Ветеран Эльмир Оруджов: «Над головой полыхал огонь… До этого я видел подобные сцены только в фильмах…» - ФОТО | 1news.az | Новости
Интервью

Ветеран Эльмир Оруджов: «Над головой полыхал огонь… До этого я видел подобные сцены только в фильмах…» - ФОТО

Лейла Мамедова11:55 - 28 / 10 / 2021
Ветеран Эльмир Оруджов: «Над головой полыхал огонь… До этого я видел подобные сцены только в фильмах…» - ФОТО

1news.az продолжает знакомить читателей с ветеранами Отечественной войны, внесшими большой вклад в освобождение оккупированных земель.

24-летний Эльмир Оруджов проходил действительную военную службу в Бейлягане, когда Армения в очередной раз нарушила режим прекращения огня. И стал одним из тех, кого отправили на фронт.

«Когда я узнал, что меня отправляют на войну, то в первую очередь стал сильно переживать за маму. Я - единственный ребенок, у меня нет ни брата, ни сестры. Отец несколько лет назад скончался от рака, и мы с мамой жили вдвоем. Поэтому я больше не за себя переживал, а за нее, так как знал, что она испытает большой стресс», - вспоминает Эльмир.

27 сентября их отряд отправили в Лелетепе на физулинском направлении. Молодой человек признается, что это был один из самых сложных дней за всю войну. Второй такой же тяжелый день им довелось прожить в конце войны, в Шуше.

«Я прошел войну с самого начала до конца, воевал в Физули, Джебраиле, Ходжавенде, Шуше и, слава Богу, даже не поранился. Но некоторые мои товарищи стали шехидами, мой командир погиб, было много раненых…» - говорит Э.Оруджов.

В памяти нашего собеседника до сих пор живет одна история с фронта, которая спасла ему жизнь. Она произошла после того, как отряд Эльмира отвоевал Физули и направился к Джебраилу.

«Официально я был водителем, но так как некоторые ребята водили лучше, меня определили в артиллерию. Так вот, было 3 часа ночи и мы, артиллеристы, собирали все необходимое, чтобы переместиться в другую точку. Это довольно долгий и трудный процесс – укомплектовать боеприпасы, собрать их в грузовик… Мы все делали в темноте, с выключенными фарами, чтобы оставаться незамеченными. Плюс ко всему, после смены позиции нужно отойти на приличное расстояние от грузовика, так как внутри него много боеприпасов, которые могут взорваться при попадании ракеты. Поэтому мы останавливали их очень далеко», - говорит ветеран.

В ту ночь отряд Э.Оруджова переместился на равнину, а армяне располагались над ними в горной местности, то есть, у них было существенное территориальное превосходство. Наши солдаты смотрели на гору и понимали, что в любой момент армяне могут запустить с нее бомбу, которая их убьет… Но, несмотря на это, они продолжали выполнять поручение комбата и копать окопы.

«Вдруг комбат поручил мне вернуться к грузовикам и принести аппарат для измерения расстояния. Грузовиков на горизонте уже не было видно, так как они уехали. И я пошел их искать. Меня одолевал страх, что здесь повсюду могут быть мины или что я могу попасть под прицел снайпера. Эти мысли не давали мне покоя, и от них дорога казалась еще длиннее.

Постепенно начало светать. От палящего солнца мне стало очень жарко, я весь истекал потом. Наконец, я дошел до армянской казармы, которую мы захватили, и увидел наши грузовики. Помню, сержант сказал мне: «Отнеси аппарат и возвращайся сюда. Потому что там, где сейчас твои товарищи, опасно». Но я не захотел отсиживаться в стороне, пока другие рискуют своей жизнью», - говорит Э.Оруджов.

Эльмир стал возвращаться на равнину, снова по той же длинной мучительной дороге. Наконец, он дошел и отдал комбату аппарат.

«Мы сидели с ребятами, общались, и вдруг они мне говорят: «Ты водитель, ты не обязан здесь быть. Лучше уходи обратно в казарму, там безопасно. Скоро начнется битва, в живых может никого не остаться…» Я им тоже сказал, что не хочу отсиживаться в стороне и останусь помочь. Да, я был молодым неопытным солдатом, но мне хотелось внести свой вклад в эту войну», - говорит ветеран.

