Опыт над лягушкой в школе Баку: Жестокость или научный эксперимент?
«Четвертые сутки пылают станицы» - опыт с лягушкой, проведенный директором школы №71 Агдамского района (расположена в Сабунчинском районе Баку) Ульвией Махмудовой на уроке, вызвал нешуточные баталии среди общественности.
Пока одни негодуют, обвиняя педагога в жестокости и пропаганде насилия, а также в том, что она ломает психику подрастающему поколению, другие высказывают прямо противоположное мнение. А шум вокруг этого урока поднялся знатный: эксперимент над мертвой лягушкой так или иначе обсудили под разными углами.
Отметим, что Министерство образования в курсе урока У.Махмудовой и, более того, не возражает против проведения аналогичных занятий, правда, при соблюдении определенных условий. По словам представителей ведомства, подобные эксперименты над животными всегда вызывали неоднозначную реакцию общественности.
«В то же время следует признать, что, как и все прикладные науки, биология и медицина не могут развиваться без наглядных, практических экспериментов и операций. Однако при подобных опытах с целью точного и наглядного объяснения какой-либо темы (например, при изучении темы «Центральная нервная система» по предмету «Биология») педагог не должен забывать о проведении соответствующих бесед с учащимися.
Именно благодаря им ученики должны, осознавая смысл проведенного эксперимента, в то же время не терять чувства сострадания и сочувствия к живым существам», - сказали в министерстве.
Сама директор школы №71 Ульвия Махмудова также прокомментировала поднявшийся шум. По ее словам, видео с урока она поделилась в личном аккаунте в соцсети, однако он попал в поле зрения широкой аудитории и вызвал ожидаемый резонанс. При этом сама У.Махмудова считает, что поводов для того, чтобы чувствовать себя виноватой, у нее нет.
«Во всех университетах мира проводят различные эксперименты над животными. Суть опыта, который я продемонстрировала ученикам, заключался в том, что хотя у лягушки уже нет мозга (отсутствует голова), спинной мозг продолжает реагировать на определенные реакции. Чтобы наглядно продемонстрировать это, и был подготовлен этот урок», - сказала она.
По ее мнению, ни о каких травмах психике детей и речи быть не может, потому что живую лягушку никто не подвергал истязанию. То есть, У.Махмудова ответила на главный вопрос, интересовавший общественность, а именно: лягушку никто на глазах у детей не убивал, и голову ей тоже не отрезал ни педагог, ни, тем более, ученики.
А ведь именно это мучило большинство увидевших этот эксперимент граждан: многим показалось, что лягушка была живая (впечатлительные люди даже не стали всматриваться в видеоролик), а другие решили, что лягушку убили прямо на уроке.
Говоря о том, что опыт мог нанести вред психике детей, У.Махмудова подчеркнула, что урок был проведен для учащихся 11-го класса, а это – уже сформировавшиеся личности. И всю развернувшуюся против нее кампанию она рассматривает как попытку нанести урон ее репутации. По словам У.Махмудовой, она с отличием окончила БГУ, имеет степень бакалавра и магистра и в настоящее время пишет диссертацию. Место директора она тоже получила за отличную работу, и за 15 лет педагогической деятельности всегда старалась по максимуму дать ученикам научные знания.
«Я хочу, чтобы эти дети в будущем стали хорошими врачами или учеными. И не вижу причин, почему это должно быть запрещено», - сказала У.Махмудова.
(само видео опыта мы публиковать не стали, желающие увидеть его могут перейти по ссылке).
Мнение специалистов
С У.Махмудовой согласен и известный врач-психиатр Араз Манучери-Лалеи.
«Главный вопрос – как был преподнесен этот опыт ученикам. Насколько я понимаю, живую лягушку никто не препарировал, и голову ей на уроке не отрезали. То есть, для урока был подготовлен, научно выражаясь, «материал», - обычно об этом должен позаботиться учитель.
Если говорить о воздействии подобных экспериментов на психику, то подобные возмущения были бы уместны, если бы такой урок был проведен в начальных классах. Но он был проведен в 11-м, выпускном, классе школы. А сегодняшние ученики 11-го класса по возрасту – это вчерашние студенты первого курса медицинских вузов. В то время, когда в медуниверситете учился я, на первом курсе медуниверситета мы уже не то, что лягушек препарировали – мы работали в морге с трупами людей. Так что, говорить о том, что подобные эксперименты над уже мертвой лягушкой как-то воздействуют на психику современных детей – это сильно преувеличивать. Сегодняшние дети в повседневной жизни видят огромное количество насилия в тех же соцсетях или даже в нынешних новостях.
