Вафа Гулузаде: «Я неоднократно предлагал Абульфазу Эльчибею подписать нефтяные контракты с западными компаниями» | 1news.az | Новости
Интервью

Вафа Гулузаде: «Я неоднократно предлагал Абульфазу Эльчибею подписать нефтяные контракты с западными компаниями»

19:00 - 16 / 07 / 2007
Вафа Гулузаде: «Я неоднократно предлагал Абульфазу Эльчибею подписать нефтяные контракты с западными компаниями»

Эксклюзивное интервью 1news.az с известным политологом Вафой Гулузаде

- Вафа муаллим, в чем причина несовпадения линии российской внешней политики с интересами Азербайджана?

- Россия, создав карабахский конфликт, была уверена, что тем самым создаст ситуацию, в которой Азербайджан никогда не будет осуществлять экономические проекты в обход интересов Кремля. Так оно и было, пока у власти находился Аяз Муталлибов, Абульфаз Эльчибей. Российское руководство имело полную информацию о том, в каком состоянии дела в азербайджанской нефтяной компании, и поэтому было уверено в том, что все держит под контролем, и пока несколько лет эти контракты будут готовиться, Россия еще что-нибудь придумает в дополнение к оккупации азербайджанских земель армянами.

В конце 1992 - начале 1993 гг., когда сложилось очень шаткое положение в стране, я не раз предлагал Эльчибею подписать нефтяной контракт с западными компаниями. Я тогда сказал ему, пусть пригласит немедленно к себе в кабинет представителей западных нефтяных компаний и подпишет с ними рамочные договоренности по освоению углеводородных запасов Азербайджана.

Эльчибей позвонил тогда президенту азербайджанской нефтяной компании Сабиту Багирову, который ему тогда ответил, что техническое обоснование нефтяных контрактов еще не готово к подписанию. На что Эльчибей тогда развел руками, мол, когда будет готово – тогда и подпишем. Я ему сказал, что потом будет поздно, и надо подписать хотя бы протокол о намерениях, и тем самым получить политическую поддержку от больших стран.

Гейдар Алиев как опытный политик оценил сложившуюся ситуацию, провел несколько встреч в Лондоне, затем в Стамбуле, и неожиданно назначил день подписания нефтяного контракта - 12 сентября 1994 года. Я помню, что тогда в Баку был Казимиров как сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России. Так он почернел, когда узнал, что сроки подписания уже назначены, и мы с ним были вместе во дворце «Гюлистан» во время подписания «Контракта века». Он был просто в шоке, и Москва тоже опешила от такого оборота событий. Уже на следующий день Кремль сделал заявление, что разработка нефтяных запасов Каспийского моря недопустима, пока не будет определен статус Каспия. Но никто тогда не обратил уже внимания на это, потому что статус Каспия есть, он определен еще в советское время, и советские республики де-юре являлись независимыми государствами с правом выхода из состава СССР, поэтому с юридической точки зрения Азербайджан все сделал правильно. А когда Г. Алиев в 1999 году поддержал предложение президента США Билла Клинтона о проекте отдельного каспийского газопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, то это стало очередным большим поражением российской политики в регионе.

Россия не смогла в перспективе осуществить реставрацию СССР и своих имперских амбиций. Когда к власти в этой стране пришел молодой, умный и энергичный руководитель – Владимир Путин, он попытался устранить зависимость своей страны от нефтяных долларов, благодаря которым держится вся российская экономика и армия. Дело в том, что еще при Горбачеве, когда СССР пытался как-то выправить положение с экономикой, США внезапно снизили цену на нефть до 12 долларов. Это стало катастрофой для советской системы, построенной на доходах от продажи нефти. Энергичный Путин в попытках собрать вокруг себя лидеров стран-изгоев объехал сразу после своего назначения на пост президента несколько государств Латинской Америки и Азии. Пытался создать газовый ОПЕК, чтобы влиять на мировые цены. Но он, несмотря на свой незаурядный ум и опыт, не может в одиночку противостоять мировой супердержаве - США. На недавней встрече с Бушем взгляд Путина выдавал в нем человека, смирившегося с реалиями, и понимающего бесперспективность конкуренции с США. Белый дом не хочет полного развала Российского государства, более того США ежегодно тратят огромные деньги на поддержку ржавеющего ядерного арсенала России, который представляет огромную потенциальную угрозу всему миру. США сейчас осторожно и спокойно хотят подвести Россию к тому, чтобы она сама осознала, в чем и где находятся ее национальные интересы.

