Ильгар Ибрагимоглу: «В Азербайджане исторически сложилась культура толерантности» | 1news.az | Новости
Интервью

Ильгар Ибрагимоглу: «В Азербайджане исторически сложилась культура толерантности»

09:56 - 26 / 07 / 2007
Ильгар Ибрагимоглу: «В Азербайджане исторически сложилась культура толерантности»

Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем Центра по защите свободы совести и вероисповедания (DEVAMM), правозащитником Ильгаром Ибрагимоглу

- Ильгар бей, вас удовлетворяет положение с религиозной толерантностью?

- Толерантность в Азербайджане всегда была на высоком уровне, и сегодня в этом плане ухудшения ситуации нет. Порой можно слышать, что столь высокая терпимость к разным религиозным убеждениям противоречит нашим общим интересам. Можно, конечно, думать, что подобные суждения в определенном смысле верны. Человеческие сообщества должны в любой области соблюдать некий общий порядок вещей, и в этом аспекте нет абстрактной пользы, как от исламской толерантности, так и от исламской нетерпимости. Однако, в реальности, в Азербайджане, с точки зрения национальных интересов, исторически сложилась образцовая культура толерантности. Я считаю, что истоком является наша исламская вера, она, эта терпимость, коренится в ее ценностях. Наряду с этим в последние годы наше общество заражают определенными вирусами, в том числе вирусом ваххабизма, что ведет к складыванию чуждой нам среды нетерпимости, носителями которой становятся люди исламского вероисповедания. Такие явления в истории встречались, то есть ваххабиты совершали нападения на исламские центры, сеяли раздоры, творили беды. В последние годы наглядный пример, – это организация «Талибан» в Афганистане. В Ираке - это постоянное явление. Там ваххабиты подрывают мечети, подвергают невинной смерти множество людей. Зная об этом, мы должны сохранять наш уровень толерантности, оберегать среду религиозно-нравственной терпимости.

- Не кажется ли вам, что распространение в Азербайджане, в других мусульманских странах нетрадиционных религиозных течений поощряется силами, декларирующими борьбу с «исламским экстремизмом» и «исламским фундаментализмом»?

- Во-первых, я не считаю корректным разделение исламского вероисповедания на традиционное и нетрадиционное течения. Каждое течение имеет свое право на существование. Во-вторых, религиозные течения ваххабистского типа, которые проявляют доктринальное высокомерие, агрессивную нетерпимость к другим и пытаются монопольно властвовать, - все они заслуживают пристального внимания, настороженного отношения. Надо вникнуть в их конкретику и выяснить степень исходящей от них угрозы личной и общественной безопасности. Историческими фактами подтверждается: ваххабизм как религиозное течение порожден ненавистниками ислама в качестве подрывной силы, действующей внутри исламской общины. К примеру, если мы приглядимся к событиям в Чечне, то узрим немало поучительного. Чеченское общество – здоровое и цельное в своем исламском мироощущении, подвергшееся атаке извне, опустилось на уровень ваххабита Хаттаба, – и все мы стали свидетелями безотрадных итогов.

Если мы призадумаемся над последними событиями в Пакистане, то и здесь обнаружим следы деятельности ваххабитов, в частности, в проведении ошибочной религиозной политики, препятствующей нормальному течению религиозной жизни. Поэтому в нормальных обществах к истинным вероисповеданиям проявляют мягкое, либеральное отношение. При таком раскладе отношений в обществе не может быть успеха у экстремистских, радикальных течений типа ваххабизма, их участь никогда не будет счастливой. Ваххабизм получает питательную среду и доминирует там, где создаются препоны на пути мусульманского проповедничества, где суживаются возможности исламского просветительства. К месту будет сказано: обратите внимание на турецкое общество, здесь вирусов ваххабизма практически нет, потому что здесь налажен процесс исламского просветительства, - он был, и он есть.

- Как, по-вашему, в Азербайджане воспринимают угрозы ваххабизма?

- В азербайджанском обществе в отношении к некоторым мусульманским течениям порой применяются преувеличенно-негативные оценки, сама проблема наличия таких течений чересчур раздувается. В особенности, в последнее время произносятся речи о растущих опасностях, порождаемых деятельностью этих течений, и даже называются конечные сроки полного завладения ими сознания азербайджанского общества – 2008, 2010, 2013 годы. Единственное средство отражения угроз свободе религиозных убеждений, светским принципам государственности, – это просветительство.

- Насколько обоснованным может быть предположение о том, что исламисты заменят нынешнюю оппозицию, именующуюся национально-демократической?

- В стране отсутствуют условия, чтобы в дополнении к существующей оппозиции прибавилась оппозиция религиозная. Поэтому подобные темы спекулятивны. Мы должны стремиться к созданию нормального гражданского общества, должны осознать, что Азербайджан обладает прекрасными для этого  возможностями. Это общество должно построить государство, способное обеспечить демократию, развитие, сбережение прогрессивных традиций. Эта задача зависит от каждого нашего гражданина. В этом смысле турецкое государство на днях показало, что оно выдержало экзамен на демократические выборы. Будущее государства лежит через демократические выборы. Если сегодня в Турции Партия справедливости и развития, – организация, опирающаяся на принципы духовности, - смогла вписаться в демократические процессы, соблюсти европейские электоральные нормы, то почему этого не может быть у нас? Хочу также напомнить, что у нас, будь-то у партии власти или у партий оппозиции, имеются концепции, отражающие в той или иной степени духовные ценности ислама. Ни один политик, ни одна политическая структура в стране не дистанцируются от исламских ценностей. Поэтому единственным препятствием погромному радикализму может быть широкий процесс демократизации: плюрализма, выборности, законности. Только при таких переменах места радикализму не останется.  

- В последнее время муссируется идея обновить закон о религиозных убеждениях за счет его ужесточения, чтобы правовыми средствами отстоять наличествующую религиозную толерантность. Есть ли такая необходимость?

- Даже обновленный закон будет исполняться чиновниками, но, к сожалению, в данной сфере корень проблем – это низкий профессиональный уровень чиновничества. В Азербайджане ощущается нужда в сильных профессионалах, способных правильно работать с религиозными конфессиональными объединениями. Требуется время, чтобы процесс формирования профессиональных чиновников дал приемлемые результаты. Сегодня во многих ситуациях чиновники, ответственные за данную область взаимоотношений с религиозными объединениями, ведут себя как распорядители, хотя на деле обязаны обеспечивать свободу вероисповедания. Вот где завязываются узлы проблем.

- Вы выразили жесткую позицию в отношении арестованного писателя Рафига Таги. Не является ли ваша позиция образчиком нетерпимости?

- Моя позиция по поводу публикации Рафига Таги остается неизменной: всякий, кто проявил глумливость в отношении сакральных смыслов – к Создателю, Пророку, вере, - а также к светским высоким понятиям – нации, флагу, гербу – должен понести правовую ответственность. Потому что жизненная среда, в которой царит безнаказанность, не может уберечь духовные ценности, и такая среда неизбежно ввергается в состояние анархии. Всякая личность в своем обращении к сакральным и высоким образам должна проявлять максимум нравственной ответственности, осознавать, таким образом, пределы данной ему обществом личной свободы. 

Камиль Гамзаоглу, 1news.az

Поделиться:
1904

Последние новости

Все новости

1news TV