспертное мнение
Таким образом, Пашинян фактически вынудил отвернуться от Армении тех, от которых напрямую зависит ее и без того шаткое состояние. Так чего же добивается армянский премьер?
«Придя к власти, Никол Пашинян обещал обеспечить инвестиционную привлекательность страны, создать благоприятные условия для деятельности иностранных компаний. Однако на деле главные инвесторы в армянскую экономику – Франция, США, Россия (страны, где действует крупная армянская диаспора) сталкиваются с проблемами в Армении.
Американским компаниям закрывают доступ в Амулсар, французам «перекрывают кислород» перераспределением собственности в Ucom, российские активы – под уголовным преследованием. Все это, конечно, вызывает опасения иностранных инвесторов. Как следствие, достаточно жесткие заявления Американской торговой палаты и Французской торговой палаты, а в заявлениях Лаврова чувствуется определенная доля нажима на армянские власти», - комментирует ситуацию политический обозреватель Фархад Мамедов.
По убеждению эксперта, за каждым шагом Никола Пашиняна есть политический подтекст.
«Сейчас он во что бы то ни стало хочет посадить за решетку зятя Сержа Саргсяна – Микаела Минасяна, бывшего главу СНБ Артура Ванецяна и т.д. И это его желание заставляет правоохранительные органы возбуждать уголовные дела. Но проблема в том, что за такими шагами нет никакого расчета, понимания того, что за этими людьми или за контролируемыми ими компаниями стоят интересы определенных тех же французов, русских, американцев.
Так что, решения и действия Пашиняна - это как раз тот самый случай, когда эмоциональность превышает рациональность», - подчеркнул Фархад Мамедов.
1news.az
6046