Эльчин Алиев об архитектурных махинациях армян в Шуше: «Они присвоили русскую церковь, выдавая её за свою» - ФОТО | 1news.az | Новости
Политика

Эльчин Алиев об архитектурных махинациях армян в Шуше: «Они присвоили русскую церковь, выдавая её за свою» - ФОТО

23:05 - 02 / 11 / 2020
Эльчин Алиев об архитектурных махинациях армян в Шуше: «Они присвоили русскую церковь, выдавая её за свою» - ФОТО

Автор ряда книг про Баку, архитектор, доктор искусствоведения, профессор Эльчин Алиев, как и все жители Азербайджана, с радостью встречает известия об успешном проведении Азербайджанской Армией контрнаступательных операций, освобождении азербайджанских земель, почти три десятилетия оккупированных Арменией.

Помимо гражданско-патриотического отношения к этому вопросу, архитектор оценивает ситуацию с памятниками истории и культуры на территориях, которые сейчас освобождаются от оккупации, с профессиональной точки зрения, говоря об армянских архитектурных махинациях с памятниками старины и скором восстановлении разрушенных азербайджанских сел и городов.

Мы встретились с Эльчином Алиевым и побеседовали с ним об этом. 1news.az представляет вниманию читателей это интервью.

- Эльчин муаллим, кадры освобожденной от оккупации азербайджанской земли, очень радуют, но в то же время мы видим на них разруху – армянские оккупанты превратили наши города и сёла, исторические памятники в руины…  

- Меня переполняют чувства возмущения и мести за наши поруганные памятники архитектуры. Выискивая в интернете фотографии архитектурного наследия в оккупированных районах и сравнивая их с имеющимися у меня в архиве, прихожу в отчаяние! Это просто необъяснимое зверство, когда варварски ломают бюсты деятелям культуры на кладбищах, памятники в скверах, оскверняют дома Божьи: церкви, мечети, молельные дома...

Подобный вандализм, подобное поведение никогда не было свойственно жителям Кавказа. Мы все, живущие здесь, были похожи в том, что никогда не шли против Бога, против неписаных правил чести, никогда не поднимали руку на святыни, на могилы…

Конечно, чего ещё можно ожидать от пришедшего с ружьём в чужой дом, выгнавшего хозяев и захватившего его? Возможно, это была наша ошибка, что мы воспринимали этих людей с точки зрения своего уровня культуры, долгое время, десятилетиями, терпеливо пытаясь уговорить их покинуть наши земли. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что «мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что они обращаются с порядочными людьми как с мерзавцами. А, порядочные люди, терпя и страдая, продолжают обращаться с мерзавцами, как с порядочными людьми». Но наше терпение закончилось! И я горжусь нашим Президентом, под руководством которого успешно проводятся контрнаступательные операции, освобождаются наши земли и возвращается историко-архитектурное наследие. Весь азербайджанский народ рядом с ним, до конца.

- Дай Бог, мы обязательно скоро освободим все оккупированные земли. А как, по-Вашему, какие дальнейшие шаги следует предпринять в отношении разрушенных городов и сёл, в отношении памятников архитектуры?

- Предстоит очень большая, сложная и кропотливая работа по восстановлению городов и сотен сёл, разрушенных врагом, которые придётся годами отстраивать заново. Наверняка в Государственном комитете по архитектуре и градостроительству давно, много лет велась работа по составлению генеральных планов этих населённых мест – мы всегда были уверены, что они будут освобождены.

Надеюсь, что будет реанимирована идея проведения архитектурных конкурсов для подготовки проектов восстановления и реконструкции как освобождённых сёл, так и отдельных памятников архитектуры. Дело в том, что даже в первые годы Советской власти, даже при диктаторе Иосифе Сталине, даже в самое застойное время брежневского социализма, существовала практика проведения архитектурных конкурсов по любому важному поводу. Увы, с момента обретения независимости мы эту здоровую традицию потеряли. И очень радует, что наконец, буквально недавно, по инициативе Государственного комитета по архитектуре и градостроительства, впервые в нашей истории был объявлен открытый архитектурный конкурс на реконструкцию трёх бакинских посёлков на Апшероне: Рамана, Пиршаги и Амираджаны. Так что сделан первый шаг, который обязательно необходимо продолжить и касательно уже освобождённых сёл Карабаха.