Перед Россией сейчас стоит очень серьезный вопрос – кто такие русские? Ведь это государство состоит из сотни народов и народностей, которые в свое время завоевала Российская империя. И сегодня, когда говорят «гражданин России», сюда должны вкладывать некий общий смысл, в котором нет привилегий только русским. В России развернута широкомасштабная кампания по увеличению рождаемости, но, как ни парадоксально, получается, что это все не встречает поддержки именно у русских, которые фактически находятся на грани вымирания. В то же время в России проживает по официальным данным 20 млн. граждан-мусульман, а по моим данным около 40 млн. Учитывая высокую рождаемость среди мусульман на фоне все время снижающейся рождаемости у русских, получается, что Российское государство финансирует и поддерживает рост именно нерусского населения страны. При этом уже сегодня большую часть ответственных административных постов, основную массу военнослужащих и сотрудников МВД, бизнесменов, деятелей культуры и шоу-бизнеса, составляют граждане нерусской национальности, в основном мусульмане. Россия стала «чернеть», там все меньше сейчас встретишь граждан типичной славянской внешности. Это закономерность, которую надо воспринять и использовать исходя из национальных интересов России.

- Но не секрет, что сейчас у России в запасе свыше 300 млрд. нефтедолларов. Не станет ли это своего рода способом ведения независимой от Запада политики?

- А что касается огромных валютных запасов России, то они находятся в западных банках, деньги российских олигархов находятся там же, поэтому Россия уже не является государством с независимой политикой. Только ура-патриоты и люди, далекие от политики, верят, в то, что Россия изобретет новую супер-бомбу, и США станут отставать от российского ВПК. Нельзя считать независимой ни одну страну, в которой хозяйничает доллар. Не стоит забывать, что сейчас практически все предприятия военной промышленности и научно-исследовательские центры финансируются со стороны США и находятся под контролем Белого дома. В свое время Советский Союз был независимым, потому что поставил «железный занавес» чуждым западным идеологиям, сделал свою валюту и понимал, насколько опасно проникновение доллара на свои рынки. Сегодня американские фирмы во всю хозяйничают в России. К тому же Россия участвует во всех глобальных проектах, организованных США, то есть является проводником американской политики, допустим, по такому проекту как «Борьба с мировым терроризмом», то есть она давно встала под американский флаг. Иран, Северная Корея, Венесуэла пока являются странами, пытающимися противостоять политике США, а Ирак, допустим, уже строит «демократическое» государство и «борется с мировым терроризмом» по американскому сценарию.

- Вафа муаллим, часто говорят, что вы в своих словах придерживаетесь антироссийской точки зрения…

- Надо трезво оценивать ситуацию в мире. Некоторые называют меня проамериканским аналитиком, работающим на Запад. Если я буду анализировать идущие в мире политические процессы в угоду США, России или Ирану, то грош мне цена как политологу. После моей отставки и по нынешний день я получал различные предложения от многих зарубежных источников, чтобы иметь свой информационный центр, напичканный современной техникой и полностью оплачиваемый от «спонсора», но с условием работать по определенной указке. У меня была мысль иметь свою аналитическую организацию, я даже зарегистрировал в Минюсте «Центр политических исследований Каспийского региона». Но потом я увидел, что, получив от кого-то что-то, становишься его «рабом». Я от этой идеи отказался. Ко мне часто обращаются представители иностранных СМИ, и говорят, что у меня один из самых активных аналитических центров в Азербайджане, при этом, не зная, что единственным сотрудником его являюсь я сам. Допустим, российское посольство меня несколько раз приглашало, где мне говорили: «Уважаемый Вафа Мирзоевич, вы же наш, вы же МИДовец, мы нуждаемся в том, чтобы такие люди были с нами». Я тогда отвечал, что: «Между нами стоит Нагорный Карабах, и как только вы освободите наши земли, я на следующий день стану гражданином России, и буду работать в вашем посольстве в Баку».

Азербайджанские власти мне предлагали даже большее – стать лидером одной из оппозиционных партий, но, конечно, с условием, что она будет управляемой сверху. Но это все не мое.

- Как вы представляете себе механизм дальнейшего претворения демократических реформ в постсоветских странах?

