Айдын Ализаде: «Люди, 10 лет назад с жаром убеждавшие всех в собственном атеизме, теперь так яростно исповедуют ислам»
Эксклюзивное интервью 1news.az с кандидатом философских наук, старшим научным сотрудником Института философии Национальной Академии Наук Азербайджана Айдыном Ализаде
- Айдын муалллим, расскажите, пожалуйста, о задачах, которые ставит перед собой философия религии, религиоведение, и о научном подходе к ее изучению. В чем отличие между вами и людьми, которые непосредственно изучают религию?
- Предметы философии религии и религиоведение интересны тем, что являются светскими, а не религиозными науками. Мы не ставим перед собой целью изучение правдивости той или иной религии, справедливости «божественности» тех или иных пророчеств. Верить или не верить в них – личное дело каждого. Целью нашего изучения является рассмотрение религии с научной стороны, как физик, к примеру, изучает луч света. У научного подхода есть ряд плюсов. Первый из них - объективность.
Мы, научные исследователи, находимся вне религии, не являемся ее частью, что позволяет делать выводы относительно более верные и справедливые, нежели сделает человек, подверженный влиянию религии и находящийся внутри религиозной системы. Человек, подверженный влиянию религии, так или иначе пытается утвердить ее догмы. Для нас такой проблемы нет. Еще раз повторю, нас не интересует истинность религии, а, скорее, ее история и философия. Ученые-религиоведы, к примеру, могут провести длительный анализ священных текстов той или иной религии, для того чтобы выявить историю и философию этого вида религии как общественного явления.
- И какого рода анализ проводится людьми, изучающими философию религии и религиоведение?
- Анализ различных религиозных текстов, философии религии, выявление склонностей и неточностей в разных религиозных течениях и, собственно самих религиях. Мы, как ученые, посредством данного анализа можем в дальнейшем разработать теорию дальнейшего развития изучаемой религии. Также при выявлении неточностей и несоответствий в каких-либо положениях разных религий мы выдвигаем их на обсуждение с людьми, непосредственно посвятившими себя религиозной деятельности. Мы можем открыто говорить о неточностях религии, так как она для нас - не более чем предмет изучения.
- Если уж мы заговорили о том, что научный подход позволяет выдвинуть теорию развития разных видов религии в дальнейшем, то расскажите, пожалуйста, о вашем видении развития ислама в нашей стране. Ведь вы наверняка занимались изучением этого вопроса?
- Знаете, давать прогнозы всегда достаточно сложно. Мы не занимаемся практическим прогнозированием, лишь созданием теорий. Однако анализ сделать возможно, основываясь на более глубинном подходе к вопросам ислама в нашей стране. Как и везде, по всему миру, здесь присутствует два возможных варианта – это область умеренного исповедания религии или же, как худший вариант, ислам в Азербайджане может принять форму радикализма. На мой взгляд, для предотвращения этого должна реализовываться комплексная государственная программа, целью которой будет ведение работы религиозного просвещения. Государство должно удовлетворить потребности тех слоев населения, которые наиболее легко могут податься влиянию радикальных религиозных течений.
Разумеется, всех сделать довольными не получится, но положение в этом вопросе улучшится в несколько раз. Еще раз отмечу, что важна грамотная просветительская работа. Введение светских предметов о религии, таких как философия религии и религиоведение в школах очень помогут вести данную просветительскую работу. Но предметы должны будут преподаваться объективно, что в условиях нехватки хороших кадров в этой сфере в Азербайджане будет достаточно проблематичным. При этом преподавание должно вестись таким образом, чтобы учитель в ходе своих занятий сам не склонялся к той или иной религии. При этом учебные пособия также должны быть максимально религиозно-толерантными. Также надо учитывать разделение внутри той или иной религии на различные течения, какими в исламе, к примеру, являются сунниты и шииты.
- Если уж речь зашла о религиозных течениях - суннитах и шиитах, то примечателен тот факт, что в Азербайджане конфликт между двумя этими течениями остро не стоит. Что удивительно, ведь в соседних странах можно увидеть симптомы «кровной» вражды между этими течениями. С чем, по вашему мнению, связанно «затишье» в этом плане у нас в государстве?
- Нельзя сказать, что конфликтов нет вообще. Чаще всего они возникают между молодыми людьми, принадлежащими к различным религиозным течениям. Однако конфликт этот в нашей стране приглушен, на мой взгляд, тем, что мы как постсоветское государство относительно недавно вышли из атеизма. Поэтому процесс формирования религии и ее течений в Азербайджане еще не достиг конца.
Однако этот процесс идет, и никто пока не знает, чем он завершится. Все это зависит от отношения и внимания государства к этому вопросу. В случае неверного подхода к религиозным течениям может возникнуть серьезная опасность в будущем. Пример тому – свержение шахского режима в Иране. Сильная власть, карательные структуры, поддержка элиты. Однако он всего за пару лет был разнесен вдребезги, и немалая доля «заслуги» в его свержении пришлась именно на радикальные религиозные организации.
- То есть, вы считаете, что неверный подход к вопросам развития религии и религиозных течений в Азербайджане может стать угрозой национальной безопасности Азербайджана?
- Да, и тому есть, как я уже говорил, соответствующие примеры. Поэтому государству желательно уделять максимум внимания этому вопросу. Однако следует отметить, что вопросы эти должны быть решены в комплексе, то есть для максимальной эффективности должны решаться всесторонне. Нужно привлечь различных специалистов. И надо четко понять – ничего нельзя добиться только карательными методами. Комплекс предпринятых мер должен быть очень широким.
- Если позволите, у меня есть еще один вопрос. Вопрос о возведении религии в моду. Все больше и больше людей начинают исповедовать ислам не потому, что это им хочется, а потому, что это модно. Достаточно печальная практика. Что вы со своей стороны можете сказать об этой тенденции?
- Религия – это, прежде всего, искренность, состояние души. Если говорить о моде, то надо оценивать это с другой стороны – насколько эти люди действительно верят в Бога. Однако надо отметить, что сейчас «декларация» о том, что ты – религиозен, является чуть ли не признанием в политкорректности. Удивительно то, что люди, 10 лет назад с жаром убеждавшие всех в собственном атеизме, теперь так яростно исповедуют ислам. Двуличие это или искренность – это только их дело.
1news.az