В нашей стране есть много профессиональных кадров в области реконструкции, есть замечательная кафедра реконструкции в Архитектурно-строительном университете, знания и опыт преподавателей которых обязательно необходимо использовать. Подобным узким специалистам хорошо знакомо слово «регенерация», термин, помогающий обеспечивать восстановление и сохранность исторической среды наших городов. Как мне кажется, следует добиваться не только реставрации отдельных архитектурных памятников, а общего характера улиц, построек и атмосферы освобождённых деревень, добиваться сохранения этажности, привычных силуэтов и планировки старинных улиц и кварталов.

Очень ответственно и избирательно мы также должны отнестись к разрешениям на строительство на освобождённых территориях, не допуская возведение сомнительного качества архитектурных проектов, которые могут испортить красоту нашего уникального края. Давайте не повторять прежних допущенных ошибок на этой сакральной для нас земле!

- Есть ли у вас информация и конкретные факты про памятники архитектуры, которые видоизменены или разрушены армянскими вандалами?

- К сожалению, много. Недавно обнаружил, что варварски поломан памятный комплекс «Сары Ашыга» в селении Гюлябирд Лачинского района, работы известного азербайджанского скульптора Аслана Рустамова. Оторванная голова памятника до сих пор там валяется… Варварски уничтожен также Мавзолей Молла Панах Вагифа, построенный в 1982 году в городе Шуше на месте казни поэта в 1797 году. Авторы проекта красивого Мавзолея, облицованного местным розовым мрамором, архитекторы Абдулвахаб Рагим оглы Саламзаде и Эльдар Ибрагимович Кануков.

Есть у меня также фотографии старинного моста в селении Лалазар, на котором была красивая круглая табличка с высеченной в камне информацией о строительстве переправы в 1900 году, которая варварски старательно отбита. Вот спрашивается, зачем так поступаете?

Ещё один факт: в 1847 году в Шуше была построена небольшая русская церковь имени Святого Иоанна Крестителя. Однако после оккупации города в 1992 году, армянская церковь присвоила храм, изменив его форму и содержание. Представляете, поменяли традиционный «луковичный» округлый купол на конусообразный и назвали церковь «Ханач Жам», или «Карабахцоц» – храмом Армянской Апостольской церкви в городе Шуша. А потом, для большей верности, над главным входом увенчанной куполом часовни высекли на армянском языке надпись - «Бабаян Степанос Ованес. В память покойного брата Мкртича. 1847 год». Вот так…

Есть фотографии изменения внешнего вида стен крепости Шахбулаг в Агдамском районе, где в древнюю каменную кладку оккупанты несколько лет назад замуровали камень с крестом, причём сделали это достаточно умело, подобрав также старинный камень соответствующего возраста и цвета, возможно с чьей-то могильной плиты, видимо даже привезённой из других мест. Т.е. если бы не было фотографии стен крепости до оккупации, то было бы трудно доказать обратное.

Кстати, поэтому очень важно регулярно фотографировать и документировать памятники архитектуры, чего очень не любят у нас в соответствующих ведомствах и министерствах. Вы не представляете, как часто и в какие только истории не попадаю, когда меня видят с фотоаппаратом в руках в районах страны! Только благодаря прямой связи с руководством Министерства внутренних дел и их оперативному вмешательству мне часто удаётся разрулить возникающие ситуации, за что им большое спасибо!

- Имя такую подробную документальную информацию о преступлениях армянских оккупантов на наших землях, куда, в какие инстанции мы можем обратиться?

- Тщательно задокументировав эти преступления против нашего материального-культурного наследия, а этим делом обязательно должны заниматься профессионалы из Академии наук, нам следует обратиться в международные органы по защите культурно-исторического наследия, начать подавать судебные иски против Армении в международных судах.

Потому что целенаправленное уничтожение памятников со стороны оккупантов на захваченных землях грубо нарушает Конвенцию «О защите культурных памятников в случае вооруженного конфликта», принятую по инициативе UNESCO в Гааге 14 мая 1954 года и взятые Арменией обязательства по этой Конвенции, запрещающей оккупационной стороне осуществлять на оккупированных территориях незаконную торговлю культурной собственностью, образцами археологических раскопок, вывоз их с этой территории, изменение или разрушение особенностей исторического или научного доказательства. По международному уголовному праву незаконные действия в отношении культурной собственности и культурного наследия в ходе вооруженных конфликтов считаются военным преступлением, и Армения несет прямую международную юридическую ответственность за акты вандализма на оккупированных территориях Азербайджана. Так что мы обязательно и незамедлительно должны действовать!