Кроме того, меня удивляет, почему опыт на уроке с мертвой лягушкой взволновал общественность больше, чем убийство животных на мясо посреди улиц города, которые до сих пор продолжаются. Почему этих людей не возмущают другие проблемы, которых в сегодняшней школе предостаточно?.. Я говорю о буллинге, распространении среди учащихся наркотических средств, отсутствии полового воспитания. Мне кажется, что общественность больше должны занимать эти вопросы», - сказал А.Манучери-Лалеи.
Поговорили мы также и с ветеринаром Ириной Агаевой.
«Самый главный вопрос – была ли лягушка на момент проведения опыта живая, потому что если педагог принес на урок живую лягушку и вместе с учениками (или на их глазах) отрезал ей голову перед опытом – это один вопрос, и именно это могло бы вызвать осуждение общественности. Но насколько я понимаю, такого на уроке не было.
Если же педагог, предупредив заранее учеников (чтобы наиболее впечатлительные могли отказаться присутствовать на нем), принес на урок подготовленный заранее «материал» (так это называется), - то это другое дело. Отмечу, что обычно для таких опытов животных приобретают в специальных лабораториях или ветклиниках. Подчеркну, что такие опыты обычно рекомендуют не всем ученикам, а конкретно тем, кто в будущем решил посвятить себя науке.
Также отмечу, что опыты над животными всегда вызывали неоднозначную реакцию общественности. Издавна ученые проводили подобные эксперименты в различных целях, среди которых фундаментальные исследования функционирования организмов, разработка потенциальных методик лечения человеческих болезней, а также проверка на безопасность и качество лекарств, устройств и других объектов. Сторонники таких испытаний в их защиту говорят о том, что именно благодаря этому стал возможным прогресс в медицине. А противники подобных опытов считают их жестокими и бессмысленными, потому что их результаты не всегда применимы к человеку.
Мне кажется интересным подход, разработанный в 1959 году Уильямом Расселом и Рексом Берчем – это «Правило «трех О»: ограничить использование животных; оптимизировать эксперименты, чтобы свести к минимуму страдания животных; отказаться от тех испытаний, которые можно заменить альтернативными методиками.
Я думаю, что и в данном случае надо делать выводы, опираясь на это правило», - сказала И.Агаева.
Также мы взяли комментарий у педагога биологии школы №86 Хатаинского района Ирины Николаевны Мамедовой.
"Я преподаю ботанику, зоологию и биологию. Дело в том, что куррикулум в образовании подразумевает использование демонстративных материалов на уроках. Отмечу, что в наше время было то же самое. Мы рассказываем детям о том, что первым безпозвоночным, на которых проводились опыты, была лягушка. Даже в учебнике 7 класса есть фото памятника Лягушке перед университетом Сорбонны. Детям рассказывают о том, почему и за что лягушке поставили памятник. Так что как педагог я могу только приветствовать опыт, который был проведен директором школы №71 Ульвией Махмудовой", - сказала И. Мамедова.
Мы поинтересовались мнением известного эксперта в области образования Ульвии Микаиловой.
"Никаких правил педагог не нарушила. Вообще же в мире дискуссии на эту тему идут давно. Пока решили просто ограничить проведение экспериментов биотическими экспериментами. Она работала с мертвым животным, поэтому главный вопрос - была ли лягушка умерщвлена специально для этого опыта? Потому что в мире сейчас набирает обороты новое экологическое течение "Экологическая справедливость", принципом которого является "Относись к природе как к человеку". Правда, оно пока относительно новое, но у него все больше сторонников. И одним из его постулатов является то, что человек - это уже не царь природы, как это всегда утверждалось.
Если говорить в этом контексте об опыте, проведенным У. Ахмедовой в школе, то, повторю, единственный вопрос - была ли лягушка умерщвлена самим педагогом до этого опыта. И если да - это единственная "шероховатость" в этом примере", - сказала У. Микаилова.
Что говорит наука?
