Гюльтекин Гаджиева: «Антиисламские суждения человека – защитника Аликрама Гумбатова, говорят об очень серьезных явлениях»
Эксклюзивное интервью 1news.az с членом делегации Азербайджана в ПАСЕ, заместителем председателя постоянной комиссии Милли Меджлиса по международным отношениям и межпарламентским связям Гюльтекин Гаджиевой
- Как вы оцениваете итоги очередной летней сессии ПАСЕ? Этот вопрос увязан с ситуацией вокруг масс-медиа. Как известно, в канун летней сессии содокладчик Мониторингового комитета ПАСЕ Андрес Херкель объявил, что положение в масс-медиа может стать предметом обсуждений на осенней сессии ПАСЕ. Насколько реальна такая перспектива?
- Летняя сессия прошла в относительно спокойной атмосфере. Что касается нашей деятельности, то можно сказать: мы работали целеустремленно и на приличном уровне. На сессии не было темы, непосредственно связанной с Азербайджаном, однако наличествовали темы, в косвенной форме затрагивающие интересы страны. Члены делегации Азербайджана выступали не только в качестве представителей страны, но и как европарламентарии, и зарекомендовали себя самым достойным образом, активно участвуя в дебатах общеевропейского масштаба. К примеру, члены делегации достаточно активно дебатировали тему «Религиозная толерантность, межкультурный диалог» и довели до внимания европейской общественности положение с религиозной терпимостью в Азербайджане. Наши парламентарии делали заявления, смысл которых в том, что Азербайджан может рассматриваться как образцовая страна с религиозной толерантностью и что при этом светские и религиозные мотивации не вступают в противоречия, но, напротив, образуют оригинальный синтез. Члены нашей делегации – Самед Сеидов, Рафаэль Гусейнов, Ганира Пашаева, Айдын Мирзазаде – в своих выступлениях выразили аргументированную позицию делегации и по таким темам, как деятельность Европейского банка реконструкции и развития, борьба с антисемитизмом.
К месту будет сказано: наша делегация проявила сугубую активность в обсуждении вопроса о беженцах в Юго-Восточной Европе, переведя внимание на положение азербайджанских беженцев. Наши депутаты проявили активность в комитетах при обсуждении самых различных вопросов, представляющих общий интерес. К примеру, в Комитете по миграции и беженцам был заслушан мой доклад о деятельности Международной организации по миграции. Доклад был принят единогласно и рекомендован к внесению в повестку пленарного заседания осенней сессии ПАСЕ в октябре этого года. Что же касается откровений Андреса Херкеля, то хотя в присутствовал пункт «Обмен мнениями с содокладчиками по Азербайджану», обсуждений как таковых не последовало. Было решено перенести этот вопрос на сентябрьскую сессию.
Если выражаться точно, то вопрос сформулирован иначе, то есть речь идет об обязательствах Азербайджана, отраженных в докладе Тони Ллойда и Андреса Херкеля, а не о положении масс-медиа в Азербайджане. Это обычная процедура, принятая в Мониторинговом комитете ПАСЕ. Здесь периодически проводятся слушания по обязательствам, принятым странами-членами Совета Европы. Что же до Азербайджана, то данный вопрос для ПАСЕ исключительно актуален: впереди президентские выборы 2008 года. Поэтому вопрос о положении в Азербайджане будет периодически рассматриваться. Естественно, что в общей связке тем будет присутствовать тема масс-медиа. Поэтому не надо подходить к практике текущего мониторинга ситуации в Азербайджане как к чрезвычайному явлению.
- В последнее время ряд международных организаций регулярно поднимает тему религиозной толерантности и светских ценностей. Существует ли в современной Европе угроза религиозной нетерпимости? Уместно ли говорить о наличии фактов превалирования религиозных принципов над светскими? Имеются ли основания для подобного беспокойства?
- Благодарю вас за этот вопрос, он дает мне возможность поделиться с читателями соображениями по двум проблемам. Первое. Меня не удовлетворяет положение в области религии, крайне беспокоит рост числа нетрадиционных религиозных организаций, наблюдаемый в последние годы в Азербайджане, и при этом отсутствие каких-либо действенных контрмер. Эта тенденция развивается, и здесь, конечно, кроется источник серьезных опасностей для Азербайджана. И самое меньшее из зол – это возможное снижение уровня межконфессиональной толерантности. Надо изучать нетрадиционные религиозные направления, чтобы эффективно бороться с ними, пресекать их проповедническую активность и разоблачать сущность. Это одна сторона вопроса. Другая сторона, вернее событие, о котором стоит поразмышлять, – полемика на последней сессии ПАСЕ на тему «Государство, религия и светскость».