- В Карабахе, на вершине холма при въезде в Ханкенди, стоит монумент «Мы - наши горы». Армянские сепаратисты считают его своим символическим памятником и всегда подчеркивают это. Как вы думаете, как следует поступить с этим памятником после освобождения города? По этому поводу в соцсетях звучат различные идеи – от сохранения в нынешнем виде до переделки или даже уничтожения…

- Знаю про этот памятник из красного туфа, который к сожалению, воочию не видел. Он был поставлен в 1967 году в Азербайджанской ССР в честь долгожителей этого региона, потому что тут проживало самое большое количество тех, кому было старше 100 лет, в СССР. Кстати, официальная советская историография называет монумент по-азербайджански - «Biz və bizim dağlar». Статуи двух пожилых людей, мужа и жены в национальной армянской одежде, не имеют постамента и как бы «вросли» в гору. К сожалению, не знаю имени автора проекта, скульптора, но его оригинальное творение мне нравится чисто с архитектурной точки зрения. Вы знаете, это архитектурное наследие советского периода «модернизма» в искусстве и, как мне кажется, его не следует отождествлять с нынешними оккупационными армянскими силами. Давайте, как и всегда, не уподобляться армянским захватчикам, не делать того, что делают они.

Как совершенно верно неоднократно говорил господин Президент Ильхам Алиев, граждане нашей страны армянской национальности будут жить в Карабахе в мире и благополучии в составе нашей многонациональной страны. Поэтому считаю, что доблестные азербайджанские солдаты, освобождая город Ханкенди, не должны причинить по незнанию ущерба памятнику из истории Азербайджанской СССР, который армяне, как и многое другое, просто присвоили.

- Вы являетесь одним из немногих признанных учёных в области истории архитектуры нашей страны и автором многих книг на эту тему. Как вам удаётся находить материалы про памятники архитектуры, в том числе и находящиеся под оккупацией?

- Вы не представляете, как это сложно. И не только касательно памятников в Карабахе. Часто, чтобы найти в государственных архивах или в интернете какую-либо детальную конкретную информацию, например, фамилию автора проекта, или год постройки здания, уходит масса времени. А зачастую фамилия есть, а имя и отчество утеряны для истории – ужасная традиция советского прошлого, когда ставились лишь инициалы, причём только первая буква имени. Так вот, для поиска и восстановлении имени человека требуется просмотреть и сопоставить иногда сотни исторических документов. Поэтому, кстати, не люблю сокращать имена и отчества и во всех своих трудах пишу, даже в нарушении принятых в научном мире правил, инициалы людей полностью. Пусть они знают, что мы их помним и чтим.

Часто помогают друзья и коллеги из-за рубежа, из России, Америки, европейских стран. С их помощью, например, мне совсем недавно, буквально неделю назад, удалось связаться с 85-ти летней Анной Лазаревной Рыбаковой, архитектором, супругой тоже архитектора Павла Ильича Яриновского, замечательного и талантливого бакинского специалиста из «АзГосПромПроекта», очень давно, в 1990-х годах, переехавшего с семьёй в США. Причём помогли мне знакомые из Израиля, представляете? К сожалению, нашёл я азербайджанских зодчих поздно – автор проектов НИИ «Мяса» и знаменитого Восточного Базара советского периода скончался в ноябре прошлого года в 90-летнем возрасте… Царство ему небесное… Однако благодаря его супруге и внукам, расселившимся по всей Америке, удалось восстановить множество проектов архитектора, уточнить информацию по ним…

А архитектурно-исторические памятники Нагорного Карабаха сфотографирую и изучу, дай Бог, я сам – это уже мой личный фронт. Очень надеюсь, что скоро попаду туда вслед за нашей доблестной армией, героически освобождающей территории Азербайджана от многолетней армянской оккупации.

Тимур Рзаев

Поделиться:
12102

Последние новости

Все новости

1news TV