Через полчаса они услышали звуки взрыва. Оказывается, где-то пролетел вражеский самолет, сбросивший бомбу «смерч». Эта бомба взрывается в воздухе и осыпается дождем из ядовитых осколков. Если такой осколок, пусть даже маленький, попадет в тело человека, он сразу же умирает.

«Как оказалось, «смерч» был сброшен над той самой казармой. Мой сержант, который уговаривал меня остаться с ним в казарме ради безопасности, погиб. Наряду с ним погибли и другие наши люди… В тот момент я понял, что бояться и прятаться смысла нет, если тебе суждено умереть, это все равно случится вне зависимости от обстоятельств», - говорит Э.Оруджов.

Также Эльмир рассказал о взятии города Шуша: «В игре бывает заключительный и самый сложный уровень, когда ты должен собрать все свои силы и в последний раз победить врага. Бой в Шуше был для меня равносилен этому последнему уровню. Но отличие реальности от игры в том, что у тебя только одна жизнь и одна попытка…»

1 ноября они начали атаковать. Им подряд поступали новые координаты, и в итоге пушка выпалила за одну ночь 133 снаряда. По словам Эльмира, это было рекордное количество. Они обстреляли армянский амбар с боеприпасами, уничтожили целую колонну солдат…

«Использовав все снаряды, которые мы отложили для этой битвы, мы были вынуждены возвращаться к грузовикам и тащить на своих плечах новую порцию боеприпасов к пушкам. К слову, одна бомба весит 16 килограммов. Я брал две, на каждое плечо по одной, и тащил на себе 32 килограмма. Было очень сложно, мои ноги отказывали, дыхание останавливалось, но я понимал, что если мы не убьем армян, они убьют нас.

Мы с товарищами проделали очень хорошую командную работу. Действовали по принципу «один за всех и все за одного». У нас были и смешные моменты, когда мы угорали во время войны. Даже когда на нас летели бомбы, мы все равно не теряли оптимизма и старались шутить», - говорит ветеран.

2 ноября начал моросить дождь. Комбат поручил Э.Оруджову и еще одному солдату накрыть боеприпасы в грузовиках, потому что от попадания воды бомбы могли отказать. Вдруг они услышали звук мотора на небе. Оказывается, армяне снова отправили к ним самолет со «смерчем».

Они с товарищем сразу же спрыгнули на землю и спрятались, прикрыв голову. В следующую секунду бомба взорвалась. Вспыхнул огонь метров на 20, над головами стали пролетать осколки. Наш собеседник признается, что до этого видел подобные сцены только в фильмах.

«Мы не знали, погибли ли наши боевые товарищи после такого мощного взрыва. Если выжили только мы, это бы был конец, так как у нас даже не было с собой оружия. В тот день я получил сильную психологическую травму. Я кричал, плакал, звал своих товарищей из отряда, но мне никто не отвечал…

Слава Богу, через какое-то время они нашлись. Оказалось, когда бомба была сброшена, наш офицер дал солдатам команду бежать в лес. Мы тоже были в лесу, но с другой стороны, поэтому они нас не слышали», - говорит ветеран.

Этой ночью они спали на сырой земле. Вдруг их начали бомбить из минометов. По словам Эльмира, звук был настолько громкий, что они уже не верили в выживание и просто полагались на судьбу: «К счастью, той ночью у нас не было шехидов, только некоторые получили ранения. Как я уже сказал, взятие города Шуша было самым сложным. Но главное, эта война завершилась нашей победой».

Э.Оруджова наградили медалями «За освобождение Физули», «За освобождение Джебраила», «За освобождение Ходжавенда» и «Участник Отечественной войны». Также он принимал участие в Параде Победы, который проходил в Баку 10 декабря 2020 года.

«После войны я стал совершенно другим человеком. Пытаюсь не показывать этого, но мне сложно скрывать произошедшие во мне изменения. Я сам КВН-щик, юморист и сценарист, играл в «Лиге смеха», являюсь чемпионом израильской «Лиги смеха», но сейчас во мне уже нет прежней тяги к веселью. Как-будто внутри что-то надломилось. Может, это результат психологической травмы, ведь я до сих пор вижу во сне прожитые на фронте события… Но я не жалею, что война была частью моей жизни, она заставила меня повзрослеть и, наверное, мне просто надо смириться с ее последствиями», - говорит Эльмир.

Поделиться:
3177

Последние новости

Все новости

1news TV