Тофиг Зульфугаров: Азербайджан продолжает дипломатический и силовой прессинг для принуждения Армении к миру
6 апреля в Брюсселе прошли переговоры Президента Азербайджана Ильхама Алиева с президентом Совета Европейского Союза Шарлем Мишелем и премьер-министром Армении Николом Пашиняном.
По итогам четырехчасовой встречи министрам иностранных дел обеих стран даны указания о начале подготовки мирного соглашения между двумя государствами на основе инициативы, выдвинутой Азербайджаном еще год назад, и базовых принципов, представленных ранее азербайджанской стороной.
Подчеркнута важность делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, в частности, достигнута договоренность о создании Совместной пограничной комиссии до конца апреля текущего года. Мандат Совместной пограничной комиссии будет состоять из делимитации армяно-азербайджанской границы, и обеспечении стабильного состояния безопасности вдоль линии границы и вблизи нее.
Также отмечено значение открытия транспортных и коммуникационных путей между двумя странами, в том числе железных и автомобильных дорог. Было еще раз заявлено о готовности ЕС поддержать развитие транспортной связующей инфраструктуры.
Экспертной оценкой итогов брюссельских переговоров в интервью 1news.az поделился экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофиг Зульфугаров.
Позиция Армении
- Результаты встречи были предопределены теми противоречивыми заявлениями, которые делал Пашинян еще до ее проведения. Прежде всего, его заявление о том, что безопасность армян в Карабахе должны обеспечивать силы безопасности, состоящие из армян. В практическом плане это означает, что военнослужащие Армении, якобы «добровольцы» продолжают там службу. То есть, по сути дела, несмотря на капитуляцию в позапрошлом году, Пашинян продолжает политику оккупации территорий Азербайджана.
Второй компонент его позиции связан с тем, что они, будучи на словах готовыми подписать мирное соглашение, не признают де-факто территориальную целостность Азербайджана, либо ее признают, но без Карабаха.
Исходя из этих двух основополагающих компонентов своей позиции, Пашинян поехал в Брюссель с одной целью – создать иллюзию того, что Армения стремится к миру. Это раз. И, во-вторых, использовать брюссельскую площадку для того чтобы привлечь любые варианты финансовой помощи со стороны Евросоюза.
Интересы Евросоюза
- Вместе с тем, следует отметить, что и организаторы этой встречи тоже в большей степени преследовали свои политические интересы. Не будем забывать, что сейчас председателем в Европейском Союзе является Франция. А как мы знаем, через несколько дней президент Макрон будет участвовать в выборах во Франции. И поэтому вот такая его деятельность в преддверии выборов должна подчеркнуть его старания - для того чтобы получить голоса армянских избирателей во Франции.
Поэтому, я бы сказал, что эта встреча была «ради встречи», ради декларации – и со стороны Пашиняна, и со стороны Европейского Союза.
Цель Азербайджана
- И теперь возникает вопрос: а как же Азербайджан? Азербайджан в принципе придерживается своей традиционной политики, состоящей из двух компонентов.
Первое – всяческими способами способствовать тому, чтобы показать привлекательность мира для всех государств региона, что мир - в интересах их всех. Для этого делаются соответствующие заявления, и не только со стороны Азербайджана, но и со стороны Турции.
С другой стороны, осознавая, мягко говоря, политическую неискренность армянских партнеров в этой встрече, Азербайджан продолжает дипломатический прессинг и силовой прессинг, что тоже соответствует стратегии принуждения Армении к миру.
Брюссельская площадка была использована Президентом Ильхамом Алиевым для того чтобы показать европейской общественности нашу позицию, отметить несоответствие и противоречивость позиции Армении, и продемонстрировать, что Азербайджан готов добиваться мира в любом формате. Все зависит от того, какие позиции и какие принципы будут в основе этих инициатив.
Но у Армении другая ситуация. Премьер-министр Армении сразу после Брюсселя – была такая информация - поедет в Москву, чтобы еще раз продемонстрировать свою лояльность России. Так что то, что вне этой встречи, - оно сегодня ясно.