- Демократические процессы в Азербайджане и всех странах постсоветского пространства развиваются скачками: то рывок вперед, то откат назад, но после каждого отката общество, собравшись силами, вновь делает несколько шагов к демократии. У нас уже началось становление основного сегмента демократии: рыночной экономики, которая рождает свободу и независимость у людей, в СМИ журналисты пишут все, что хотят, правда, при этом их наказывают, но фактически сейчас в прессе можно свободно высказываться. Правда, сейчас и рыночная экономика у нас принимает уродливые формы, когда развиваются и процветают только определенные люди из своего властного круга, но это закономерный процесс, который приводит к появлению различных финансовых кругов, способных вести серьезную политическую игру в стране. Среди бывших советских республик  Азербайджан наиболее быстро интегрируется в мир капиталистического производства. Да, капитализму в начальный период присущи большие «социальные ножницы», когда появляется пропасть между очень богатыми и очень бедными гражданами страны. Исчезает опора общества – средний класс и интеллигенция. Но этот же путь прошли страны Европы и США. А после, когда появляются большие деньги, власти становятся заинтересованы в их стабильном росте и отсутствии проблем с рабочим классом, который у нас еще будет вновь создан. Решение социальных проблем становится гарантом спокойствия и стабильности для властей страны, и мы тоже пройдем весь этот путь развития.

В чем сложность политической ситуации в Азербайджане? Дело в том, что у нас нет оппозиции в том понимании, в каком она действует в европейских странах или США. Человек с улицы ни в одной из демократических стран не может прийти к власти. К власти в стабильных странах приходят люди из одного и того же класса, в данном случае предпринимателей и буржуазии. В демократических странах оппозиция и власть являются выходцами из одного класса. Теперь посмотрим, кто такая оппозиция на постсоветском пространстве, в частности, в Азербайджане. Это люди, которые в момент развала Советского Союза нечаянно попали на некоторое время в руководство страны. Они в итоге оказались неспособными ее удержать, сдав управление страной, превратились в оппозицию. Они не являются представителями предпринимательской элиты, нет ни материальных, ни политических, никаких других сил для ведения независимой борьбы за власть. А что касается социальной базы, то оппозиция опирается на протесты части населения страны, для того чтобы создавать видимость политической деятельности. Но сегодня даже сама оппозиция прекрасно отдает себе отчет, что она существует для того, чтобы оправдывать действия властей. Ведь для того, чтобы наша власть была демократической в западном понимании, ей нужна оппозиция, существование которой не дает говорить о диктате и авторитаризме. На Западе оппозиция нужна для того, чтобы исправлять ошибки той части своего класса, которая в данный момент у власти. То же самое делают демократы в США, когда, придя к власти, корректируют действия республиканцев. То же самое делают в Великобритании лейбористы и консерваторы, то есть все они - представители одного класса, заинтересованного не в разрушении того, что наработано властями, а в исправлении и дальнейшем прогрессе своего общего бизнеса, а значит, и своей страны. Они, приходя к власти, не стремятся повесить, расстрелять или посадить в тюрьму своих предшественников, и уничтожить представителей другого класса. Именно создание оппозиции из рядов нынешней политической и бизнес-элиты Азербайджана является залогом устойчивого развития страны вне зависимости от личностного фактора. Это и есть демократический механизм управления страной.

- В каком формате вы видите будущее не только Азербайджана, но и всего Южного Кавказа?

- Если у той же Армении появится возможность соскочить с российского поезда, который мчится под откос, она обязательно им воспользуется. Нынешнее руководство Армении назначено Москвой, поэтому не может вести свою политику, но в Армении есть прозападные оппозиционные политические силы, финансируемые США, которые и ждут своего момента.

Я вижу будущее Южного Кавказа в конфедерации Азербайджана, Грузии и Армении, как это уже было в начале века, когда российская политика не позволила осуществиться этому замыслу. Если никто извне не будет заинтересован сталкивать страны региона друг с другом, то здесь в перспективе у нас может быть нечто похожее на Евросоюз, когда границы всех стран открыты для всесторонней интеграции. Но для этого требуется полное поражение нынешней внешней политики России, которая не в интересах ни азербайджанцев, ни армян, ни грузин, ни самих российских граждан. Идея того, что можно восстановить свою былую военную мощь за счет эксплуатации других народов и показать вновь США «кузькину мать» продолжает греть умы некоторых российских политиков и генералов советской закалки. Но на все это уже у сегодняшней России силушек-то и нет. Поэтому я смотрю на будущее региона и Азербайджана с большим оптимизмом, потому что и Азербайджан, и Армения, и Грузия вынуждены будут строить демократическое государство, совместно развиваться и быть надежными партнерами.

Ризван Гусейнов, 1news.az

Поделиться:
2205

Последние новости

Все новости

1news TV