Монетарная политика - основной фактор устойчивости экономики
Ограничения, введенные для борьбы с пандемией COVID-19, с которой мир борется с 2020 года, а также жесткие меры, направленные на защиту здоровья людей и снижение смертности от этого заболевания, сопровождаются рядом негативных тенденций в мировой экономике, а наблюдающийся в последние дни рост цен не обошел стороной и банковскую систему.
При сложившейся тенденции неуклонно растет потребность банков в иностранной валюте.
С начала 2022 года, то есть, только за январь, на 7 валютных аукционах Центрального банка с участием Государственного нефтяного фонда коммерческим банкам было продано иностранной валюты на сумму 726,9 млн долларов США.
В Азербайджане, как и в большинстве стран, банковский сектор играет роль двигателя финансового сектора. К сожалению, сегодня в объемах кредитов, выдаваемых местными банками физическим лицам или предпринимателям, наблюдаются колебания, обусловленные событиями, происходящими в мировой экономике за последние 10 лет, и событиями, происходящими под влиянием этого в местной экономике.
Так, девальвация национальной валюты в 2015 году привела к остановке развития финансового сектора, закрытию ряда банков, стагнации финансовой системы, нарушив растущий темп кредитования в стране. В результате этого жесткая денежная политика, проводимая с целью снижения инфляции в соответствии с требованиями того времени, ограничивала кредитные возможности банков.
В результате правильного регулирования и последовательной политики деятельность финансового сектора страны восстановилась за короткие сроки и вернулась к темпам развития. Эта тенденция развития выдержала условия пандемии коронавируса, доказав свою гибкость. В частности, определенные послабления в монетарной политике в рамках работ по оживлению экономики в постпандемийный период повысили кредитные возможности банков, стимулировали частных лиц и предпринимателей пользоваться услугами кредитования, придали импульс росту инвестиций в экономику.
Таким образом меры, предпринятые правительством Азербайджана в период пандемии, доказали свою эффективность. В частности, пакет мер, предложенный правительству Центральным банком и Министерством финансов, которые осуществляют монетарную политику, позволил действовать в соответствии с реалиями. Это, в свою очередь, обеспечивая вовлечение в экономическую деятельность большего числа людей, расширяя возможности занятости, сопровождалось экономическим ростом в стране. По данным Всемирного банка, в 2020 году в Азербайджане объем кредитов, выданных банками частному сектору, составил 25 процентов от ВВП.
Отметим также, что показатели здоровой банковско-финансовой системы страны измеряются также показателями ее чистых иностранных активов (ЧИА). После девальвации маната в 2015 году наблюдается устойчивый рост объема чистых иностранных активов Азербайджана. Сегодня стоимость иностранных активов Азербайджана превышает стоимость внутренних активов, принадлежащих иностранцам. По данным Всемирного банка за 2020 год, в 2020 году ЧИА Азербайджана составили 18 миллиардов 761 миллион долларов США.
Несмотря на неоднозначность прогнозов ряда международных финансовых институтов на 2022 год, в Азербайджане положительно оценивается сохранение устойчивости банковско-финансовой сферы и продолжение централизованной политики. Однако, вместе с тем, с целью обеспечения в дальнейшем устойчивого и инклюзивного развития финансового сектора в стране можно считать целесообразным усиление мер по повышению финансовой грамотности населения, расширению борьбы с теневой экономикой, созданию благоприятной экосистемы для предоставления банками и другими кредитными организациями населению инновационных продуктов и услуг.
Мазахир Эфендиев,
депутат Милли Меджлиса Азербайджанской Республики