Азербайджан традиционно добился определенных дипломатических успехов. Фактически в заявлении используется та политическая лексика, которая полностью соответствует интересам Азербайджана, заставляя европейских партнеров видеть ситуацию и принимать ее так, как это соответствует позиции Баку. Причем принимать, осознавая то, что Азербайджан проводит суверенную политику, и если не будут выполнены условия, которые он ставит в преддверие встречи, то на эту встречу он может и не приехать.
Так что, Азербайджан опять добился того чтобы были выполнены его условия – в документе нет терминологии, которую мы не принимаем. Словом, Баку – он в своей традиционной позиции, и она состоит в том, что во всех форматах и со всеми геополитическими игроками Азербайджан, прежде всего, отстаивает свои собственные интересы.
Без всяких реверансов идеологического плана или – как это видно в случае с Арменией – материальной заинтересованности.
Прогноз развития процессов
- Что дальше? Не думаю, что что-то кардинально изменится. Потому что опыт предыдущих встреч как в Бельгии, так и в России, показывает, что, несмотря на то, что Армению принуждают к тем или иным обещаниям выполнить те или иные действия – она, как всегда, затем избегает это делать. Это касается всех документов, начиная от заявления от 10 ноября и до всех остальных. Не думаю, что в этом отношении политика Армении в чем-то изменится.
Собственно, это политика традиционна для всех армянских руководителей, которые ради того чтобы обеспечить свое политическое долголетие, готовы просто затягивать время, не решая каких-то насущных проблем. Это было характерно и для Кочаряна, и для Саргсяна, и сейчас для Пашиняна.
Но создавая у армянского общества иллюзию того, что они защищают какие-то интересы, они на самом деле обрекают своих соотечественников. Потому что когда проблемы не решаются, они затем оборачиваются для Армении катастрофой. Как это и произошло в 2020 году.
Что по сути? Согласие на переговоры не означает, что эти переговоры будут успешными. Часто переговоры используются просто для затягивания времени. Это касается двух тем: и мирного договора, и делимитации и демаркации границ.
В целом, я думаю, что многие, возможно, не до конца понимают это обстоятельство, но в дипломатической практике демаркация и делимитация – это технический процесс.
Он может исходить только в последствие достижения договора о мире и взаимном признании территориальной целостности и суверенитета. А это то, на что не хочет идти Армения.
Поэтому перспектива этих переговоров для меня кажется не очень реальной. И по этой причине ждать каких-то изменений в этом направлении не приходится.
Но в регионе буквально перед нашими глазами происходят серьезные геополитические изменения. Это ослабление России в целом, и в частности в регионе. А предстоящие серьезные политические катаклизмы в России приведут к тому, что интерес российских политиков к региону будет уменьшаться, и может быть фактически сведен на нет.
Осознавая это, Армения в этой ситуации хочет привлечь сюда каких-то западных игроков. Представляется, что в этой роли они видят Францию. Но это, конечно, нереальные планы. Потому что в этом регионе уже де-факто присутствует Турция и, уходя из этого региона, Россия, конечно, будет отдавать свои позиции в пользу Турции, а не Франции. Это ясно.
Кроме того, чисто в региональном плане Франция никак не может конкурировать в этом регионе с Турцией, которая обладает здесь очень серьезными возможностями. Турецкая активность в регионе уже достигла союзнических военных отношений, стратегического союзничества высокого уровня с Азербайджаном, продвинутых отношений с Грузией.
Сейчас на очереди Армения - и думаю, что этот процесс постепенно, все больше и больше, будет набирать скорость. И в один из прекрасных дней мы увидим, как это все получится в реальности.
В этой ситуации Азербайджану ничего нового делать не надо. Нужно только добиваться выполнения обязательств, которые взяла на себя Армения в тех документах, под которыми подписалась. Это, прежде всего, заявление от 10 ноября, по которому они приняли на себя обязательство вывести все свои войска с наших территорий. Надо требовать, чтобы эти обязательства выполнялись, особенно в условиях, когда миротворческие усилия в регионе – не будем этого забывать – осуществляют совместно Россия и Турция. Поэтому я думаю, что прессинг со стороны Азербайджана должен быть продолжен.