В полемике задал тон голландский парламентарий Эрих Юнгерс. Тот самый, что ретиво защищал Аликрама Гумбатова, требовал его освобождения. Он в своем вульгарно-поверхностном выступлении утверждал, что люди, исповедующие христианство словом и делом, органично приверженны светским принципам общественного и государственного устройства, чего якобы нельзя сказать о приверженцах ислама, его норм и обрядов. Эта особенность ислама будто бы порождает коллизии. Иными словами, Юнгерс вбрасывает мысль об органической враждебности мигрирующих в Европу мусульман ее светским институтам, ее образу жизни. Эта позиция человека, полагающего себя европарламентарием, несомненно, неприемлема, она противоречит основополагающим принципам Совета Европы. Я в своем выступлении отметила, что такого рода заявления суть воплощения нетерпимости, тенденциозности и что они недопустимы в устах человека представляющего Совет Европы. Ни одна мировая религия не построена на неуважении к другим религиям. В наибольшей степени это касается ислама, самой молодой религии в ряду мировых вероучений. Ислам, как известно, воспринял и трансформировал ценности Ветхо- и Новозаветной традиций.
Я обратила внимание Юргенса и в целом европейских парламентариев на деятельность Усамы бин Ладена, ставшего живым воплощением «исламского фундаментализма» и «исламского терроризма». Мы не должны забывать, сказала я, о том, какие силы его спонсировали. Хотя бы потому, что эти силы не имели никакого отношения к мусульманской религии.Cдругой стороны, мы не должны забывать о том, какие силы вдохновляли политические события, происходившие в Иране в конце 70-х годов, какие европейские страны там действовали. Это были силы, преследовавшие враждебные исламу цели, стремящиеся расколоть его изнутри. Мы должны выступать с позиций уважения к духовным ценностям, к цивилизационным различиям, а не способствовать превращению особенностей мировых религий в камни преткновения на пути к диалогу культур. Я заявила, что Азербайджан является первым светским государством в мусульманском мире начиная с 1918 года ХХ века, демонстрирует религиозную терпимость. В нашей новейшей истории не зафиксировано каких-либо конфликтов на почве религиозной нетерпимости.
В Азербайджане, – стране с преобладающей численностью мусульман - не было каких-либо случаев покушения на светские устои государства, подобной опасности нет и в помине. Азербайджан в данном смысле может стать моделью для Европы. Отмечу без ложной скромности: мое мысли были восприняты европарламентариями с большим пониманием. По завершении моей речи европарламентарии, в подавляющем большинстве отнюдь не мусульмане, говорили, что не разделяют позиции Юргенса, которая представляется им ошибочной, объективно подстрекающей к религиозному экстремизму и терроризму. Европарламентарии подчеркнули понимание ими мотивов моего выступления, отметили насущную необходимость единения усилий в противодействии попыткам расколоть мультикультурное пространство. Тем не менее, нельзя закрывать глаза на то, что такое выступление столь известного парламентария сигнализирует о крайне серьезных явлениях. Оно показывает, что в Европе под ходкими словечками «исламский экстремизм», «исламский терроризм» растут тенденции, которым надо препятствовать самым активным образом.
- Не кажется ли вам, что диффамация ислама и распространение нетрадиционных исламских сект, применяющего насилие ваххабизма – дело рук западных государственных и иных структур?
- Я полностью разделяю ваши выводы. Если обратимся к истории, то увидим, что за спиной нетрадиционных сект стояли отнюдь не мусульманские деятели, а те, кто стремился к смутам и расколам, пребывая вне мира ислама. Сегодня мы видим то же самое. Я вновь хочу привлечь внимание к положениям, высказанным с трибуны ПАСЕ. Различного рода структуры, предстающие символами «исламского фундаментализма», «исламского экстремизма», пользуются поддержкой сил, ведших в прошлом «борьбу с исламским экстремизмом».
Нашим самым весомым вкладом в борьбу с подобной политикой будет сбережение в нашей стране традиций национальной терпимости, принципов светскости при соблюдении уважения к вероисповедным ценностям нашей культуры и пресечении попыток диверсий извне. Я выражаю уверенность в том, что президент Азербайджана и в целом Азербайджанское государство будут как и впредь проводить политику, способствующую сбережению и развитию названных явлений. Оснований для такой уверенности вполне достаточно. В наличии дееспособное правительство. Во главе государства стоит личность, всемерно поддерживаемая народом.
К. Гамидов, 1news.az