Панах Гусейн: «Либеральные ценности, сохраняя свою универсальность, преломляются в национальных и религиозных течениях»
Эксклюзивное интервью 1news.az с депутатом Милли Меджлиса из группы «Мусават» Панахом Гусейном
- В азербайджанском обществе бытует мнение об опасности нетрадиционных религиозных сект и прежде всего сект мусульманского вероисповедания, поскольку они выступают с позиций религиозной нетерпимости, имеющей выходы в сферу политики. Насколько велика опасность религиозной нетерпимости?
- Мой подход к этой теме состоит в том, что угрозой государственности, народу, гражданскому будущему Азербайджане являются не религия, а бездуховность, безверие и нравственная опустошенность. База для деятельности определенных религиозных течений, в том числе тех, что чужды нам, не соответствуют национальным нормам жизнеповедения, в известной мере создается бездуховной политикой на уровне государства. Потому что люди, выражая протест против сложившихся порядков, обращают взоры к религиозным истинам, чем вовсю пользуются сектантские структуры. Это одна сторона темы. Его вторая сторона в том, что наличествуют структуры, которые под видом мусульманских организаций проводят идеи в целом враждебные религиозным ценностям. Тому есть немало причин. Наблюдаются тенденции паразитирования на идеях нравственного оздоровления общества теми структурами, которым на деле эти идеи глубоко враждебны. Они пытаются задействовать тягу к нравственным переменам для создания кризисной ситуации и соответствующего переброса массовой энергии в плоскость политики. Пристально наблюдая динамичный разворот такой пропаганды, я пришел к выводу, что его творцы всякий раз активизируются именно в период выборов, - они организованно вводят в речевой оборот слова об угрозе ислама. И это происходит не только в Азербайджане.
В общем мой подход таков: деятельность несовместимая с национально-государственными интересами Азербайджана, противоречащая международным правовым нормам, ставящая под сомнение и попирающая права и свободы человека, безусловно должна пресекаться в рамках существующих законов. Однако религиозная убежденность требует к себе иного отношения, то есть применения мер, находящихся за пределами администрирования.
- Из ваших слов получается, что выпячивание темы деятельности религиозных структур выгодно некоторым силам. Вы полагаете, что у кого-то возникает соблазн использовать тему врага в лице религиозных структур?
- Здесь главное – само существование явления. Нет сомнений в том, что духовную пустоту заполняет религиозная пропаганда. Общество инстинктивно реагирует на ситуацию в сопротивленческом ключе и таким образом соблазняется религиозными сектами. Эта тенденция особенно заметна в молодежной среде.
- В этой эрозии нравственных устоев общества есть доля вины оппозиционных сил?
- Нельзя винить оппозицию. Условия для распространения нетрадиционных сект порождены отсутствием нормальной состязательности идей, питательная среда для сект порождена идеологической одномерностью и политической ангажированностью телеканалов, с их уклоном в сторону безнравственных шоу-программ. Это как «дважды два четыре» - просто, ибо очевидно. С другой стороны в обществе всегда бывает конкуренция идей. Надо быть психологически готовым к борьбе идей. Если наши официальные религиозные учреждения не выдерживают этой конкуренции по причине недостатка культурных, интеллектуальных ресурсов и компенсируют эту слабость административным ресурсом, то эффект будет прямо противоположен замышленному. Следствием такой силовой полицейской реакции будет широкая диффузия в толщу общества нетрадиционных вероисповеднических сект.
- Как реагирует само общество на подобные факты?
- Реакция общества на эрозию духовных устоев пока еще неадекватна тяжести ситуации. Необходимо тотальное сопротивление общества. Оно должно быть многоаспектным. Сопротивление должно идти и по социальной линии, и по линии мировоззрения - оно должно быть богатым на формы. У этого сопротивления несомненно имеется политическая сторона. Но политическая сторона не упорядочена и потому реакция общества все еще не адекватна. Некоторых людей волнует дальнейший ход событий, то есть при сохранении тенденции ослабления нравственных ориентиров, воздействие нетрадиционных, нелегитимных, неформальных религиозных течений может достичь критической точки. Куда поведет Азербайджан это воздействие – это вопрос, который вызывает тревожные раздумья. Надо, как минимум, положить конец политике деморализации общества.
- Насколько обоснованным может быть прогноз о вытеснении исламистами традиционной, национально-демократической оппозиции?
- Мы не должны считать, что традиционная, национально-демократическая оппозиция, – это сплошь немусульманская масса. Если речь идет только о политических лозунгах, идейной платформе, то во всем мире наблюдается одно явление, а именно: либеральные ценности, несомненно, сохраняя свой универсальный характер, преломляются в различных национальных, в том числе религиозных течениях. Этот процесс неустраним и в Азербайджане.
- Недавно председатель Объединения азербайджанско-турецких женщин Танзиля ханум Рустамханлы сделала заявление о том, что в 2013 году исламские секты планируют овладеть властью в Азербайджане. Такая опасность реальна?
- Я не знаю на какие факты опиралась Танзиля ханум. Однако, судя по материалам печати, могу сказать, что делаются попытки ажиотажно извещать общество о каких-либо сектах. Я полагаю, что эта тема раздута, перспектива прихода к власти приверженцев той или иной секты в Азербайджане не просматривается.
- Обычно активизация оппозиции приходится на осенний сезон. К тому же впереди очередные президентские выборы. Чего нам ожидать от оппозиции?
- Летом, и так заведено во всем мире, политическая активность спадает. Бывают, правда, исключения. К примеру, в братской Турции пик политической активности пришелся на летние месяцы, что связано с грядущими парламентскими выборами. Наблюдается серьезная политическая борьба между военными и исламистскими кругами в Пакистане. Нет сомнения в том, что осенью оппозиция активизируется. В пользу данного прогноза свидетельствуют заявления оппозиционных партий. Через некоторое время будет дан старт официальной готовности к выборам. Активность будет много выше нынешней.
- Известно, что в предвыборные периоды стан оппозиционных сил переживает всплеск противостояний и размежеваний, которые пытаются объяснять как результат целенаправленной деятельности правящей власти. Готова ли оппозиция парировать властям в этом направлении?
- Да, конечно, власть делает попытки обессилить конкурирующую с ней оппозицию и упомянутый Вами сценарий является частью общего замысла. Ничего нового здесь нет – такова мировая практика. И в Азербайджане такие действия ожидаемы, но они могут быть приемлемы при одном условии: наличии демократической среды, демократических законов и правил политического поведения. К сожалению, у нас предвыборная борьба выходит за пределы законов, сопровождается злоупотреблениями властными ресурсами. Поэтому определенная часть людей воспринимает даже естественную политическую конкуренцию как проявление какого-то сценария властных кругов. Однако здесь имеет место и такая форма борьбы как нарочитое стремление ряда оппозиционных структур подать все явления конкуренции как реализацию сценария властей. Мне думается, что при оценке политических фактов надо проявлять некоторую толерантность. Толерантность как наживная черта в особенности нужна для верной характеристики позиций в стане оппозиции.
Камиль Гамзаоглу, 1news.az