Today’s Zaman: Союз Турции, Азербайджана и Грузии
Когда 15 лет назад, после социально-экономических потрясений в регионе, шесть государств Черного моря - Болгария, Грузия, Румыния, Россия, Турция и Украина – совместно с их соседями – Албанией, Арменией, Азербайджаном, Грецией и Молдовой - создали Организацию Черноморского Экономического Сотрудничества, мировое сообщество в целом имело смутное представление о лучшей доле недавно появившихся постсоветских экономик.
Будучи приблизительно 70 лет в составе Советской коммунистической империи, некоторые эти страны имели национальные специфические особенности, культурные особенности и природные ресурсы, и, в целом, оставались загадкой для мирового сообщества.
В 1992 году международное сообщество обнаружило, что российская нефть или газ могут иметь происхождение в Азербайджане, Казахстане или Туркмении. Когда это произошло, Каспийский регион немедленно превратился в центр международного внимания, и администрация США объявила эту зону зоной особого интереса. Американские эксперты по энергетике быстро выяснили, что Каспийское море, не имеющее выхода к мировому океану, содержит приблизительно 3 процента от всемирных запасов энергии, а именно 170 миллиардов баррелей сырья - третьи по величине нефтяные запасы после Персидского залива и Сибири.
Из всех государств Черного моря Турция была единственной страной 15 лет назад, которая не прошла через процессы преобразования, опыт в которых имели прежние советские государства и европейские демократии. Также это стало естественным центром региональной интеграции, возникшей на месте старых отношений экономического сотрудничества в регионе Черного моря в советское время.
Имея родственные узы с постсоветскими тюркскими республиками, Турция быстро установила взаимно выгодные отношения с новыми государствами Средней Азии и Кавказа. Не являясь страной южного Кавказа, Турция в течение многих столетий имела близкие исторические и культурные связи с Азербайджаном и Грузией. Развивающееся момента распада Советского Союза двустороннее экономическое сотрудничество привело к тому, что Турция стала одним из ведущих партнеров Азербайджана и Грузии. Вдобавок к этому, Турция заинтересована в разработке и добыче азербайджанских энергоресурсов.
Региональная интеграция возымела свой первый успех, когда был построен нефтепровод Баку-Супса, проложенный через Грузию, и несущий азербайджанскую нефть к побережью Черного моря. Завершение строительства трубопровода доказало западным компаниям, что Азербайджан и Грузия могут гарантировать безопасность региональным трубопроводам, несмотря на нерешенные региональные конфликты. Это стало ключевым моментом, так как этот успех заставил отбросить все сомнения о строительства Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC) и позже Баку-Тбилиси-Эрзурум (BTE). Далее Азербайджан, Грузия и Турция заключили соглашение о строительстве новой железной дороги, соединяющей Баку –Тбилиси- Карс.
В середине 90-х Турция предложила инновационное решение - построить трубопровод длиной в 1,700 километров из Баку до территории Грузии и Турции, заканчивающегося на берегах Средиземного моря.
Турция взяла на себя часть строительства BTCв лице Турецкой Нефтяной Корпорации (TPAO), имея долю участия в проекте в размере 9 процентов. BTC был успешно закончен и позже открыт в июле 2006 года, став самым длинным нефтепроводом в мире.
Это очень важный фактор в глазах мирового сообщества, который рассматривает ввод в действие BTCкак конец русской монополии на экспорт сырья на Запад из постсоветских демократических государств. Для Азербайджана нефтепровод открыл прямой путь для продажи азербайджанских нефти и газа западным потребителям, установление южного маршрута для транспортирования нефти через Турцию вместо России и формирования главного фактора в успешном развитии независимого Азербайджана. В 2007 году президент Ильхам Алиев объявил решение Азербайджана о прекращении использования российских нефтяных экспортных сетей, обращаясь вместо этого к азербайджанской национальной системе транспортировки.
Без сомнения, BTC приносит самую большую выгоду Азербайджану. Через пару лет он будет транспортировать до 80 процентов азербайджанской нефти с месторождения AzeriChirag-Guneshli. Как ожидается, Азербайджан получит приблизительно 30 миллиардов долларов в год от нефти, в то время как страны транзита получат плату - около 600 миллионов долларов – Грузия, 1.5 миллиарда долларов - Турция . Согласно Анатолийскому агентству печати, с 4 июня 2006 года по июнь 2007 года турецкий доход от BTC достиг 620 миллионов долларов.
Турецко-азербайджанское активное сотрудничество закончилось множеством инициатив для межнациональных проектов. Нефтепровод BTC повлек за собой BTE– трубопровод несущий природный газ из Шаха Дениз в северную Турцию.
Поскольку Турция - партнер в проекте, то когда трубопровод достигнет своей полной эксплуатационной вместимости, она будет получать ежегодно 6.6 миллиардов кубометров газа из Азербайджана. К концу 2007 года Турция получит 3 миллиарда кубометров по установленной цене 120 долларов за тысячу кубометров (половина от цены российского газа) с «Шахдениз».
BTC и BTE - два любимых американских проекта в Каспийском регионе, имеющих задачу установить альтернативные экспортные маршруты из Азербайджана на Запад. Фактически, было осуществлено только два проекта. Увеличение российской деятельности в Каспийском регионе, кажется, не оставляет никаких шансов для иностранной инициативы. По крайней мере, пока Россия намерена доминировать над нефтяным и газовым сектором Каспийского региона.
Успешное строительство и ввод в действие проектов BTC и BTE далее внесли вклад в региональные процессы интеграции в регионе Черного моря и оказали помощь интеграции между Азербайджаном, Грузией и Турцией. Однако скептики полагают, что Азербайджан, Грузия и Турция - не равные партнеры в рамках их регионального союза.
Положение Азербайджана существенно более сильно, чем Грузии из-за его обладания богатейшими энергетическими ресурсами. Турция также перевешивает Грузию посредством ее терминала на средиземноморском побережье, в то время как Грузия остается страной транзита. Тем не менее, это - Грузия, которая гарантирует жизнеспособность проектов, позволяя им транзит через свою территорию, будь то трубопровод или железная дорога. Стратегическое местоположение Грузии на пути от Кавказа до Запада через Турцию – является ее преимуществом в условиях региональной политики.
ОЧЭС, установленная институциализирующаяся инфраструктура для регионального развития, является естественной структурой для успешного развития рождающегося союза Турции, Азербайджана и Грузии. Сказанное приобретает еще больший смысл в свете повышенного внимания ЕС к региону Черного моря и политики соседства Евросоюза в этом регионе, обнародованной в апреле текущего года. Обеспечивая платформу для многостороннего сотрудничества своих государств, ОЧЭС успешно развивает сотрудничество с ЕС. Помимо этого, ОЧЭС вносит большой вклад в процессы интеграции в черноморском регионе.
Перевод: Гюнель Наджафалиева, 1news.az