Опыт, продемонстрированный У.Махмудовой, безусловно не является ее изобретением, достаточно зайти в YouTube и задать поиск по ключевым словам «рефлекс лягушка», чтобы найти десятки видео на эту тему. Лягушку декапитируют (отрезают голову), а затем проводят эксперименты на подготовленном нервно-мышечном препарате или сердце. Отделенные от организма части животного реагируют на определенные раздражители (воздействие электрическим током) или медикаменты (публиковать эти видео мы по понятным причинам не будем – ред.)
Также отметим, что опыты на животных считаются неотъемлемой частью обучения во многих университетах мира на медицинском, ветеринарном и биологическом факультетах, а также на аграрном, психологическом факультетах, в институтах пищевой промышленности, равно как и при обучении ветеринарных, медицинских и биотехнических ассистентов.
Препарирование животных, опыты на препарированных органах и животных, а также опыты на живых животных должны, согласно учебной программе, дать основное представление о строении и функциях их органов. Например, на практике по зоологии студенты должны собственноручно умертвить и вскрыть крыс, насекомых, улиток и других животных лишь для того, чтобы ознакомиться с расположением и видом их внутренних органов. Большое количество опытов на животных проводится традиционно на курсе физиологии.
Но, с другой стороны, и число критиков использования животных в качестве «одноразовых измерительных инструментов» и «объектов демонстрирования» постоянно растет. И хотя целый ряд медицинских факультетов уже отказался от обязательного проведения студентами опытов на животных, они до сих пор считаются необходимой частью обучения на медицинском, биологическом и ветеринарном факультетах. В Германии, например, в процессе обучения ежегодно используется/умерщвляется 60 000 животных, из них 15 000 позвоночных. И это притом, что в этой стране защита животных и бережное отношение к ним закреплены Конституцией. Согласно закону о защите животных, убийство животного или проведение опытов на животных разрешено только при наличии серьезного и весомого основания (вспомним то самое «Правило «трех О»).
Говоря об альтернативных методах подобных опытов, многие называют видеозаписи экспериментов на животных или анатомические демонстрации, мультимедийное компьютерное моделирование, модели и имитирующие устройства и даже экспериментирование на самом себе. Так, с помощью миографии (метод, помогающий исследовать биоэлектрическую активность мышц и нервов), например, можно измерить потенциал мышечных сокращений собственной руки вместо лапки лягушки. Но уверены, что подобный «опыт» в школе вызвал бы еще более бурные дискуссии.
При этом упомянем лечебный факультет Университета Виттен-Хердеке (Германия), основной сферой интересов медицинской деятельности которого является не болезнь, а человек в целом. Здесь студенты с первого семестра ассистируют и учатся у опытных врачей в процессе их работы. Но при этом все важные практические навыки они нарабатывают на искусственных моделях. Посредством такого подхода сегодня университет смог полностью отказаться от экспериментов на животных в процессе обучения.
Однако, как мы выше отметили, пока весь мир последовать примеру этого университета не готов. Хотя, согласно статьям в различных СМИ на эту тему, именно «Правило «трех О» за последние как минимум 50 лет стало общепринятым. Это позволило сократить количество животных, подвергающихся экспериментам, в два раза.
Кроме того, в последнее время появилось много инновационных разработок, которые помогут в дальнейшем сократить число экспериментов над животными. К примеру, совершенствование методов построения изображения, позволяющих взглянуть внутрь тела животного, позволяет ученым получать в результате каждого эксперимента больше информации, чем раньше, причем лучшего качества. Так, если раньше исследователям приходилось умерщвлять множество мышей на разных стадиях развития опухоли, то теперь можно наблюдать за развитием болезни без хирургического вмешательства на примере одного животного при помощи флуоресцирующего красителя. Развиваются и методы томографии мозга, так что некоторых опытов, сейчас проводимых на обезьянах, наверняка можно будет избежать благодаря наблюдению за человеческим мозгом.
Резюме
Хотя многие говорят, что развитие технологий позволит отказаться от опытов над животными, оппоненты этой точки зрения утверждают, что «неживые» модели никогда не смогут полностью заменить лабораторных мышей и прочую живность по достоверности результатов.
Одним словом, эти дискуссии будут продолжаться еще не один десяток лет, и не только в нашей стране, и не только по поводу ставшего достоянием общественности урока биологии. И точно так же будут те, кто будет «за» и «против».