WSJ: Помогая Армении, Макрон усиливает российскую и иранскую игру на Южном Кавказе
Интересную статью авторства Майкла Дорана, директора Центра мира и безопасности на Ближнем Востоке Гудзонского института, опубликовало на своих страницах авторитетное американское издание The Wall Street Journal (WSJ).
В статье автор описывает последнюю ситуацию, сложившуюся в урегулировании азербайджано-армянских отношений, и делится своим взглядом на то, кто и как влияет на процесс примирения двух стран.
В статье отмечается, что на этой неделе госсекретарь США Энтони Блинкен проводит в Вашингтоне переговоры между главами МИД Армении - Араратом Мирзояном и Азербайджана - Джейхуном Байрамовым, что является его попыткой посредничества в заключении мирного соглашения между двумя странами. Блинкен подготовил стороны к практическому посредничеству Америки в течение нескольких дней, говорится в статье.
«Этот план представляет собой значительное расширение роли Вашингтона в качестве мирного посредника, что похвально. В ноябре Блинкен также принимал Мирзояна и Байрамова, но в то время он лишь приветствовал своих гостей и поощрял их к непосредственному общению друг с другом. Г-н Блинкен теперь признает, что без активного участия Америки Россия и Иран будут «работать» с армянами, чтобы сорвать мирный процесс», - пишет Доран.
Здесь автор проводит некоторый экскурс в недавнюю историю. В частности, он отмечает, что в 2020 году Азербайджан одержал решающую победу во Второй Карабахской войне, вернув себе большую часть территории, отнятой у него Арменией в ходе Первой Карабахской войны, закончившейся в 1994 году. «Однако в последние дни конфликта Азербайджан был вынужден прекратить продвижение в Карабах и принять российских «миротворцев» в этом регионе, который является суверенной территорией Азербайджана, а также домом для значительного числа этнических армян», - говорится в статье.
«Г-н Владимир Путин также принимал у себя переговоры между Азербайджаном и Арменией. Настоящее урегулирование конфликта устранило бы необходимость присутствия российских войск в Карабахе», - подчеркивается в статье.
Между тем, утверждает Доран, у России «неприступная» военная позиция в Армении, где расположены как минимум 3 российские базы. Российские солдаты патрулируют ключевые участки границы Армении, а российские военные полностью контролируют воздушное пространство Армении.
«Напротив, Президент Азербайджана Ильхам Алиев добился удивительного успеха в освобождении от контроля Москвы — он более успешен, чем почти все другие лидеры бывших советских республик. Укрепляя прочные экономические связи с Европой, куда Азербайджан поставляет нефть и газ, г-н Алиев одновременно наладил глубокие и прочные оборонные связи с Турцией и Израилем», – говорится в статье.
В ней отмечается, что за последнее десятилетие эти связи помогли азербайджанским Вооруженным силам наращивать свою мощь тихо, но с поразительной скоростью: «Сила, проявленная им (Азербайджаном – ред.) во Второй Карабахской войне, потрясла многих опытных наблюдателей, в том числе в Москве и в Тегеране».
Автор отмечает, что Азербайджан – единственная страна, которая граничит и с Россией, и с Ираном. Его участие в треугольнике с Турцией и Израилем особенно пугает Тегеран, не в последнюю очередь из-за поддержки, которую он имеет среди иранских азербайджанцев, которые составляют не менее пятой части населения страны и являются крупнейшей неперсидской этнической группой, отмечает Доран.
«Соответственно Тегеран работает с Москвой и Ереваном по трехсторонней оси, призванной уравновесить турецко-израильско-азербайджанское взаимодействие. «Ось» пытается сорвать мирные переговоры. Косвенно этой же цели способствует президент Франции Эммануэль Макрон, который посвятил значительную часть своей энергии дипломатии на Южном Кавказе, где его усилия явно благоприятствуют Армении, а не Азербайджану», - подчеркивается в статье.
В этой связи в ней отмечается, что Франция является домом для большой армянской общины, благодаря влиянию которой, а также склонности Макрона к «своеобразным инициативам» на международной арене Париж занял позицию, которая в целом усиливает российскую и иранскую игру на Южном Кавказе.
«Что возвращает нас к меняющемуся взгляду г-на Блинкена. В ноябре он видел себя коммуникатором в рамках европейского посредничества, ведомого Шарлем Мишелем, президентом Европейского совета. Тем временем, однако, г-н Макрон, среди прочего, оказал давление на г-на Мишеля, чтобы тот пригласил его, г-на Макрона, непосредственно на переговоры. Эти выходки сделали европейское посредничество нелегитимным в глазах Баку», - констатирует автор.
По его словам, Блинкен теперь признает, что американский путь предлагает единственный реальный путь к тому, чтобы уговорить Армению заключить мир и тем самым ограничить формы сотрудничества с российско-иранским альянсом, которые угрожают интересам США.
«Основным камнем преткновения в переговорах является статус Карабахского региона. Конфликт не прекратится, пока Армения не признает его суверенной азербайджанской территорией. Премьер-министр Армении Никол Пашинян, похоже, не готов пойти на такой шаг. «Российские миротворцы должны держать под контролем Лачинский коридор и обеспечивать его функционирование», — заявил в четверг г-н Пашинян, имея в виду дорогу, соединяющую Армению с Карабахом. «Никто, кроме России, не имеет права контролировать коридор», — добавил он.
Если Ереван одумается, США и их союзники смогут сотрудничать с ним и Баку, чтобы обеспечить благополучие карабахских армян, не полагаясь на российские войска.
К несчастью для г-на Блинкена, многие влиятельные друзья армяно-американской общины, такие как сенатор Боб Менендес и член палаты представителей Адам Шифф, отказываются подталкивать Ереван в этом направлении. Вместо этого они стремятся наказать любых американских официальных лиц, которые освещают самые вопиющие формы сотрудничества Армении с Россией и Ираном.
Г-н Блинкен понимает геостратегические ставки и ведет умную игру. Подставят ли ему подножку друзья Армении в Демократической партии? Следующие несколько дней могут дать нам ответ», - резюмирует Майкл Доран.