Иран, протесты и ООН: Обсудит ли Совет по правам человека ситуацию в Южном Азербайджане?
Совет по правам человека ООН проведет 24 ноября в Женеве специальную сессию, основным вопросом в повестке которой обозначен вопрос об ухудшении ситуации в области прав человека в Иране.
Инициатива созыва спецессии исходит от Германии и Исландии, и ее поддержали 44 государства.
«Секретариат Совета по правам человека, свидетельствуя уважение ко всем постоянным представительствам при отделении ООН в Женеве, прилагает вербальную ноту о созыве 24 ноября в 10:00 часов специальной сессии в связи с ухудшением положения в области прав человека в Иране, особенно, в отношении женщин и детей»,- говорится в сообщении структуры.
Сегодняшнюю ситуацию в Иране можно сравнить со сжатой до предела пружиной, которая в какой-то момент раскрылась, ударив волной массовых протестов. Вспыхнув в середине сентября в Тегеране вследствие того как 22-летняя Махса Амини умерла после задержания полицией нравов за неправильное ношение хиджаба, они продолжаются уже более двух месяцев.
По данным правозащитной организации Iran Human Rights на 19 ноября, в ходе протестов погибли 378 человек, включая 47 детей. Согласно информации базирующейся в Норвегии правозащитной группы Hengaw, иранские силы безопасности «значительно увеличили использование летального оружия при атаках на протестующих в последние пять дней». Активисты обвиняют силовиков «в тайном захоронении убитых демонстрантов, чтобы их погребение не вызвало новых протестов против руководства Ирана», пишет DW.
В связи с неутихающими митингами, которые проходят примерно в ста городах страны, только в Тегеране по состоянию на конец октября были обвинены 315 человек - им инкриминируют «сбор и сговор с целью подрыва безопасности страны», «пропагандистскую деятельность против правительства» и «нарушение общественного порядка». Кроме того, правозащитники сообщали о похищениях демонстрантов в Иране, а также о давлении на их родственников, отмечает издание.
Парламент Ирана принял решение казнить людей, протестующих на улицах страны. Смертные приговоры могут быть вынесены в отношении более 14 тысяч человек.
В середине этого месяца спортивный мир всколыхнуло сообщение о смертном приговоре арестованному в октябре легендарному экс-футболисту сборной Ирана, этническому азербайджанцу Али Даеи. До этого у поддерживающего протестующих 53-летнего Даеи отобрали паспорт, что сделало для него невозможным выезд за рубеж.
В регионах, преимущественно населенных азербайджанцами, протесты подавляются наиболее жестко, пишут иранские телеграм-каналы.
Так, на днях телеграм-каналом Azad İran была распространена информация о применении запрещенных капсул со слезоточивым газом против манифестантов в городе Пираншехр в провинции Западный Азербайджан.
Он также сообщает о том, что в городе Текаб в Западном Азербайджане по демонстрантам был открыт огонь.
Этот же телеграм-канал пишет, что буквально вчера в Тебризе на рабочем месте был арестован композитор, этнический азербайджанец Абульфаз Абулмаали.
К сожалению, таких примеров не один и не два…
Несправедливое отношение в Иране к азербайджанцам длится десятилетиями. 35 миллионов наших соотечественников лишены права на получение образования на родном языке, на свободную деятельность национальных объединений и организаций.
Для армянской общины в Иране в этом плане полное раздолье - им разрешено не только учиться на своем языке, но и печатать книги, газеты, и многое другое.
И это – только одно из веских доказательств политики двойных стандартов, которой придерживаются в Тегеране.
Но несмотря на многолетние притеснения, наши соотечественники не сломились и не утеряли с нами связей. Достаточно вспомнить, с какой радостью и воодушевлением по ту сторону реки Араз приветствовали азербайджанских солдат-освободителей в дни Отечественной войны, и совсем недавно – учения азербайджанского спецназа у границы с Ираном.
Все это доказывает, что иранские азербайджанцы не поддались на многолетние попытки принудительной ассимиляции, доказав неразрывность священных уз, связывающих потомков великих династий Сефевидов, Гаджаров, Надир шаха.
Но эти попытки не прекращаются, и проблема предвзятости к жителям Южного Азербайджана сегодня стоит так же остро и серьезно.
В качестве аллегории, наиболее ярко отражающей такое отношение, можно привести трагедию озера Урмия, расположенного на северо-западе Ирана, между провинциями Восточный и Западный Азербайджан.
Южные азербайджанцы бью тревогу, характеризуя нынешнее состояние озера как международную экологическую катастрофу.
Еще в прошлом году всемирно известный фотограф Реза Дегати подверг резкой критике политику Ирана в отношении озера Урмия. В своей публикации в Twitter он привлек внимание к проблеме высыхания озера, подчеркнув, что минералы и соль водоема распространяются на окрестные территории. Эта международная экологическая катастрофа может привести к массовому переселению жителей, предупредил Реза Дегати.
The Islamic Republic of Iran policy is drying the Urmia lake, so salt and chemical of the dry lake will spread around the province and create an ecological disaster ending with the massive movement of population
This is an international ecological disaster too. #lakeurmia pic.twitter.com/VEgxkizifu — REZA (@REZAphotography) November 27, 2021
Каким еще, если не враждебным, можно назвать такое отношение к уникальному озеру, гибель которого способна внести печальные коррективы в демографию региона и привести к массовому исходу азербайджанцев с родных земель?
Еще в 2011 году местные жители требовали от властей принять чрезвычайный план спасения озера Урмия. Эти требования были отклонены, а участники акции, призывающие их спасти озеро – арестованы.
Эксперты прогнозируют, что в случае бездействия уже через несколько лет Урмия может превратиться в болото.
Что стоит за таким отношением – равнодушие или осознанная позиция?
Может, в ходе обсуждений Совету по правам человека ООН стоит уделить особое внимание этой и другим проблемам иранских азербайджанцев?..